Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В отечественной экономической практике наиболее близким к показателю добавленной стоимости обработки является условная чистая продукция, определяемая как разность между валовой продукцией и стоимостью потребленных сырья, материалов, полуфабрикатов и др. Вместе с тем эти показатели не тождественны по двум причинам. Во-первых, в силу различного содержания, вкладываемого в понятие общественного продукта в России и рассчитываемого по методологии Системы национальных счетов (СНС). Во-вторых, различной методологией определения промежуточных производственных затрат. Поэтому вопрос о применении показателя добавленной стоимости обработки в плановой практике потребует проведения ряда предварительных исследований. Вопрос этот актуальный, так как многолетний опыт исследования показателя чистой продукции показал, что наиболее слабым звеном в его расчете является неотработанность методологии определения и учета материальных затрат. Поэтому переход к показателю добавленной стоимости в соответствии с методологией Системы национальных счетов ООН, основанной на распределительном методе учета затрат, может в значительной мере облегчить счет этого показателя, учитывая, что определение средств на оплату труда отличается у нас достаточной достоверностью.
При внедрении показателя добавленной стоимости будут встречаться трудности, связанные с различиями в системе бухгалтерского учета, отсутствием соответствующих счетов, на которых аккумулировались бы затраты предприятий, связанные с оплатой материальных и нематериальных услуг, а также различного подхода в вопросах оплаты нематериальных услуг (счетов научных организации, расходов на спортивные, культурно-просветительные и другие мероприятия). Эти вопросы в принципе решаемы, однако потребуется реорганизация не только экономической работы, но и первичного, и бухгалтерского учета в направлении приближения их к международным стандартам.
Показатель
добавленной стоимости
Для исчисления добавленной стоимости, в соответствии с экономическим содержанием этого показателя, следовало, из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты (на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты и производственные услуги сторонних организаций, оказанные данному предприятию и оплаченные им), нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции. Но, сделать это в России, технически крайне сложно, так как система бухгалтерского учета затрат и себестоимости продукции построена в России таким образом, что материальные затраты можно определить достаточно достоверно лишь в расчете на валовую продукцию (материальные затраты в общей сумме затрат на производство по элементам), а в расчете на товарную продукцию учет затрат ведется по калькуляционным статьям. Многие из этих статей являются комплексными (цеховые расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, потери от брака, общезаводские расходы, прочие производственные расходы, непроизводственные расходы), и выделить из них материальные затраты очень трудно.
Поэтому принят иной, упрощенный порядок расчета НДС, который позволяет определить сумму налога без установления величины самой добавленной стоимости. Сущность этого порядка состоит в том, что сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разность между суммами налога, исчисленными при реализации товаров (работ, услуг) по методу отгрузки либо при поступлении частичной оплаты (аванса), и суммами налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Плательщики от этого ничего не теряют, происходит лишь некоторое несовпадение во времени между периодом, то есть, в настоящий момент исчисление налога производится в момент отгрузки, либо поступления товара (работ, услуг), в независимости от фактического поступления денежных средств за данный товар (работы, услуги), либо при поступлении частичной оплаты за товары (работы, услуги). Аналогично и с вычетами по НДС, НДС к вычету в настоящий момент, согласно действующему законодательству, ставится в независимости от фактической оплаты за приобретенные товары (работы, услуги) при наличии выставленной счет-фактуры. Поэтому можно считать, что принятый в России упрощенный порядок расчета и более сложный метод, основанный на предварительном определении величины добавленной стоимости, дают один и тот же результат.
Налог добавляется
к продажной цене товара, но указывается
отдельно. Смысл компенсации налога
на добавленную стоимость
На первый взгляд представляется, что НДС платят предприятия, изготовляющие и реализующие свою продукцию. Но в действительности НДС – налог на конечного потребителя, главным образом его платит население и в меньшей мере предприятия. Таким образом, НДС в основном нейтрален по отношению к предприятиям – изготовителям продукции. Это верно в том смысле, что НДС не увеличивает у предприятий – изготовителей продукции затрат на ее производство и реализацию, они перекладывают его на потребителей, заказчиков их продукции, пока не доходит очередь до конечного потребителя, который использует приобретенную продукцию, а не перерабатывает или обрабатывает ее. Таким конечным потребителем является, прежде всего, население, оплачивающее преобладающую часть НДС, затем – непроизводственная сфера в той мере, в какой она не производит и не реализует платных услуг (в этом случае НДС «перекладывается» на потребителей, покупателей этих услуг). Однако считать НДС «нейтральным» по отношению к предприятиям нельзя, в ряде случаев они являются конечными потребителями продукции и услуг, а поэтому и реальными плательщиками налога (а не только сборщиками его). Кроме того, НДС удорожает продукцию для потребителей и поэтому затрудняет ее реализацию, сужает рынок сбыта.
Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:
- четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
- в процессе
расчетов по налогу
- государству
поступают доходы еще до
В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Доля НДС от общих поступлений в развитых странах составляло более 40%.
Суть НДС - уплата налога продавцом (производителем, поставщиком) товаров и услуг с той части стоимости, которую он добавляет к стоимости своих товаров и услуг до стадии их реализации.
В России, косвенный метод вычитания расчета налога на добавленную стоимость получил наибольшее распространение, в связи с простотой расчета, и возможностью использования различных ставок. Согласно данному методу налоговые обязательства могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, что позволяет наиболее полно охватить товары и использовать более чем одну ставку.
Понятие добавленной стоимости в России существенно отличается от добавленной стоимости принятой в мировой экономике. Различие связано с разницей в расчете и определения материальных затрат. Поэтому переход к показателю добавленной стоимости в соответствии с методологией Системы национальных счетов ООН, основанной на распределительном методе учета затрат, может в значительной мере облегчить счет этого показателя.
1.3 Роль НДС в формировании доходной части бюджета
Введение НДС явилось одним из основных направлений глобальной налоговой реформы 80 - 90-х годов. Столь широкое распространение НДС во многих странах мира и его признание объясняются целым рядом причин. Суть НДС - уплата налога продавцом (производителем, поставщиком) товаров и услуг с той части стоимости, которую он добавляет к стоимости своих товаров и услуг до стадии их реализации. Добавленная стоимость создается в процессе всего цикла производства и обращения товаров, начиная со стадии их изготовления и кончая реализацией конечному потребителю. Соответственно и уплачивается налог на каждой стадии производства и обращения. Как можно видеть, НДС имеет широкую налоговую базу, практически охватывает все виды товаров и услуг. Продавец включает НДС в стоимость предоставляемых им товаров и оказываемых услуг. Но и сам он платит НДС за приобретаемые им в ходе производства товары и услуги. Таким образом, сумма уплачиваемого им налога составляет разницу между суммами налога, полученными им от покупателей за реализованные товары и услуги, и суммами налога, уплаченными поставщикам при приобретении тех товаров и услуг, которые необходимы в процессе производства облагаемых налогом товаров и услуг. Плательщик НДС имеет право на вычет налога, уплаченного им поставщикам. На этом, собственно, и основан механизм действия налога на добавленную стоимость.
На практике имеются различные отклонения от единой схемы, поскольку отдельные страны применяют разные методы исчисления налога, определение налоговой базы, ставок, льгот и пр. Однако в целом описанный выше вариант исчисления НДС стал универсальным, поскольку именно он был принят подавляющим большинством стран.
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг). Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика.
НДС обычно относят
к категории универсальных
Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности, но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.
Основной недостаток
НДС заключается в его
Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость