Совершенствование методов аудита отдельных налогов субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать необходимость использования специальных методик проведения аудита налогов для оптимизации налогообложения, систему конкретных приемов и способов осуществления процесса налогового аудита, включающую определение этапов и принципов аудита налогообложении и формирования способов и методов налогового аудита.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучение сущности налогового аудита;
- определение цели и задач аудита налогов
- указание особенностей аудита отдельных налогов.
- совершенствование методов аудита налогообложения.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Основы налогового аудита
5


1.1. Содержание и сущность налогового аудита……………………..5
1.2. Цель и задачи аудита налогов…………………………………10
Глава 2.Анализ аудита налогов на примере ООО “РИФ” ………14
2.1. Предварительное планирование аудита налогов……………...14
2.2. Анализ уровня существенности и аудиторский риск при аудите
налогов в ООО “РИФ”……………………………………………….22
2.3. Разработка плана и программы аудита налогов ООО “РИФ” ………...34
Глава 3. Совершенствование методов аудита отдельных налогов
субъектов предпринимательства …………………………….38
3.1.Общие методы сбора аудиторских доказательств и требования,
предъявляемые к ним при проведении аудита налогов……...38
3.2. Совершествование и особенности аудита налогов субъектов
малого предпринимательства …………………………………45
3.3. Совершенствование методов аудита налогообложения
внебюджетной деятельности бюджетных учреждений……...57

Заключение…………………………………………………………….. .62
Список использованной литературы………………………………….64

Вложенные файлы: 1 файл

аудит налог.обл новый.docx

— 118.08 Кб (Скачать файл)

У каждой из перечисленных сторон своя точка  зрения на величину приемлемого аудиторского риска.

формации  заинтересованы в наиболее низком риске, так как ошибочно подтвержденная достоверность финансовой отчетности может привести к неверным экономическим решениям. Аудируемое лицо в основном заинтересовано в получении от аудиторов подтверждения достоверности своей финансовой отчетности (иногда формально, иногда по существу) с минимальными затратами, т. е. практически согласно на повышенный риск. Наконец, аудиторская организация находится в самом сложном положении. Она должна выполнять свой долг по отношению к пользователям информации, чьими интересами в объективной оценке достоверности финансовой отчетности она в первую очередь руководствуется. От того, насколько успешно она этот долг перед обществом выполняет, зависит ее авторитет в аудиторском сообществе. В этом смысле аудиторская фирма заинтересована в минимизации аудиторского риска. Но такая минимизация связана с увеличением трудозатрат. Поэтому планирование любой аудиторской проверки — это нахождение компромисса между снижением уровня риска и снижением трудоемкости (или стоимости) проведения аудита.

После того как установлена величина приемлемого  аудиторского риска, которая не может превышать максимальный приемлемый аудиторский риск, в формуле единственной регулируемой аудитором величиной остается риск необнаружения (РН), определяемый по формуле

РН = АР / (HP х РСК).

Но риски  могут оцениваться не количественно, а качественно, как низкий, средний, высокий. Пример оценю системы внутреннего контроля учета налогов приведен в приложениях 4 и 5.  

Влияние информированности аудиторов, их опыта  и квалификации на риск необнаружения очевидны, а влияние объема выборки можно установить, зная, что риск выборки резко снижается с ростом объема выборки. Приемлемым является низкий аудиторский риск, воздействовать на который можно только снижая риск необнаружения. Для этого необходимо выявлять

дополнительную  информацию о клиенте, привлекать более  опытных и квалифицированных  аудиторов, увеличивать объем выборки. Риск необнаружения зависит и  от вида применяемых аудиторских  процедур, для одних процедур он выше, для других — ниже.

 

2.3. Разработка плана и программы  аудита налогов ООО “РИФ”

От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит, будут ли результаты проверки достаточно объективными, проверка более или менее трудоемкой, а аудиторский риск приемлемым. Для правильного проведения аудиторской проверки налогов необходимо тщательное планирование. Планирование аудита — это совокупность действий по выбору стратегии и тактики проведения проверки, видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур, которые оформляются в виде плана и программы.

До проведения проверки аудитор может провести анализ налогов, базой для которого служат данные налогового учета с  учетом специфики производственной деятельности предприятия и налогового законодательства. Аудитором выявляются факторы, под влиянием которых произошли наиболее значимые изменения в динамике и структуре налогов и сборов. Пример структуры налоговой нагрузки ООО "РИФ" представлен в табл.2.3

                                                                                                 Таблица 2.3

Структура налогов ООО "РИФ"

Вид налога

Сумма, тыс. руб.

Структура,

%

 

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

1

2

3

4

5

1. Косвенные налоги: НДС, акцизы

1245

1381

14,54

16,59

2. Налоги и сборы, включаемые  в затраты, земельный налог, водный налог

21

44

0,25

0,53

3. Налоги и сборы, уплачиваемые  с финансового результата

972

880

11,35

10,57

4. Налог на прибыль организаций

6210

5910

72,54

71,01

5. Налоги и сборы, уплачиваемые  с чистой прибыли

113

108

1,32

1,30

Итого: общая сумма налогов и  сборов, уплаченная организацией

8561

8323

100,00

100,00


Значительный  объем от поступлений доходов  в бюджет составляет НДС, расчет которого в связи с многочисленными  нюансами в определении сумм возмещения из бюджета и начислений представляет большую сложность для организаций. Важнейшим направлением аудита является проверка налогового учета хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности и использованию прибыли.

