Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование механизма исчисления и взимания транспортного налога для определения направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание транспортного налога;
изучить действующий механизм исчисления и взимания транспортного налога;
дать оценку действующему механизму исчисления и взимания транспортного налога;
разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения транспортных средств
1.1 Экономическое содержание транспортного налога 6
1.2 Методика исчисления и взимания транспортного налога 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения транспортным налогом 29
2 Анализ налогообложения транспортным налогом
2.1 Роль транспортного налога в формировании республиканского
бюджета Республики Коми 40
2.2 Оценка механизма исчисления транспортного налога в
ООО «Сысольский лесокомбинат» 41
2.3 Анализ контрольной работы налоговых органов
за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
в бюджет транспортного налога 48
Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и
взимания транспортного налога
3.1 Проблемы исчисления и взимания транспортного налога 54
3.2 Направления совершенствования транспортного налога 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Для признания организации и физического лица налогоплательщиком должны одновременно выполняться следующие условия:

во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц;

во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые  указаны в статье 358 Налогового кодекса  РФ, то есть являются объектом обложения транспортным налогом;

 в-третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности.

"Транспортные средства" - это  обобщенное наименование объекта  налогообложения. В соответствии  со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.                                                                                       Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.                                                     Кроме того, установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.                             Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.                                                                                В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст.357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.              Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.                                     Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

Часть 3 статьи 357 НК РФ предусматривает  лиц, не являющихся налогоплательщиками  транспортного налога, а именно: лица, являющиеся организаторами Олимпийских  игр и Паралимпийских игр в  соответствии со статьей 3 Федерального Закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых их в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитие города Сочи как горноклиматического курорта.                                                                            Объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

Согласно ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной  регистрации воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические  объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной  регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации  автомототранспортных средств и  других видов самоходной техники  на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

Объектами налогообложения признаются:

- автомобили, мотоциклы,  мотороллеры, автобусы и другие  самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу;

- самолеты, вертолеты,  теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,  гидроциклы, несамоходные (буксируемые  суда) и другие водные и воздушные  транспортные средства, зарегистрированные  в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст.358 НК РФ).

Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц).

Список объектов транспортного  налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ):

- весельные лодки,  а также моторные лодки с  двигателем мощностью не свыше  5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для  использования инвалидами, а также  автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские  и речные суда;

- пассажирские и грузовые  морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

- тракторы, самоходные  комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

- транспортные средства, принадлежащие  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

- транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения  факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

- самолеты и вертолеты санитарной  авиации и медицинской службы;

- суда, зарегистрированные в Российском  международном реестре судов.

Особую значимость транспортного налога имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.                                                                         Такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.                                                   При рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.                                                                                                                      По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств. 

Статья 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» предусматривает перечень лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога:

1) Герои Советского  Союза, Герои Российской Федерации,  граждане, награжденные орденами  Славы трех степеней;

2) граждане, подвергшиеся  воздействию радиации вследствие  чернобыльской катастрофы, получающие социальные льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

3) инвалиды I и II групп  и инвалиды с детства при  условии, что мощность двигателя транспортного средства, находящегося в их собственности, не превышает 100 лошадиных сил;

4) участники Великой Отечественной  войны, других боевых операций  по защите СССР из числа  военнослужащих, проходивших службу  в воинских частях, штабах и  учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

5) члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца;

6) органы государственной  власти Республики Коми, государственные  органы Республики Коми, органы  местного самоуправления в Республике  Коми, а также бюджетные учреждения - по транспортным средствам, содержание которых осуществляется соответственно за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов на основании сметы доходов и расходов, при условии ведения раздельного учета льготируемых транспортных средств;

7) организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся  производством сельскохозяйственной  продукции, если выручка от  реализации произведенной ими  сельскохозяйственной продукции  и продукции ее переработки  превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

8) общественные организации  и их отделения на местах  Всероссийского общества инвалидов,  Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций;

9) организации  Общероссийской общественной организации  "Российский Красный Крест".                                                                                                         

При рассмотрении вопроса  об объекте налогообложения представляет интерес вопрос о порядке налогообложения  транспортного средства, числящегося  на балансе у организации, но не прошедшего государственную регистрацию. Такой  вопрос нередко возникал при применении налога с владельцев транспортных средств. Его решение предложено МНС России в п. 48 Инструкции N 59, согласно которому налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в органах Госавтоинспекции, военной автоинспекции, госсельхознадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".                                                         Следовательно, организация, имеющая на балансе транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, уплачивает налог с владельцев транспортных средств в общеустановленном порядке.                                  

Если деятельность налогоплательщиков связана с торговлей транспортными  средствами, то есть автомобили приобретаются  для последующей перепродажи, то в отношении таких транспортных средств налог также не уплачивается.                                                                                                                                                                                                           В соответствии с пп.7 п.2 ст.358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, также не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ПО от 16.05. 2006 N А12-30480/05-С29, ФАС СЗО от 10.03. 2006 N А13-8082/2005-19).                                                                             До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.                                                                                           В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.                                                         Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.  

 

 

                                                                    

Таблица 1 – порядок  формирования налоговой базы по транспортному налогу

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога