Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:06, курсовая работа
Задачи работы в первой главе представлены следующими направлениями:
определение экономической сущности региональных налогов;
знакомство с нормативно-правовой базой регионального налогообложения в России;
определение актуальных проблем развития регионального налогообложения в России и поиск возможных путей их решения.
Поскольку налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц, то налогоплательщик обязан не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем периодом, представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию.
Налоговая декларация, в соответствии со статьей 80 НК РФ, представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган следующими способами: лично или через его представителя; направлена в виде почтового отправления с описью вложения; передана по телекоммуникационным каналам связи [14].
Далее дадим краткую характеристику элементов налога на игорный бизнес.
Согласно статье 371 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Из нормативных актов следует, что уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющего их, должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации по ставке, установленной в соответствии со статьей 369 НК РФ на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления данного вида деятельности через обособленное подразделение.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты налогообложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства. При этом уплата налога на игорный бизнес в вышеуказанных случаях должна производиться по месту жительства индивидуального предпринимателя по ставке, установленной законодательными органами данного субъекта Российской Федерации [12].
Налоговым периодом по данному налогу признаётся календарный месяц.
Налоговая база рассчитывается по каждому из объектов налогообложения, в статье 366 НК РФ, как общее количество соответствующих объектов.
Чтобы иметь представление о динамике поступлений региональных налогов в консолидированный бюджет РФ, обратимся к статистическим данным за последние три года, опубликованным на сайте ФНС России (таблица 1 [3]).
Таблица 1 – Динамика поступлений региональных налогов в консолидированный бюджет России
01.01.2012 |
01.01.2013 |
01.01.2014 |
Отклонение 2014/2012 гг. | ||
тыс. рублей |
% | ||||
Налог на имущество организаций, тыс. рублей |
467 533 748 |
536 272 187 |
613 029 571 |
145 495 823 |
24 |
Транспортный налог, тыс. рублей |
83 202 428 |
90 163 792 |
104 579 590 |
21 377 162 |
20 |
Налог на игорный бизнес, тыс. рублей |
85 679 |
290 879 |
448 747 |
363 069 |
19 |
Как видно из данных таблицы, в последние годы наблюдается динамика роста поступлений региональных налогов в консолидированный бюджет РФ. Об этом свидетельствуют положительные отклонения на 01.01.2014 года в сравнении с 01.01.2012 в размере 145 495 824 тыс. рублей (24%) (налог на имущество организаций), 21 377 162 тыс. рублей (20%) (транспортный налог) и, наконец, налог на игорный бизнес в размере 363 069 тыс. рублей (19%). Это обусловлено большим количеством факторов, в числе которых следует отметить введение в действие новых основных средств, относительно налога на имущество организаций, увеличение количества транспортных средств и, соответственно, рост поступлений транспортного налога. Также важно отметить рост поступлений по налогу на игорный бизнес, обусловленный поэтапным развитием данного вида деятельности в специально отведённых игорных зонах, которых в нашей стране насчитывается 4 – в Приморском и Алтайском краях, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области [11].
Таким образом, ознакомившись с основными характеристиками региональных налогов, можно сделать вывод, что каждый из представленных налогов представляет собой довольно нестабильный «денежный канал», несмотря на фактический рост платежей. Это связано с тем, что в нашей стране сборы налогов зачастую не оправдывают изначально заложенные аналитические цифры. Кризисы в экономике, политике, социальные волнения, мировая макроэкономическая нестабильность снижают налоговые поступления в бюджет, что влечет за собой снижение уровня жизни региона в целом. Для того чтобы минимизировать риски и активизировать возможный потенциал российских регионов Правительству и региональным властям необходимо продолжить работу в направлении развития наиболее перспективных отраслей региональных экономик.
1.2 Нормативно-правовая база регионального налогообложения в России
Как известно, налоговая система является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.
Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.
Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами.
Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют региональное имущество, средства регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта. Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации [10, С. 111 - 113].
В Бюджетном Кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты [1]. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Нормативы отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 г.
Налог |
Доля поступлений в бюджет субъекта Федерации, % |
Налог на имущество организаций |
100 |
Налог на игорный бизнес |
100 |
Транспортный налог |
100 |
Налог на прибыль организаций (в части бюджета субъекта) |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
85 |
Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла |
72 |
Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию |
40–100 |
Акцизы на пиво |
100 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых |
100 |
Налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) |
60 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) |
80 |
Сбор за пользование объектами животного мира |
100 |
Единый налог по упрощенной системе налогообложения |
100 |
Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) |
100 |
Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов.
При рассмотрении норм законодательства, необходимо отметить, что имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, налоговых отношений имеет конституционное законодательство.
В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является исходной для формирования принципов и механизмов нормативно-правового регулирования налоговых отношений [1].
Основным документом, устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый Кодекс. Согласно, ст. 1 НК РФ устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации:
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные налоги зачисляются в доходы субъектов России по нормативу 100 % [4, С. 128].
Как было отмечено выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено на рисунке 1.
Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются определенными полномочиями при установлении региональных налогов. Они имеют право в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации, устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Рисунок 1 - Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России
Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии регионов