По результатам  аудита должны вырабатываться рекомендации по мобилизации резервов и оптимизации налогообложения, например, изменению учетной политики на следующий год, рационализации структуры статей калькуляции, сокращению издержек по неосновным видам деятельности. Знание возможных ошибок и слабых мест в работе предприятия и степени их влияния на финансовые результаты позволяет аудитору правильно оценить систему бухгалтерского и налогового учета, сформулировать цели и план проверки, разработать свои собственные процедуры и приемы аудита.[11.49]

Значительную  часть налоговых нарушений вызывают различные несоответствия, находящие свое отражение в учетно-экономической информации. Они различны по своей природе, содержанию и проявлению, однако их можно назвать формами отражения налоговых нарушений в учетном процессе.

Общая схема  аудиторской проверки исчисления налогов  и сборов представлена на рис.

 

 

 






 

Проверка заполнения налоговых деклараций

Обоснованность применения

льгот, упущенная выгода

от их применения

Правильность применения ставок

Соблюдение сроков перечисления

налогов и сборов сдачи

деклараций

Сверка налоговых деклараций с данными бухгалтерского учета и актами сверки расчетов с налоговыми органами

Наличие корректировки

данных учета для целей

налогообложения

Правильность отражения налогов  в учете

 

В общем  плане указывают виды работ и  сроки и исполнители проведения аудита, в программе — виды и  последовательность осуществления  аудиторских процедур, период их проведения, рабочие документы. Аудиторские  план и программу рекомендовано составлять с учетом оценки системы внутреннего контроля.

В связи  с тем что налоговые платежи  по разным видам налогов осуществляются за счет различных источников, проведение аудита налоговых расчетов необходимо производить в последовательности.

 

 

 

 

 


 





 


 





 

Проверка  обоснованности определения объекта  обложения является первым этапом проверочных  действий.

На втором этапе аудитору следует уточнить соблюдение временных рамок налогового периода, который можно определить как промежуток времени, по истечении которого определяется величина налогового обязательства. По окончании налогового периода определяется налоговая база и производится расчет суммы налога к уплате по установленному сроку.

На третьем (основном) этапе проверки налоговой  декларации аудитор должен подтвердить правильность арифметических расчетов.

На четвертом  этапе аудитор подвергает тестированию правомерность применения налоговых льгот, в частности льготы, предполагающие уменьшение налоговой базы. Если предприятие использует льготы, связанные с освобождением от уплаты налога либо с освобождением от обложения отдельных частей оборота, то эти вопросы должны быть исследованы на более ранних этапах проверки.

На заключительном этапе аудитор уточняет результаты проведенной проверки и определяет окончательный результат налогового расчета. Здесь же целесообразно  проверить соблюдение сроков предоставления налоговой декларации и своевременность уплаты налога в бюджет и внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Cовершенствование методов   аудита отдельных налогов 

                субъектов   предпринимательства

           3.1 Общие  методы сбора аудиторских доказательств и требования,  

                  предъявляемые к ним при проведении налогов

На первом этапе аудита необходимо оценить  правомерность применения законодательных  норм при заключении договоров, так  как из сделок налогоплательщика, совершаемых  на основании договора, возникает большинство объектов налогообложения и, как следствие, большинство спорных ситуаций. Особое внимание при этом следует уделить рассмотрению отдельных элементов договора. Для каждого конкретного договора необходимо проводить экономико-правовую экспертизу, которая включает следующие этапы:

  • правовая экспертиза — рассмотрение условий сделки с точки зрения гражданского законодательства;
  • бухгалтерская экспертиза — анализ возможных вариантов бухгалтерского оформления заключаемого договора;
  • налоговая экспертиза — рассмотрение договора с точки зрения возникновения объектов налогообложения в соответст вии с действующим законодательством (в том числе изменение суммы налоговых платежей и налоговой нагрузки);

• финансовая экспертиза — расчет изменения показателей  финансового состояния организации  в результате заключения того или  иного вида договора (в том числе  изменение показателей платежеспособности, рентабельности).

Конечной  целью проводимой экономико-правовой экспертизы заключенного договора является его оценка с точки зрения обеспечения эффективного использования ресурсов и оптимизации налоговых обязательств хозяйствующего субъекта.[2.37]

Аудитор, рассчитывая предполагаемый экономический  эффект от сделки, должен предвидеть налоговые  последствия договора и предупредить возможные риски. Однако, если видно, что цель договора заключается в  снижении налоговой нагрузки, аудитор  должен учитывать ряд важных моментов:

- любое договорное построение не должно восприниматься 
со стороны как что-то искусственное, используемое только лишь 
для снижения налоговой нагрузки и не имеющее ничего общего 
с коммерческими целями организации. Используемые методы 
должны быть полностью законными и иметь экономическое 
обоснование, которое должно убедительно доказывать наличие 
четкой деловой, хозяйственной цели сделки;

— недостаточно оформить договор требуемыми документа 
ми. Необходимо, чтобы эти документы соответствовали действительности, имели под собой реальные, а не выдуманные факты 
хозяйственной деятельности.

Согласно  правилу (стандарту) № 5 "Аудиторские  доказательства" при проведении налогового аудита аудиторская организация должна получить достаточные доказательства для объективного выражения своего мнения относительно достоверности начисления и уплаты налогов.

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки. К ним относятся первичные  Документы, налоговые регистры, налоговые  декларации, бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

Тесты средств  контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских  доказательств в отношении аудируемого  лица и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с  целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в налоговой отчетности.

Достаточность аудиторских доказательств представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. При формировании аудиторского мнения относительно правильности исчисления и уплаты налогов аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным способом.

Информация о работе Совершенствование методов аудита отдельных налогов субъектов предпринимательства