Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Возьмем, например, опубликованные данные Федерального бюджета на 01.03.2011 г. (табл. 2).

Таблица 2

2011 год. Федеральный  бюджет по состоянию на 01.03.2011

Наименование  показателя

млрд. руб

Всего доходов

1 505,6

Таможенные пошлины

420,1

Налог на добычу полезных ископаемых

282,9

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

282,2

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

166,1

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

31,1

Налог на прибыль организаций

15,7

Прочие доходы, включая  безвозмездные поступления

 

 

Имея эти данные и  зная, что из 24% налога на прибыль  в федеральный бюджет перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% от Фонда оплаты труда (ФОТ), в федеральный бюджет перечисляется 6%, можно вычислить ФОТ России, прибыль и ЕСН. Примем сумму этих показателей за базу для расчета НДС по предлагаемому варианту. Реальная база будет больше за счет других налогов и сборов.

При расчете по нашей  методике и ставке НДС 18% его поступление  в бюджет составит 1,7 трлн. руб., т.е. в 2,4 раза больше, чем запланировано  получить в бюджет при использовании  существующей методики расчета НДС. Если ставку НДС уменьшить до 10%, поступление НДС в бюджет составит 951 млрд. руб., т.е. на 30% больше.

В расчетах учтена только «белая» зарплата, т.е. официальная. Не учтена регрессия ЕСН. Не учтено и то, что некоторые предприятия  ЕСН платят, а НДС платить не должны. Но эти нюансы не могут принципиально повлиять на полученный результат.

Реализация предлагаемого  варианта существенно повысит собираемость налога, упростит проверку правильности начисления и уплаты НДС, исключит проблему уплаты НДС с авансов, сделает  ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам, сделает ненужным увеличение штата ФНС, позволит сэкономить выделенные на увеличение штата средства и т.д.

Есть еще один интересный на наш взгляд аспект. Дело в том, что одним из способов измерения валового внутреннего продукта (ВВП) является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике. Используя в качестве отчетного показателя предприятия «Добавленную стоимость», которая, как было сказано, равна сумме зарплаты, налогов и прибыли, можно одновременно с упрощением расчета НДС получить исходные данные для измерения ВВП.

Вместе с тем можно  заметить, что увеличение доходов  бюджета (около 22%) происходит за счет существенного  увеличения фактического налогового бремени на предприятия. Поэтому одновременно с введением предлагаемой нами Методики расчета ставку НДС следует уменьшить хотя бы до 13%, при которой поступления в бюджет увеличатся примерно на 15%. Возможно, следует ставить задачу увеличения доходов бюджета, например на 5-6% и применять нашу методику расчета НДС в пакете с уменьшением ставок других налогов.

Также следует, на наш  взгляд, решить комплекс следующих  общих проблем:

  • ослабление общего налогового бремени путем более равномерного распределения налоговой нагрузки и постепенного снижения ставок по отдельным федеральным налогам ;
  • активное использование налогового стимулирования развития производства, привлечения инвестиций;
  • улучшение налогового администрирования за счет включения в налоговое законодательство цивилизованных механизмов и инструментов налогового контроля, снижение издержек налогоплательщиков на обслуживание налоговых органов;
  • упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
  • осуществить комплекс мер по улучшению организации работы налоговых органов, сделав акцент на создании комфортных условий обслуживания налогоплательщиков: отсутствие претензий к работе налоговых органов, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов, повышение уровня ответственности должностных лиц налоговых органов за правильность принятия решения по результатам налоговых проверок.
  • провести анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами, имея в виду подготовку на этой базе соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов;
  • устранение противоречий налогового и иных отраслей законодательства Российской Федерации, обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах.

Принимая во внимание тот факт, что Россия является не первой страной, строящей рыночную экономику, при формулировании концепции налоговой реформы представляется целесообразным использовать опыт развивающихся и достигших наибольших успехов стран Европы, Азии, Америки. Сегодня общепринятыми в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:

- налоги должны быть  по возможности минимальны;

- минимальны, или точнее, минимально необходимы и затраты  на их взимание;

- налоги не должны  препятствовать конкуренции, изменять  чьи-либо шансы;

- налоги должны соответствовать  структурной политике;

- налоги должны быть  нацелены на справедливое распределение  доходов; 

- налоговая система  должна исключать двойное налогообложение; 

- величина налогов  должна соответствовать размеру  государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Размеры налоговых ставок следует рассматривать в контексте  со структурной политикой и множеством других факторов.

