Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы в первой главе представлены следующими направлениями:
определение экономической сущности региональных налогов;
знакомство с нормативно-правовой базой регионального налогообложения в России;
определение актуальных проблем развития регионального налогообложения в России и поиск возможных путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

Установление данных элементов производится с учетом интересов и государства, и субъектов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом [2]. Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 3.

 

Таблица 3 - Порядок установления элементов региональных налогов

Элемент налога

Законодательный акт, регулирующий элементы

Транспортный налог

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Налогоплательщики

ст. 357 НК РФ

ст. 373 НК РФ

ст. 365 НК РФ

Объект налогообложения

ст. 358 НК РФ

ст. 374 НК РФ

ст. 366 НК РФ

Налоговая база

ст. 359 НК РФ

ст. 375 НК РФ

ст. 367 НК РФ

Ставки налога

ст. 361 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 380 НК РФ, закон субъекта РФ

статьи 369 НК РФ, закон субъекта РФ

Льготы

ст. 358 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 381 НК РФ, закон субъекта РФ

           -

Отчетный период

закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ

ст. 370 НК РФ

Налоговый период

ст. 360 НК РФ

ст. 379 НК РФ

ст. 368 НК РФ

Срок уплаты

ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 371 НК РФ


 

Из таблицы видно, какие элементы налога регулируются только федеральными законодательными актами, какие устанавливаются федеральными законодательными актами, но при этом корректируются законами субъектов России и какие устанавливаются только законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что субъекты Российской Федерации имеют право принять закон о предоставлении инвестиционного налогового кредита в отношении региональных налогов. То есть, разрешить отдельным налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сферах, оговоренных в ст. 67 НК РФ, уплачивать налоги частями с последующей уплатой процентов по данному налоговому кредиту. С одной стороны, предоставление налогового кредита способствует развитию приоритетных направлений производства на уровне региона, и как следствие, рост налоговых поступлений в последующие периоды. С другой стороны, субъекты обеспечивают тем самым стабильность поступления налоговых платежей в бюджет, поскольку соблюдение сроков уплаты установленных налогов является одним из условия применения инвестиционного налогового кредита.

Поэтому, посредством регулирования отдельных элементов, применения льгот, использования инвестиционного налогового кредитования, субъекты Российской Федерации имеют возможность проводить максимально эффективную экономическую политику, положительным образом влияя на уровень развития региона [9, С. 527-529].

 

    1. Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в Российской Федерации и возможные пути их решения

 

В настоящее время для российского общества характерна высокая степень расслоения на богатых и бедных, которая признаётся на официальном уровне и является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Современные исследования выявили, что чрезмерное неравенство населения выступает не только дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения конфликтов, но и негативно влияет на экономические и демографические показатели страны, воздействуя на производственную мотивацию и вызывая дисфункцию человеческого поведения.

Проблема значительного неравенства населения по доходам, наблюдающаяся в России, давно преодолена развитыми государствами, но сохраняется в большинстве развивающихся и трансформирующихся стран, к числу которых относится и Россия [7, С. 66-77].

Региональное налогообложение, как важнейший сегмент всей налоговой системы страны, имеет ряд проблем, которые могут быть обозначены следующим образом:

  • нестабильность федерального налогового законодательства, ограничивающего возможности для проведения долгосрочной региональной налоговой политики;
  • отсутствие благоприятных инвестиционных условий, дающих возможность регионам конкурировать на рынке капиталов и расширять инвестиционный процесс;
  • нестабильность нормативов разделения доходов между уровнями бюджетной системы;
  • ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации;
  • низкая эффективность использования государственного и муниципального имущества регионами;
  • проблема неплатежей;
  • применение плоской шкалы налогообложения.

Исходя из приведённого перечня проблем, можно предложить следующие пути модернизации регионального налогообложения в России:

  • расширение состава налогов, закреплённых за регионами и муниципальными образованиями, что автоматически приведёт к увеличению налоговой компетенции;
  • увеличение объёма налоговой компетенции по специальным налоговым режимам;
  • укрепление финансовых основ деятельности регионов и муниципальных образований, чтобы появлялась реальная заинтересованность в наращивании и укреплении налогового потенциала, формирования современной региональной налоговой политики [8, С. 16-18].

Помимо приведенных вариантов общей модернизации регионального налогообложения отдельно рассмотрим вариант увеличения поступлений в бюджеты субъектов на примере транспортного налога.

Безусловной новацией в этом вопросе является предложение об отмене транспортного налога с одновременным увеличением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы.

Как известно, транспортный налог является целевым, он направляется на развитие и содержание автомобильных дорог. Однако в настоящее время возникает разрыв между растущими потребностями в финансовых поступлениях в бюджеты дорожных фондов и возможностью увеличивать налоговые доходы. Так, в ряде регионов страны законодатели уже повысили ставки транспортного налога до предельно возможного уровня, обозначенного ст. 361 НК. Кроме того, в настоящее время схема расчета налога не предполагает зависимости суммы налога и величины пользования дорогами. Таким образом, решить возникшее противоречие можно либо внесением изменений в НК с сохранением схемы расчёта налога, либо отказом от транспортного налога с выбором нового источника налоговых поступлений.

К плюсам предложенного нововведения относят следующие аспекты. Во-первых, отказ от транспортного налога в пользу увеличения акцизов на ГСМ усилит зависимость величины налоговых выплат от объема поездок: чем больше будет пользование общественными благами (автодорогами), тем выше оплата за эти блага (сумма налоговых выплат). Это повысит, хотя бы в некоторой мере, реализацию принципа справедливости в налогообложении. Во-вторых, доступность отдельному налогоплательщику регулировать сумму уплачиваемых налогов. Причина невозможности регулировать сумму налоговых выплат отдельным налогоплательщиком кроется в том, что величина транспортного налога определяется только наличием автомобиля в собственности. Если же отказаться от транспортного налога, то это позволит налогоплательщику влиять на величину выплачиваемых налогов посредством регулирования количества поездок и объема потребленного топлива: чем меньше потребление ГСМ, тем меньше сумма выплачиваемых акцизов. В-третьих, увеличение акцизов может повысить стоимость ГСМ, что будет способствовать экономии потребляемых природных ресурсов. В перспективе это позволит снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В-четвертых, изменив источник налогово-бюджетных доходов, можно увеличить поступления в Дорожный фонд РФ.

Незначительные минусы работы в изложенном направлении заключаются в том, что с отменой транспортного налога региональные власти потеряют возможность предоставлять дополнительные налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, к числу которых относят ветеранов ВОВ, инвалидов и т.д. Также, отмена транспортного налога создаст более унифицированные условия для формирования региональных дорожных фондов, чем существующие в настоящее время.

Обилие плюсов и незначительное количество минусов в работе по данному направлению дают возможность утверждать, что отмена транспортного налога – перспективная идея, с которой следует работать в будущем [6, С. 53-59].

Таким образом, на сегодняшний день стоит задача организационно-законодательного формирования региональной налоговой политики, адекватной стратегическим целям развития страны, обеспечивающей надёжное финансовое существование территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития. При этом федеральным и региональным властям следует учитывать специфику конкретных условий деятельности регионов, их географического положения, отраслевой специфики, налогового потенциала, использовать методы сценарного планирования и прогнозирования при выработке концепции налоговой политики, производить увязку государственных и региональных стратегических целей развития и использования адекватного налогового механизма для их достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Расчет налогов, сборов  и платежей промышленного предприятия

 

1 Исходные данные для расчета налогов в расчете на год           (стоимостные показатели исходных данных (руб.) указаны без НДС)

 

Таблица 1.1 – Установленные налоговые ставки на текущий год:

Наименование налога

Ставка  налога

Налог на прибыль организаций

20 %

НДС

18 %

Налог на имущество организаций

2,2 %

Страховые взносы

22 % + 2,9 % + 5,1 % = 30 %

Транспортный

Налог

Мощность двигателя

До 100 л.с. включительно

7 рублей с л.с.

Свыше 100 л.с.

15 рублей с л.с.


 

Таблица 1.2 – Годовая производственная программа на текущий год   (т. г.), штук изделий

 Расчет

Результат

№ = 5

Пр т.г. = 5000 + 20 * 5

5 100


 

Таблица 1.3 – Средняя отпускная цена одного изделия, руб.

 Расчет

Результат

№ = 5

Ц = 1300 + 26 * 5

1 430


 

Таблица 1.4 – Для производственных целей фирма закупает технологическое оборудование, балансовая стоимость которого

 Расчет

Результат

№ = 5

БС о = 1 440 000 + 100 000 * 5

1 940 000


 

Нормативный срок службы оборудования (Тн) – 10 лет.

Фирма, начиная с 1 января текущего года, арендует производственное помещение и офис, за что, в соответствии с заключенным договором, обязана выплачивать ежеквартально (до конца первого месяца соответствующего квартала) арендные платежи.

 

Таблица 1.5 – Арендные платежи за аренду производственного          помещения и офиса в расчете за год, руб.

 Расчет

Результат

№ = 5

АП т.г. = 128 000 + 3 000 * 5

143 000


 

Таблица 1.6 – Затраты на закупаемые материальные ресурсы и         комплектующие изделия для выполнения годовой производственной         программы, руб.

 Расчет

Результат

№ = 5

М т.г. = 1 000 000 + 100 000*5

1 500 000


Таблица 1.7 –  Оплата труда основных (производственных) рабочих (сдельно-премиальная) при выполнении годовой производственной           программы, руб.

 Расчет

Результат

№ = 5

От о т.г = 1 600 000 + 20 000 * 5

1 700 000


 

Таблица 1.8 – Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих  (повременно-премиальная) за год, руб. 

 Расчет

Результат

№ = 5

От вс т.г = 1 500 000 + 500 * 5

1 502 500

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии регионов