Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа
Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.
ВВЕДЕНИЕ3
Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
Размеры государственной пошлины21
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
Преобразование государственной пошлины37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43
Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.
Содержание государственной пошлины до настоящего времени осталось практически неизменным, менялся лишь механизм ее взимания, подстраиваясь под требования существующей действительности
Государственная пошлина никогда не являлась значительным источником доходов бюджетов различных уровней: ни при ее введении, ни сейчас. Однако спектр юридически значимых действий, за совершение которых взималась государственная пошлина, всегда был достаточно широк, в силу чего частные лица нередко сталкивались и сталкиваются с необходимостью ее уплаты. Проведение экономических реформ, направленных на создание рыночных механизмов хозяйствования, привело, с одной стороны, к увеличению числа плательщиков государственной пошлины, с другой - к расширению перечня юридически значимых действий, подлежащих оплате. [5]
1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины
1.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования
Государство обладает некоторыми
исключительными правами. В частности,
государство в лице его органов,
наделенных специальными полномочиями,
может регулировать взаимоотношения
хозяйствующих субъектов и
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством. [3]
Ранее законодательно
определение понятия
Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Поскольку государственная
пошлина определена Налоговым кодексом
РФ как сбор, отличительные признаки
сбора характерны и для государственной
пошлины. Основными признаками сбора
и государственной пошлины
Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В СССР разграничение понятий
пошлины и сбора проводилось
в зависимости от того, куда поступали
уплачиваемые средства. Если они поступали
в бюджет независимо от того, кому они
непосредственно уплачивались (так
называемые фискальные таксы), то такие
платежи называли пошлиной. Если платеж
поступал в пользу организации, которой
и уплачивался (так называемые чиновничьи
таксы), такой платеж называли сбором.
В российском законодательстве 1991-1998
годов сбором в основном, называют
платежи за обладание специальным
правом (сбор за право торговли, сбор
за использование местной
Особое
внимание к институту государственной
пошлины проявилось в конце 70-х
годов, когда Президиум Верховного
Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г,
регулирующий порядок взимания госпошлины.
С этого времени институт госпошлины
совершенствовался и
В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Таким образом,
сущность государственных пошлин заключается
в том, что органы государственной
власти Российской Федерации, их центральные
и местные учреждения по роду своей
деятельности обязаны оказывать
ряд услуг юридическим и
Нормы, регулирующие порядок
взимания государственной пошлины,
также содержались и содержатся
и в других законодательных актах:
в Гражданском процессуальном кодексе
РСФСР, РФ; Основах законодательства
РФ о нотариате, Федеральном конституционном
законе «О Конституционном суде РФ»;
Арбитражном процессуальном кодексе,
и других законодательных актах.
Государственная налоговая
Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
Понятие государственной
пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ:
сбор, взимаемый с лиц, указанных
в ст. 333 Кодекса (организации, физические
лица), при их обращении в государственные
органы, органы местного самоуправления,
иные органы и (или) к должностным
лицам, которые уполномочены в соответствии
с законодательными актами Российской
Федерации, законодательными актами субъектов
Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления
за совершением в отношении этих
лиц юридически значимых действий,
предусмотренных настоящей
В соответствии с п. 2 ст. 333
указанные в п. 1 этой статьи органы
и должностные лица, за исключением
консульских учреждений Российской
Федерации, не вправе взимать за совершение
юридически значимых действий, предусмотренных
главой 25, иные платежи, за исключением
государственной пошлины. Для полного
анализа понятия
Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).
В зависимости от органа,
на которого возложена обязанность
удерживать государственную пошлину,
различают государственную
1) в суды общей юрисдикции,
к мировым судьям, в арбитражные
суды, в Конституционный Суд
2) в нотариальные органы;
3) в органы записи актов
гражданского состояния (ЗАГСы)
4) в органы внутренних
дел и другие уполномоченные
органы при совершении
5) в федеральные органы
исполнительной власти по
6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
7) в иные государственные
органы, органы местного
1.2 Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины
К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:
Информация о работе Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины