Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Если покупатель перечислил предоплату до вступления в силу изменений, отменяющих льготу, продавцу следует выписать счет-фактуру уже с учетом НДС и потребовать с покупателя доплатить сумму налога.

Рассмотрим  подробнее льготы при совершении операций, которые на практике используют чаще всего. К ним можно отнести:

- посреднические  операции;

- реализацию  товаров общественными организациями  инвалидов;

- реализацию  медицинских товаров и услуг;

- реализацию  услуг в сфере образования;

- выдачу займов.

Пунктом 7 ст. 149 Налогового кодекса установлено, что «освобождение от налогообложения... не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Иными словами, посредники, реализующие льготируемые товары и услуги, должны платить НДС с вознаграждения в общеустановленном порядке. Исключение составляют следующие операции:

- предоставление  в аренду помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным в России;

- реализация  медицинских товаров по перечню,  утверждаемому Правительством РФ;

- оказание ритуальных  услуг, работы по изготовлению  надгробных памятников и оформлению  могил, а также реализация похоронных  принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

- реализация  изделий народных художественных  промыслов признанного художественного  достоинства (за исключением подакцизных  товаров), образцы которых зарегистрированы  в порядке, установленном Правительством  РФ.

Таким образом, при реализации этих товаров и услуг НДС не платят как сами производители, так и посредники. Данную ситуацию можно рассмотреть на конкретном примере. ООО «Книга» по договору комиссии продает следующие товары:

- религиозную  литературу, произведенную религиозной организацией;

- изделия народных  художественных промыслов признанного  художественного достоинства.

Реализация  этих товаров производителями в  соответствии со ст. 149 НК РФ НДС не облагается. Однако НДС облагается только комиссионное вознаграждение, полученное от продажи религиозной литературы. Комиссионное вознаграждение, полученное от продажи изделий народных художественных промыслов, НДС не облагается.

Общественные  организации инвалидов.

Данная льгота, предоставляемая общественной организации  инвалидов, предусмотрена пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Кодексом установлено, что не облагают НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), которые произведены общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.

Также не облагают НДС операции по реализации товаров  фирмами, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов (при условии, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), если:

- среднесписочная  численность инвалидов среди  работников фирмы составляет  не менее 50%;

- доля работников-инвалидов  в общем фонде оплаты труда  не менее 25%.

В среднесписочную  численность не включают внешних  совместителей и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, если они не состоят в штате фирмы.

Чтобы определить, имеет ли фирма право на льготу, необходимо рассчитать среднесписочную  численность за квартал которая  определяется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69. Также освобождают от уплаты НДС учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (при условии, что среди членов организации-собственника инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), созданные для следующих целей:

- образовательных;

- культурных;

- лечебно-оздоровительных;

- физкультурно-спортивных;

- научных;

- информационных  и иных социально значимых;

- оказания правовой  и иной помощи инвалидам.

Такие организации  могут не платить НДС, если они  реализуют товары и услуги непосредственно  инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Если применять эту льготу налогоплательщику невыгодно, то он может отказаться от нее.

Фирма не может пользоваться льготой, если:

1. Реализуемые  товары являются подакцизными.

2. Реализуемые  товары попадают в Перечень  товаров, реализация которых не  подлежит освобождению от НДС.  Этот Перечень утвержден Постановлением  Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884. Следует обратить внимание на то, что не облагается НДС только продукция, произведенная самой фирмой. По торговой, брокерской и посреднической деятельности она должна платить НДС в обычном порядке.

Не облагают НДС продажу20 «...медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ». Этот Перечень утвержден Постановлении Правительства РФ от 17 января 2002 г. N 19. Пользоваться льготой могут фирмы и индивидуальные предприниматели, в том числе и посредники, которые продают указанные в Перечне товары. При этом они должны иметь лицензию. Отказаться от применения льготы нельзя. Фирмы и предприниматели, реализующие медицинские товары, не поименованные в Перечне, платят НДС по ставке 18%. Не облагают НДС также реализацию «...медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг». Данная льгота установлена пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.

Однако если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС. Льготой  могут пользоваться:

- медицинские  организации и учреждения;

- врачи, занимающиеся  частной медицинской практикой;

- медицинские  пункты, состоящие на балансе  немедицинских фирм.

Фирма или врач, занимающиеся частной практикой, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность. Без нее применять льготу нельзя. Если все необходимые разрешающие документы у вас есть, то вы обязаны применять льготу. Причем отказаться от нее вы не можете. Следует обратить внимание на то, что услуги посредников в сфере медицинских услуг облагают НДС21 .

Не облагается НДС реализация22«...услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений». Иными словами, услуги в сфере образования освобождены от НДС лишь тогда, когда оказаны по направлениям основного и дополнительного образования, подтвержденным лицензией. Также не облагают налогом занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях и содержание детей в детских дошкольных учреждениях23. Следует обратить внимание, что льгота предоставляется только некоммерческим образовательным организациям. Услуги в сфере образования, оказываемые коммерческими фирмами, а также индивидуальными предпринимателями, облагают налогом.

Не облагают НДС «...операции по предоставлению займов в денежной форме, а также  оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов». Льгота установлена  пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Как известно, заем может быть предоставлен в денежной или натуральной форме. Лицензии для предоставления займа не требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3    ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

3.1   Совершенствование механизма налогообложения НДС

 

НДС, который  приносит значительные доходы в бюджет государства, называют самым эффективным  нововведением в мировой практике налогообложения. В большинстве  стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

М.Н. Соболев отмечал преимущества косвенных налогов:

1) эти налоги, поскольку они попадают на  предметы широкого потребления,  всегда весьма доходны для  государства;

2) косвенные  налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;

3) косвенные  налоги не могут сопровождаться  недоимками, как это происходит  с прямыми налогами, поскольку  они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

НДС, так же как  и налог с оборота, обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг). Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.

НДС входит в  группу налогов на потребление. Их можно  в свою очередь разделить на две  группы в зависимости от того, взимаются  они на одном или на нескольких этапах в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг). К группе одноступенчатых налогов относятся акциз и налог с продаж, которые могут взиматься на уровне производителя, оптовой или розничной торговли. НДС и налог с оборота составляют группу многоступенчатых налогов, которые взимаются на каждой стадии производства и реализации. Как следует из названия, налогом облагается добавленная стоимость, т.е. та стоимость продукции, которую налогоплательщик добавил к стоимости ресурсов, приобретенных им для производственной деятельности24.

Сумма налога не рассчитывается от оборота, а является величиной, прямо пропорциональной стоимости, добавленной на каждой стадии продвижения товара от производителя  до конечного потребителя, что обеспечивает реализацию такого порядка взимания налога, при котором любой из компонентов конечного продукта облагается налогом не более одного раза, а налоговый платеж собирается и поступает в доходы государства на каждом этапе движения товара.

На каждом этапе  в этой цепочке операций добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть добавленная стоимость, облагаемая НДС.

При применении данного налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как  в случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации. НДС опроверг известный вывод У. Петти, что самая лучшая идея обложения потребления состоит в обложении каждого средства существования в отдельности как раз в момент, когда оно готово для потребления, иначе говоря, не следует облагать ни зерно до того, как оно превращается в хлеб, ни шерсть, пока она не превратилась в сукно25.

НДС, сохраняя достоинства  других косвенных налогов с точки  зрения фискальной функции, не имеет  их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:

1. НДС, как  и налог с оборота, взимается  многократно на каждой стадии  производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.

2. Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения. В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота.

Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость