Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа налоговых органов по обложению доходов граждан от предпринимательской деятельности.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, есть налоговые льготы более частного характера по компенсациям родственникам погибших военнослужащих, компенсациям по натуральному довольствию, выплатам донорам, доходам старательских артелей и т.п.

Для работающих, ежемесячно предоставляются льготы, уменьшающие совокупный доход в размере 5-ти, 3-х, 2-х, либо одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) в зависимости от группы налогоплательщика и размера совокупного дохода. Льготы предоставляются и на иждивенцев, к числу которых относятся дети, не достигшие 18 лет, либо учащиеся дневных форм обучения до 24 лет, а также не работающие граждане, проживающие с работником на одной жилплощади и не имеющие самостоятельного источника доходов.

Ставки подоходного налога прогрессивны, максимальная ставка равна 35 %. Налог по месту основной работы взимается по истечении каждого месяца нарастающим итогом с учетом всех льгот. По окончании года производится перерасчет налога исходя из сумм, составляющих совокупный доход физического лица.

Одновременно, налогообложению подлежат любые доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, получаемые физическими лицами одновременно с доходами по основному месту работы (службы, учебы) от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей. При этом ежемесячные уменьшения доходов не по основному месту работы не производятся.

Предприятия и организации, производившие выплаты доходов, обязаны ежегодно представлять налоговым органам сведения о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов с данной категории населения. Физические лица, кроме лиц, получающих только доход по месту основной работы или не имеющих постоянного места жительства на территории РФ, а также кроме всех граждан, совокупный доход которых не превысил величину, облагаемую по минимальной ставке (12 %), обязаны представить налоговым органам декларацию о своих доходах. Декларация заполняется по определенной форме, и в ней указываются все полученные доходы за год, источники их получения, произведенные расходы, суммы начисленного и уплаченного налога. Декларация предоставляется по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

За неподачу, или несвоевременную подачу декларации, включение в декларацию искаженных данных, отсутствие полных данных в книге учета доходов и расходов, налоговой инспекции предоставлено право налагать административный штраф в размере от 2 до 10 МРОТ в зависимости от размера и повторности налоговых правонарушений.

Другим важным налогом, бремя которого возлагается на физических лиц, является земельный налог.

Земельный налог взимается при получении земли в собственность, владение, пользование (кроме аренды).

Налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Размер его зависит от местоположения участка и качества земли, но не зависит от результатов хозяйственной деятельности на земле.

Минимальная ставка земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ. Размер земельного налога корректируется с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Для иных целей, используемые участки в границах сельских населенных пунктов, плата за землю устанавливается в размере 5 рублей за квадратный метр.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается на основе средних ставок для этих земель в пределах норм их отвода. Максимальные ставки составляют 10 рублей за квадратный метр. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания малочисленных народов и этнических групп; участники ВОВ; инвалиды 1 и 2 групп и т. д. Кроме того, временно освобождаются от земельного налога граждане, впервые организующие фермерское хозяйство (в течение 5 лет); получившие землю, нуждающуюся в рекультивации (на первые 10 лет) и получившие землю, находящуюся в стадии сельскохозяйственного освоения (на период освоения).

Налогообложение капитала, недвижимости или отдельного имущества, принадлежащих физическим лицам, представлено в российском налоговом законодательстве налогом на имущество. Данный налог уплачивают граждане, имеющие в собственности жилые дома, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения, а также мотоциклы, моторные лодки, яхты, вертолеты и другие транспортные средства. Налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, установленной органами законодательной власти субъектов федерации в размере, не превышающем 0,1 % от их инвентарной стоимости. Не уплачивают налог на имущество физические лица: Герои СССР и РФ, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры, граждане, уволенные с военной службы и др.

Физические лица являются плательщиками налогов, формирующих дорожные фонды. Налог с владельцев транспортных средств уплачивают физические лица ежегодно, имеющие в собственности транспортные средства на пневмоходу. Ставки налога зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя.

При приобретении автотранспортных средств физические лица платят сумму акцизов.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, могут являться плательщиками налога на реализацию ГСМ (при реализации ГСМ по договорам комиссии и поручения) и пользователей автодорог.

При открытии наследства (если его стоимость более 850 МРОТ) с физических лиц взимается налог с наследств и дарений. Он уплачивается в срок оформления передачи прав собственности, единовременно, но по прогрессивным ставкам в зависимости от стоимости имущества.

Госпошлины взимаются: с подаваемых в суд и арбитраж исковых заявлений; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях, а также за выдачу копий нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и т. п.

В государственный бюджет население также вносит и различные сборы: регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, образование и т. д.; сбор с владельцев собак; лицензионные сборы за право заниматься различными видами предпринимательской деятельности и т.п. Состав, размеры и другие условия взимания сборов полностью определяются местными органами власти.

Население также обязано участвовать в формировании некоторых внебюджетных социальных фондов: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

В соответствии с Федеральным законом N 118-ФЗ с 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. В нее, в частности, включена глава 23 "Налог на доходы физических лиц". Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают с них именно этот налог. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) перечисляют со своих доходов и индивидуальные предприниматели, которые не переведены на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и не используют упрощенную систему налогообложения, то есть налогообложение которых производится по так называемой традиционной системе.

В соответствии со статьей 207 главы 23 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются:

1) физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации, - со всех своих доходов;

2) физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, - с доходов, полученных от источников в Российской Федерации.

В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Особенностью последней категории является то, что в законодательстве по НДФЛ индивидуальные предприниматели, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков данного налога, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ у физических лиц.

Таким образом, особенности исчисления и уплаты сумм налога на доходы индивидуальными предпринимателями следует рассматривать также с двух сторон. Мы в первую очередь остановимся на вопросах, касающихся порядка расчета и уплаты НДФЛ предпринимателями именно в качестве самостоятельных НП.

При ведении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами, объектом налогообложения являются доходы, полученные в течение налогового периода (календарного года) как от источников в России, так и за ее пределами.

При исчислении налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде (календарном году). Такими доходами для него будут являться не только его доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в особом порядке в соответствии со статьей 227 НК РФ, но и все прочие доходы, которые он получал как физическое лицо, то есть вне рамок предпринимательской деятельности. К числу последних, например, могут относиться: оплата труда при работе на предприятии по трудовому договору (в том числе по совместительству), вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, доходы от размещения средств в банке и материальной выгоды при получении кредитов под процентную ставку ниже учетной ставки ЦБ РФ, авторские гонорары, доходы от продажи личного имущества и др.

При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности ПБОЮЛ уплачивает самостоятельно, а с прочих доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ, как правило, удерживает работодатель. Однако и те и другие доходы указываются предпринимателями в единой налоговой декларации, представляемой по итогам года, только в разных ее частях (листах).

Механизм расчета облагаемого дохода для граждан, ведущих предпринимательскую деятельность, определен порядком декларирования физическими лицами подлежащего налогообложению дохода. В соответствии с пунктом 5 статьи 227 НК РФ граждане-предприниматели в любом случае независимо от размера и вида полученных доходов обязаны в сроки, установленные статьей 229 НК РФ, подавать в НО по месту регистрации декларацию о фактически полученных ими доходах и произведенных расходах. Общий срок для подачи такой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, в случае прекращения такой деятельности в течение года обязаны представить в НО по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в пятидневный срок со дня прекращения деятельности. По окончании налогового периода данные НП так же, как и другие предприниматели, продолжающие свою деятельность, обязаны представить в НО по месту своего учета годовую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.23

На основе этой единой декларации рассчитывается общая сумма НДФЛ со всех доходов гражданина, которая подлежит доплате или возврату по итогам прошедшего года.

При этом по суммам доходов, полученных гражданами -предпринимателями от работодателей, они имеют право на стандартные, социальные и имущественные вычеты, а также профессиональные вычеты по деятельности, не относящейся к предпринимательской. Порядок их расчета и отражения в налоговой декларации не зависит от того, ведет физическое лицо предпринимательскую деятельность или нет.

В отношении же доходов от предпринимательской деятельности в первую очередь речь идет о предоставлении профессионального налогового вычета по специальным правилам, установленным в пункте 1 статьи 221 НК РФ. Если предприниматель не является работником по отношению к иным работодателям и ему не предоставлялись в связи с этим стандартные налоговые вычеты, то указанные вычеты применяются предпринимателем самостоятельно при подаче налоговой декларации. Один из стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода предоставляется предпринимателю на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, при подаче налоговой декларации в НО по окончании налогового периода (года). Для предоставления стандартных налоговых вычетов у индивидуальных предпринимателей определяется среднемесячный доход.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Первый случай возможен, когда налоговый агент удержал с дохода предпринимателя налог в связи с тем, что последний не представил свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя или когда налог был удержан налоговыми агентами по другим суммам дохода гражданина, не связанным с его предпринимательской деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 219 НК РФ, предпринимателям, как и другим НП, могут предоставляться социальные налоговые вычеты.

Как видим, круг вопросов, которые необходимо изучить предпринимателям для правильного исчисления НДФЛ, весьма широк. Прежде всего, предпринимателям необходимо обращаться к нормам главы 23 НК РФ, поскольку Налоговый кодекс является законодательным актом прямого действия, то есть не требует издания дополнительных разъяснительных инструкций.24 Изданный МНС России документ предназначен для налоговых служб и является внутриведомственным документом, регистрации в Минюсте он не подлежит. При оформлении актов налоговых проверок НО не вправе ссылаться на тот или иной пункт Методических рекомендаций. Однако предпринимателям будет полезно с ними ознакомиться, как и с другими разъяснениями НО в форме писем, чтобы знать их позицию в толковании тех или иных спорных положений Налогового кодекса. Кроме того, во многих случаях данные документы в отличие от норм самого Налогового кодекса носят исключительно прикладной характер, содержат практические советы и примеры, иллюстрирующие законодательные нормы. Так что они могут оказать практическую помощь в работе.

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью