Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Возьмем, например, опубликованные данные Федерального бюджета на 01.03.2011 г. (табл. 2).
Таблица 2
2011 год. Федеральный бюджет по состоянию на 01.03.2011
Наименование показателя |
млрд. руб |
Всего доходов |
1 505,6 |
Таможенные пошлины |
420,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
282,9 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
282,2 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
166,1 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
31,1 |
Налог на прибыль организаций |
15,7 |
Прочие доходы, включая безвозмездные поступления |
Имея эти данные и зная, что из 24% налога на прибыль в федеральный бюджет перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% от Фонда оплаты труда (ФОТ), в федеральный бюджет перечисляется 6%, можно вычислить ФОТ России, прибыль и ЕСН. Примем сумму этих показателей за базу для расчета НДС по предлагаемому варианту. Реальная база будет больше за счет других налогов и сборов.
При расчете по нашей методике и ставке НДС 18% его поступление в бюджет составит 1,7 трлн. руб., т.е. в 2,4 раза больше, чем запланировано получить в бюджет при использовании существующей методики расчета НДС. Если ставку НДС уменьшить до 10%, поступление НДС в бюджет составит 951 млрд. руб., т.е. на 30% больше.
В расчетах учтена только «белая» зарплата, т.е. официальная. Не учтена регрессия ЕСН. Не учтено и то, что некоторые предприятия ЕСН платят, а НДС платить не должны. Но эти нюансы не могут принципиально повлиять на полученный результат.
Реализация предлагаемого
варианта существенно повысит
Есть еще один интересный на наш взгляд аспект. Дело в том, что одним из способов измерения валового внутреннего продукта (ВВП) является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике. Используя в качестве отчетного показателя предприятия «Добавленную стоимость», которая, как было сказано, равна сумме зарплаты, налогов и прибыли, можно одновременно с упрощением расчета НДС получить исходные данные для измерения ВВП.
Вместе с тем можно заметить, что увеличение доходов бюджета (около 22%) происходит за счет существенного увеличения фактического налогового бремени на предприятия. Поэтому одновременно с введением предлагаемой нами Методики расчета ставку НДС следует уменьшить хотя бы до 13%, при которой поступления в бюджет увеличатся примерно на 15%. Возможно, следует ставить задачу увеличения доходов бюджета, например на 5-6% и применять нашу методику расчета НДС в пакете с уменьшением ставок других налогов.
Также следует, на наш взгляд, решить комплекс следующих общих проблем:
Принимая во внимание тот факт, что Россия является не первой страной, строящей рыночную экономику, при формулировании концепции налоговой реформы представляется целесообразным использовать опыт развивающихся и достигших наибольших успехов стран Европы, Азии, Америки. Сегодня общепринятыми в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:
- налоги должны быть по возможности минимальны;
- минимальны, или точнее,
минимально необходимы и
- налоги не должны
препятствовать конкуренции,
- налоги должны соответствовать структурной политике;
- налоги должны быть
нацелены на справедливое
- налоговая система
должна исключать двойное
- величина налогов
должна соответствовать
Размеры налоговых ставок
следует рассматривать в
Отмечая в целом достаточную
проработанность правового меха
а) привести в соответствие определение понятия «место реализации товаров», установленное ст. 147 НК РФ с основными принципами избежания двойного налогообложения (ухода от налогообложения) по НДС.
б) расширить и конкретизировать правовые основания ст. 169 НК РФ для предъявления сумм НДС к возмещению при экспорте товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации без использования и реализации на ее территории.
в) создать равные правовые условия налогообложения НДС в отношении российских перевозчиков, осуществляющих перевозку экспортных и импортных грузов как на основании договоров перевозки и фрахта, так и на основании договоров аренды транспортных средств.
г) унифицировать налогообложение подакцизных товаров, установив твердые (специфические) налоговые ставки без дифференциации применительно к отдельным видам подакцизных товаров, определенных п.1 ст. 193 НК РФ, либо используя систему взимания акцизов (на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы) по комбинированным налоговым ставкам, применяя адвалорную составляющую, брать за основу фиксированную розничную цену.
д) совершенствовать систему налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Выявленные в ходе
исследования противоречия, несоответствия
и пробелы правового
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, благодаря данным свойствам НДС прочно занимает одно из лидирующих мест среди всех налоговых доходов России.
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС.
Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.
При этом порядок
налогообложения также
Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод о том, что на данном этапе необходимо совершенствовать налоговое законодательство и внесение вышеуказанных изменений в налоговый Кодекс приведет к упрощению администрирования налога, со стороны контролирующих органов, позволит налогоплательщикам облегчить исчисление налога, что повлечет за собой уменьшение налоговых правонарушений и соответственно увеличение поступлений НДС в бюджет.
Международные, зарубежные и отечественные нормативные правовые акты :
Научная, учебная и учебно-методическая литература и материалы периодической печати:
Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость