Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель дипломной работы – исследование механизма исчисления и взимания транспортного налога для определения направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание транспортного налога;
изучить действующий механизм исчисления и взимания транспортного налога;
дать оценку действующему механизму исчисления и взимания транспортного налога;
разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения транспортных средств
1.1 Экономическое содержание транспортного налога 6
1.2 Методика исчисления и взимания транспортного налога 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения транспортным налогом 29
2 Анализ налогообложения транспортным налогом
2.1 Роль транспортного налога в формировании республиканского
бюджета Республики Коми 40
2.2 Оценка механизма исчисления транспортного налога в
ООО «Сысольский лесокомбинат» 41
2.3 Анализ контрольной работы налоговых органов
за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
в бюджет транспортного налога 48
Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и
взимания транспортного налога
3.1 Проблемы исчисления и взимания транспортного налога 54
3.2 Направления совершенствования транспортного налога 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений".
В соответствии с Законом Республики Коми от 26 ноября 2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге» налогоплательщики-организации, уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового
периода налогоплательщики-
Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Для сравнения сопоставим Республику Коми и Кировскую область. Там налог введен Законом Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области".
В нем сказано следующее. Для организаций, которые в предыдущем году исчислили транспортный налог в сумме менее 5000 руб., отчетные периоды не устанавливаются.
Организации по итогам налогового периода уплачивают налог не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за этот период. Налоговую декларацию за налоговый период нужно представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). По итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Физические лица уплачивают налог на основании налоговых уведомлений не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
А вот в Ненецком автономном округе налог введен Законом Ненецкого автономного округа от 25.11.2002 N 375-ОЗ "О транспортном налоге". Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды не установлены. Уплата налога (авансовых платежей) и представление декларации (расчета авансовых платежей). Организации уплачивают 70% налога в виде текущего платежа не позднее 1 сентября. Налоговый расчет текущего платежа представляется в срок не позднее 1 августа налогового периода. Не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, производится окончательный расчет с учетом уплаченного текущего платежа и представляется налоговая декларация. Физические лица уплачивают налог единовременно не позднее 1 сентября налогового периода. При регистрации транспортного средства после 1 июня налогового периода налог уплачивается не позднее 1 сентября. Физические лица уплачивают налог на основании уведомления налоговых органов (вручается не позднее 1 июня налогового периода) [40,с.222].
Форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.
Форма налогового расчета авансовых платежей по транспортному налогу и рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 23.03.2006 года № 48н.
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
При оформлении налоговой декларации (налогового расчета авансовых платежей) по транспортному налогу организациями, имеющими обособленные подразделения, в ситуации, при которой транспортное средство зарегистрировано на головную организацию в одном субъекте Российской Федерации и передано для эксплуатации в обособленное подразделение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, налогоплательщики должны соблюдать следующие правила указания КПП (кода причины постановки на учет в налоговых органах).
В верхнем поле каждой страницы налоговой декларации по транспортному налогу и налогового расчета по авансовым платежам указывается КПП, присвоенный организации тем налоговым органом, в который представляется соответствующая форма налоговой отчетности по транспортному налогу, при этом:
- в формах
налоговой отчетности по
- в формах
налоговой отчетности по
Таким образом, обязанность по представлению декларации по транспортному налогу исполняется всеми организациями, на которых в установленном действующим законодательством порядке зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
Но если на организацию зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом обложения транспортным налогом в соответствии со ст. 358 НК РФ, то налоговое законодательство не требует представлять в отношении их налоговые декларации.
Однако налоговые органы в некоторых регионах придерживаются иного мнения по данному вопросу. По их мнению, организации, имеющие транспортные средства, но не являющиеся объектом обложения транспортным налогом в соответствии со ст. 358 НК РФ, представляют в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу без исчисления сумм транспортного налога, но с указанием кода льготы (Письмо УФНС России по Московской области от 07.02.2006 N 19-42-И/0127).
Арбитражная практика складывается по данному вопросу в пользу налогоплательщиков (Постановление ФАС Московского округа от 07.03.2006 N КА-А41/1340-06). Это связано прежде всего с тем, что на основании пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) только в случае, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы, прописанные в статье 359 Налогового Кодекса РФ.
1.3 Зарубежный опыт налогообложени
Проблема налогов одна из наиболее
сложных и противоречивых в мировой
практике ведения народного хозяйства.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством
и взимаемый на основании законодательно
закрепленных правил для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги связаны
с существованием государства. Оно определяет
общественные потребности, в том числе
и их структуру. Поэтому роль налогов вторична.
Системы налогов в разных странах отличаются
друг от друга: по структуре, набору налогов,
способам их взимания, налоговым ставкам,
фискальным полномочиям различных уровней
власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Это закономерно, так как налоговые системы
складывались и продолжают складываться
под воздействием разных экономических,
политических и социальных условий [33,с.2].
Однако любая налоговая система должна
отвечать общим требованиям:
равенство и справедливость — распределение
налогового бремени должно быть равным;
каждый налогоплательщик должен вносить
свою справедливую долю в казну государства.
Есть два подхода к реализации этого принципа.
Первый — основан на принципе выгоды налогоплательщиков.
Согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют
выгодам, которые налогоплательщик получает
от услуг государства. Таким образом, справедливость
налогообложения увязана со структурой
расходов бюджета.
Второй подход основан на так
называемом принципе «способности платить».
При этом подходе система налогов не привязывается
к структуре расходов бюджета. Но в этом
случае каждый налогоплательщик должен
внести свою долю в зависимости от своей
платежеспособности. На практике налоговые
системы с развитой рыночной экономикой
стран содержат элементы обоих подходов;
эффективность налогообложения — реализация
этого требования состоит в следующем:
налоги не должны оказывать влияния па
принятие экономических решений, или,
в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
налоговая структура должна содействовать
проведению политики стабилизации и развития
экономики страны, налоговая система не
должна допускать произвольного толкования,
должна быть понятой налогоплательщиками
и принята большей частью общества; административные
расходы по управлению налогами и соблюдению
налогового законодательства должны быть
минимальными.
В России проблема налогов также одна
из наиболее сложных и противоречивых
в практике проводимых реформ. Пожалуй,
в стране нет сегодня другого аспекта
экономики, который подвергался бы столь
серьезной критике и был бы предметом
таких жарких дискуссий.
Говоря о налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран. Но, к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая, и вследствие чего, существенно высокая величина уплачиваемых налогов.
Налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы — простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований; приемлемость для большинства членов общества.
Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Однако проводимые в странах налоговые реформы, отражающие стремление к экономическому объединению, недопущению двойного налогообложения, расширение международных хозяйственных связей, способствует процессу формирования общих тенденций современного развития национальных налоговых систем. Их выявление, обоснование и использование имеет большое значение для принятия конкретных решений в налоговой сфере. В мире накоплен громадный опыт построения национальных налоговых систем. На современном этапе развития их формирование в основном завершилось, и применяются меры по изменению отдельных составных элементов.
Налог на автотранспорт в Италии носит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности двигателя.
Налоговая система Испании состоит
из трех уровней: государственного, регионального
и местного (муниципального) [33,с.38].
Государственный бюджет формируется на
основе нескольких источников.
Прямые налоги составляют 47,2% поступлений
в государственную казну; косвенные налоги
дают 40,3% поступлений в государственную
казну. Играют роль и другие доходы, в том
числе пени за просрочку платежей,
налоги на недвижимость, на экономическую
деятельность, транспортный, на землю,
на строения, на проведение строительных
работ, налог на осуществление административной
деятельности устанавливаются муниципалитетами.
Во Франции налог на автотранспортные
средства относится к налогам
на собственность и имущество. Налог
на собственность имеет
В Бельгии существует группа налогов, взимающихся с собственности – транспортных средств и недвижимости. Одни из них взимаются в момент перехода собственности от одного владельца к другому, например налог на наследство и дарения, регистрационный налог. Другие же налоги, связанные с собственностью, например местный налог на автотранспортные средства, взимаются со всех граждан, обладающих подобной собственностью.
Налогом на регистрацию транспортных средств в Бельгии облагаются все транспортные средства, включая автомобили, яхты, самолеты и т.д. при их постановке на государственный учет; ставки налога различаются в зависимости от категории транспортного средства и даты его выпуска.
Местный налог на автотранспортные средства Бельгии взимается со всех владельцев автомобилей. Поступления от него предназначены на содержание общественных магистральных дорог. Расчет налога производится исходя из мощности двигателя – для легкового автомобиля или грузоподъемности - для грузового автомобиля.