Отмечая в целом достаточную  проработанность правового механизма косвенного налогообложения, указываем на необходимость его дальнейшего совершенствования в следующих направлениях:

а) привести  в  соответствие  определение  понятия  «место реализации товаров», установленное ст. 147 НК РФ с основными принципами  избежания  двойного  налогообложения  (ухода  от налогообложения) по НДС.

б) расширить и конкретизировать правовые основания ст. 169 НК РФ для  предъявления сумм НДС к возмещению при экспорте товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации без использования и реализации на ее территории.

в)  создать равные правовые условия налогообложения НДС в отношении российских перевозчиков, осуществляющих перевозку экспортных и импортных грузов как на основании договоров перевозки  и фрахта,  так и  на основании договоров  аренды транспортных средств.

г) унифицировать  налогообложение  подакцизных  товаров, установив  твердые  (специфические)  налоговые  ставки  без дифференциации применительно к отдельным видам подакцизных товаров, определенных п.1 ст. 193 НК РФ, либо используя систему взимания акцизов (на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы) по комбинированным налоговым ставкам, применяя адвалорную  составляющую,  брать  за  основу  фиксированную розничную цену.

д) совершенствовать систему  налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Выявленные в ходе исследования противоречия, несоответствия и пробелы правового регулирования  позволили внести предложения и  рекомендации, направленные на совершенствование  законодательства о налогах и  сборах, которые могут, по нашему мнению, иметь практическую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную  стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, благодаря данным свойствам НДС прочно занимает одно из лидирующих мест среди всех налоговых доходов России.

НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Опыт введения НДС в России выявил все положительные  свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается  более успешно решать фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС.

Налог на добавленную  стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.

При этом порядок  налогообложения также непосредственно  закрепляется в гл. 21 Налогового кодекса РФ, где указаны плательщики, объекты, льготы по НДС, и иные моменты его взимания на территории РФ в настоящее время.

Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод о том, что на данном этапе необходимо совершенствовать налоговое законодательство и внесение вышеуказанных изменений в налоговый Кодекс приведет к упрощению администрирования налога, со стороны контролирующих органов, позволит налогоплательщикам облегчить исчисление налога, что повлечет за собой уменьшение налоговых правонарушений и соответственно увеличение поступлений НДС в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Международные, зарубежные и отечественные нормативные  правовые акты :

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 07.03.2013г.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) от 05.08 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 21.04.2013 г.
  3. Закон РФ от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».
  4. Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 г. № 1 «О порядке исчисления и уплаты НДС».
  5. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».
  6. Постановление правительства РФ от 29.07.96 N 914 «Об утверждении порядка ведения учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
  7. Определение ВАС РФ от 31 января 2010 г. N 1209/08.
  8. Определение ВАС РФ от 16 июня 2010 г. N 7541/08
  9. Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18 апреля 2006 г. N А50-48644/2005-А5.
  10. Постановление ФАС Уральского округа от 17 января 2008 г. N Ф09-11146/07-С2, от 13 июля 2006 г. N Ф09-6017/06-С7

 

Научная, учебная и учебно-методическая литература и материалы периодической печати:

  1. Бурлакова Л.В., Буряк Л. Д., Павликовский А. Н. «Система налогообложения (отечественный и зарубежный опыт)», Киев, 1991.
  2. Егорова Е.В. Обеспечение экономической безопасности в сфере розничной торговли: сборник научных трудов – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010
  3. Крылова Н.С. «Налог на добавленную стоимость в России и иностранных государствах (Основные тенденции развития законодательства)», Государство и право 1996 г. № 5.
  4. Караваева И.В. «Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике», Право и экономика 1996 г. № 9.
  5. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. - М.: Юрист, 2009.
  6. Милякина Е.В. Проблемы квалификации незаконного возмещения НДС из бюджета как налогового преступления // Налоги (журнал). – 2011. - № «Финансы и кредит СССР» под редакцией Л. А. Дробозиной, Москва, «Финансы и статистика», 1988.
  7. Мещерякова О. В. «Налоговые системы развитых стран мира: Справочник», Москва, Фонд «Правовая культура» 2009.
  8. Мезрин К.А. «Порядок ведения счетов-фактур», Главбух 2007 г. №2
  9. Мингазинова Е.Р. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие, Пермь: изд-во «ОТ и ДО», 2010 г.
  10. Майбуров А.И. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение". М.: 2007.
  11. Мельникова Н.П. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор Круглого стола), //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 24, 2008г.
  12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 348с

Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость