Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 01:10, шпаргалка
Работа содердит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Налоговое право".
Теория о налоге как об
Теория коллективных
Теория экономической
Принципы построения налоговой политики:
- принципы справедливости (какой доход, такой и налог).
- принцип определенности.
- принцип удобства.
- принцип экономичности.
Теория монетаризма - М. Фридмен. Налоги наряду с иными экономическими механизмами воздействуют на денежное обращение.
Кейнсианская теория - Дж.М. Кейнс.
Налоги - основной инструмент
Теория экономики предложения
- Лаффер. Больше налоговая ставка
- меньше поступлений в бюджет
виду сужения налогообложения
доходов. Высокие ставки
Отдельно следует сказать о теории отмирания налогов (Маркс).
Новые теории - соотношения прямого
и косвенного налогообложения,
плоского (единого) налога, переложения
налогового бремени,
7 Теория Лаффера
Большое значение как фактору воздействия на экономическое развитие придает налогам бюджетная концепция американского ученого Лаффера, получившая название теории экономики предложения. Он установил математическую зависимость доходов бюджета от налоговых ставок. Сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонения от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате чего увеличится и налоговая база. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приведет к сокращению поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоговые ставки, по выводам Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в зарубежных странах в 80-е гг. прошлого века.
8 Функции налогов
Функцию
налога можно определить как основное
направление действия налога, выражающее
его сущность. Выделяют следующие основные
функции налогов: фискальную, регулирующую,
распределительную (социальную) и контрольную.
Фискальная функция является основной
функцией налогов. Его главное предназначение
– образование государственного денежного
фонда путем изъятия части доходов организаций
и ФЛ для создания материальных условий
функционирования государства и выполнения
возложенных на него обществом задач.
Благодаря фискальной функции создаются
реальные объективные предпосылки для
вмешательства государства в экономические
отношения, т.е. в процесс перераспределения
части ВВП. Все остальные функции являются
производными от фискальной. Наиболее
тесно с фискальной функцией связана распределительная
функция. Ее суть заключается в том, что
с помощью налогов через бюджет и внебюджетные
фонды государство перераспределяет финансовые
ресурсы из производственной сферы в непроизводственную,
осуществляет финансирование крупных
целевых программ, имеющих общегосударственное
значение. Устанавливая систему налогов
с ФЛ, государство осуществляет также
перераспределение доходов своих граждан,
направляя часть финансовых ресурсов
наиболее обеспеченной части население
на содержание наименее обеспеченной.
С помощью регулирующей
функции формируются различные противовесы
(система льгот и освобождений) излишнему
фискальному бремени посредством создания
специальных механизмов взаимодействия
корпоративных, личных и общегосударственных
экономических интересов. Использую налоговые
ставки, льготы, изменяя условия налогообложения,
государство создает предпосылки для
ускоренного развития определенных отраслей
и производств, способствует решению актуальных
общественных проблем. Регулирующая функция
затрагивает как производство (прямые
налоги), так и потребление (косвенные
налоги). Благодаря контрольной
функции осуществляется контроль за
полной с своевременной уплатой налоговых
платежей и исполнением субъектами налоговых
отношений других обязанностей, возложенных
на них налоговым законодательством.
9 Основные элементы налогов
В юридической и экономической литературе принято различать существенные и факультативные (дополнительные) элементы налога. Существенные – это те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными и, следовательно, налог не может взиматься. К факультативным относятся те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.
Налог
считается установленным в
1. Объект налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства, при этом, каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами могут выступать осуществление реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы (для налога на добавленную стоимость), получение прибыли или конкретного вида доходов (для налога на прибыль и налогов на доходы соответственно), наличие у плательщика конкретных видов имущества (для налога на имущество), ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (для таможенных платежей) и др.
2. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, т.е. она может выражаться в денежных единицах и других единицах измерения (штуки, килограммы, гектары и т.д.);
3. Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, при этом, в случаях, предусмотренных законодательством, на плательщиков может возлагаться обязанность по уплате налога в течение налогового периода;
4. Налоговая ставка (ставки) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки могут быть твердые (в базовых величинах и в денежном выражении), долевые: процентные и прогрессивные;
5. Порядок исчисления – плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот, кроме того, в соответствии с налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо на налогового агента;
6. Порядок и сроки уплаты – уплата налога производится. Как правило, разовым платежом, в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты устанавливаются налоговым или таможенным законодательством. Сроки могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или на действие, которое должно быть совершено.
В
соответствии с п. 1 ст. 13 НК плательщиками
налогов, сборов (пошлин) являются организации
и физические лица, на которых в соответствии
с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь
и (или) актами Президента Республики Беларусь,
международными договорами Республики
Беларусь, в том числе международными
договорами Республики Беларусь, формирующими
договорно-правовую базу таможенного
союза, возложена обязанность уплачивать
налоги, сборы (пошлины).
10 Виды налогов и основания их классификации
Общегосударственные
(республиканские) налоги устанавливаются
в законодательном порядке Парламентом,
Президентом РБ и действуют на всей территории
РБ и подлежат зачислению в бюджеты различных
уровней. По действующему законодательству
к ним относятся: акцизы, налог на добавленную
стоимость, налоги на доходы и прибыль,
чрезвычайный налог и др. Местные
налоги устанавливаются решениями местных
Советов депутатов в соответствии с законом
и действуют на территории соответствующих
административно-
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль и др. Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются: акцизы, налог на добавленную стоимость и др. По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на приобретение автотранспортных средств, налог на недвижимость и др.). В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения (на общие цели – налог на прибыль, налог на недвижимость) и целевые (для финансирования конкретных мероприятий, которые зачисляются как правило в соответствующие государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды). В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы, выручки, дохода (прибыли), а также относящиеся на себестоимость. В зависимости от формы уплаты – натуральные (продналог) и денежные налоги.
11 Налоговая система РБ
В
РБ налоговая система начала формироваться
в 1992 году, включала множество налогов
и сборов, взимаемых на территории
РБ, правовую базу, совокупность налоговых
служб и механизмы сбора
Цели функционирования налоговой системы:
1. оптимизация объема налоговых поступлений.
2. рационализация доходной части бюджета.
3.
определение потенциала
В
узком смысле налоговая система
- совокупность налогов и сборов,
взимаемых в установленном
В широком смысле - достаточно большая гамма элементов, среди которых наряду с совокупностью налогов и сборов порядок их установления и ввода в действие, налоговые органы, права и обязанности плательщиков и должностных лиц налоговых органов, ответственность, налоговое законодательство и др.
Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов ее построения, порядка установления, изменения и отмены налогов и сборов, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Понятие "налоговая система" следует отличать от понятия "система налогов и сборов", под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве. То есть система налогов и сборов Республики Беларусь, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно сама является элементом системы более высокого порядка - элементом налоговой системы Республики Беларусь.
Принципами формирования налоговой системы Республики Беларусь являются следующие принципы:
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"