Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование механизма исчисления и взимания транспортного налога для определения направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание транспортного налога;
изучить действующий механизм исчисления и взимания транспортного налога;
дать оценку действующему механизму исчисления и взимания транспортного налога;
разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения транспортных средств
1.1 Экономическое содержание транспортного налога 6
1.2 Методика исчисления и взимания транспортного налога 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения транспортным налогом 29
2 Анализ налогообложения транспортным налогом
2.1 Роль транспортного налога в формировании республиканского
бюджета Республики Коми 40
2.2 Оценка механизма исчисления транспортного налога в
ООО «Сысольский лесокомбинат» 41
2.3 Анализ контрольной работы налоговых органов
за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
в бюджет транспортного налога 48
Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и
взимания транспортного налога
3.1 Проблемы исчисления и взимания транспортного налога 54
3.2 Направления совершенствования транспортного налога 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Вид транспортных средств

Налоговая база

Порядок определения  налоговой базы

Транспортные средства, имеющие двигатели (за исключением  транспортных средств, указанных в  п.1.1 таблицы 1)

Мощность двигателя  транспортного средства в лошадиных  силах 

Отдельно по каждому  транспортному средству

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная  паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного  средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

Отдельно по каждому  транспортному средству

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая  вместимость

Валовая вместимость  в регистровых тоннах

Отдельно по каждому транспортному средству

Водные и воздушные  транспортные средства, не указанные  в п.п.1,1.1 и 2 таблицы 1

Единица транспортного  средства

Отдельно по каждому транспортному средству


          

В связи с разнородностью объектов налогообложения ст. 359 НК РФ предусматривается различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.                                                                                                                                   Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах [41,С.2].

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 150,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 203,94 лошадиных сил (150 x 1,35962) [42,c.459].

В случае расхождения  сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым  периодом по транспортному налогу признан  календарный год - период с 1 января по 31 декабря (ст. 61 Кодекса).  Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. Расчеты по транспортному налогу необходимо представлять каждый квартал, и при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным [10,с.2].

При установлении транспортного  налога органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ в зависимости  от мощности двигателя, тяги реактивного  двигателя или валовой вместимости транспортных средств, их категории в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

В статье 361 Налогового кодекса РФ приведены базовые ставки транспортного налога, причем субъектам РФ разрешено увеличивать или уменьшать налоговые ставки, но не более чем в пять раз.

Организациям, у которых  имеются филиалы, на это следует  обратить особое внимание, так как ставки налога на один вид транспортного средства в разных регионах могут значительно различаться.  Кроме этого, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования и в отношении каждой категории транспортных средств [40,с.131].

Ставки транспортного  налога на территории Республики Коми установлены в соответствии Законом  республики Коми от 26 ноября 2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге».

Согласно данных таблицы 2, приведенной в приложении следует, что в Республике Коми ставки налога увеличены в 1,8 - 5 раз.

Ставки налога, установленные на территориях субъектов РФ, превышают рекомендованные НК.

К примеру:

- Республика Марий Эл - ставки увеличены преимущественно в пять раз;

- Татарстан - в три раза [40,с.133];

- Приморский край - ставки налога дифференцированы в зависимости от возраста транспортного средства и страны происхождения. Ставки налога на автомобили иностранного производства возрастом до трех лет включительно превышают ставки, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ, в среднем в три раза. Ставки налога на иномарки возрастом свыше десяти лет соответствуют ставкам, указанным в НК. Ставки налога на автотранспортные средства отечественного производства и производства республик бывшего СССР независимо от года выпуска ниже ставок, предусмотренных ст. 361 НК РФ.

- Санкт-Петербург - ставки увеличены преимущественно в пять раз;

- Брянская область - ставки налога в большинстве случаев в 2 - 5 раз превышают те, которые установлены ст. 361 НК РФ;

- Волгоградская область - ставки в большинстве случаев в полтора раза превышают те, которые установлены НК РФ;

- Кемеровская область - ставки увеличены преимущественно в пять раз;

- Кировская область - ставки налога в большинстве случаев в пять раз превышают те, которые установлены ст. 361 НК РФ;

- Костромская область - ставки налога в большинстве случаев в 1,4 - 2,5 раза увеличены;

- Липецкая область - ставки налога устанавливаются в зависимости от мощности или тяги двигателя транспортного средства. Ставка налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. равна 10 руб. за 1 л. с., на автобусы с мощностью двигателя до 200 л. с. - 20 руб. за 1 л. с.;

- Оренбургская область - ставки в среднем в пять раз превышают ставки, установленные п. 1 ст. 361 НК РФ;

- Самарская область - ставки налога в большинстве случаев в четыре раза превышают те, которые установлены НК РФ;

- Саратовская область - ставки налога в среднем в пять раз превышают НК РФ. Налогоплательщики, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, входящие в состав автомобильных колонн войскового типа, уплачивают налог по ставке, равной 0,5 ставки, установленной Законом Саратовской области о транспортном налоге.

- Сахалинская область - ставки налога в большинстве случаев в пять раз превышают те, которые установлены ст. 361 НК РФ;

- Свердловская область - ставки увеличены преимущественно в 1,2 - 4 раза;

- Ненецкий автономный округ - ставки налога в большинстве случаев в 3 - 5 раз превышают те, которые установлены ст. 361 НК РФ [4,с.2].

Таким образом, ставки налога в Республике Коми ниже установленных НК РФ, только лишь для снегоходов (мотосани) с мощностью двигателя до 50 л.с. (НК – 5 р/л.с., РК – 1 р/л.с.) и катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства до 100 л.с. (НК – 10 р/л.с., РК – 5 р./л.с.).

Ставки те же, что и  в НК РФ установлены на мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, а на все остальные виды транспортных средств они выше (как указано  выше в 1,8 – 5 раз). 

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов, а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов, по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Республики Коми.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РФ организации - юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков - физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между  исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [42,с.460].

Данный расчет является особенностью транспортного налога, так как  суммы авансовых платежей по этому  налогу рассчитываются не нарастающим  итогом, а при определении размера  доплаты транспортного налога за год следует вычесть из годовой суммы налога три суммы авансовых платежей соответственно за I, II и III кварталы налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы  авансовых платежей по транспортному  налогу по истечении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Таким образом, расчет суммы  авансового платежа по транспортному налогу производится по формуле [32,с.46]:

                                              АП = Бн х Сн х ¼,                            (1)

где АП – сумма авансового платежа;

Бн – налоговая база;

Сн – ставка налога.

В случае регистрации  транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра  и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента [42,с.460]:

                                КОЭФФИЦИЕНТ = ЧПМ / ЧКМ,            (2)

где   ЧПМ – число полных месяцев нахождения транспортного средства у налогоплательщика;

ЧКМ – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.                                                      

При этом месяц  регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации транспортных средств, произошедших за предыдущий календарный год по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога для отдельных  категорий налогоплательщиков могут  предусмотреть право не исчислять  и не уплачивать авансовые платежи  по налогу в течение налогового периода.

Минфин России в своем письме от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02 разъяснил: начиная с 2006 года при пропуске установленных статьей 363 Налогового кодекса РФ сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени. До внесения в Налоговый кодекс РФ поправок, устанавливающих отчетные периоды по транспортному налогу и уплату авансовых платежей (то есть до 1 января 2006 года), правовых оснований начислять и взыскивать с налогоплательщиков пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не было.

Изменениями предусмотрено, что налогоплательщики-организации  должны представлять в налоговые  органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца) (ст. 363.1 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, следует  обратить внимание еще на одно изменение, внесенное в данную статью с 1 января 2006 года. Так Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 62-ФЗ уточнен срок направления налогового уведомления физическому лицу - плательщику транспортного налога. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом снято имевшееся ранее ограничение по сроку вручения налогового уведомления (налоговые органы должны были вручить налогоплательщику налоговое уведомление до 1 июня года налогового периода), следовательно, налоговые органы будут направлять уведомления исходя из тех сроков, которые установлены для уплаты транспортного налога в субъекте РФ.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога