Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Наибольшее количество испытуемых в экспериментальной группе (50%) показали средний уровень развития нравственной самооценки, при этом большая часть этих испытуемых (67%) воспитывается в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке, что свидетельствует о наличии у детей зачастую сформированного и адекватного осознания себя и своих поступков. В семьях с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми превалирует уровень нравственной самооценки у детей ниже среднего (50%) и низкий (50%). Для таких детей характерно незнание основ оценки нравственности своего поведения. У не большого процента детей семей класса 2Б показатель уровня нравственной самооценки - высокий.

Методика "Диагностика этики поведения"  позволила выделить уровни этичности в поведении детей 2Б класса - таблица 5.

Таблица 5

Распределение уровней этики поведения младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во  2Б классе, %

Уровень этики поведения

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

22

0

6

Средний

78

17

47

Низкий

0

83

47


 

 

Распределение показателей уровня развития этики поведения у детей данной группы следующее: меньшинство испытуемых (6%) с высоким уровнем этики поведения находятся в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке, при этом основная часть детей в этой группе имеют средний (47%) и низкий (47%) уровень (в равном соотношении) этики поведения.

Для семей с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми характерно наличие у большинства детей (83%) низкого уровня этики поведения и минимальный процент детей (17%) показали средний уровень развития этики в поведении. Это дети, допускающие в своих поступках возможность нарушения общепринятых норм, в силу ряда обстоятельств. Поведение детей с таким уровнем нравственного поведения характеризуется как непредсказуемое, непринятое, часто порицаемое. Определенный процент детей (22%), воспитывающихся в семьях с эмоциональным контактом между детьми и родителями, имеют высокий уровень этики поведения. Большинство же детей из таких семей (78%) характеризуются средним уровнем этики поведения. С низким уровнем этики поведения детей в данном типе семейных взаимоотношений не выявлено.

Диагностические данные, раскрывающие представления и отношение детей 2Б класса к жизненным ценностям, представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Распределение уровней жизненных ценностей младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во 2Б классе, %

Уровень жизненных ценностей

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

11

0

0

Средний

89

33

27

Ниже среднего

0

50

40

Низкий

0

17

33


 

 

Высокий уровень сформированности системы жизненных ценностей был выявлен только у детей из семей с эмоциональным контактом между детьми и родителями (11%). Все оставшиеся дети из этих семей (89%) имеют средний уровень сформированности системы жизненных ценностей.

В семьях с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми и в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке происходит приблизительно равномерное распределение между средним уровнем, уровнем ниже среднего и низким уровнем сформированности системы жизненных ценностей. У таких детей нет общего представления о жизненных ценностях и ориентирах, которые позволяют человеку контролировать и направлять свою жизнедеятельность, в том числе и в русле оценки нравственности своих действий.

Таким образом, высокие показатели развития нравственной сферы у детей достигаются в большей степени в семьях с оптимальным эмоциональным контактом между детьми и родителями. Именно у таких детей формируется адекватное осознание себя и своих поступков и именно в этих семьях ребенок будет развиваться наиболее активно.

Сопоставляя количественную и качественную интерпретацию в исследуемых классах 2А и 2Б, можно констатировать, что данные результаты показывают различия не только в уровне и специфике проявления нравственного развития детей, но и в тенденциях отношения родителей к ним.

Для наиболее наглядного представления особенностей нравственного развития детей в группах семей разного типа, сравним показатели нравственного развития детей обеих групп.

Сравнивая результаты групп детей по методике исследования уровня нравственной самооценки можно отметить, что общий уровень развития нравственной самооценки детей 2А и 2Б классов имеет различия в уровнях ее выраженности, при которой дети из контрольной группы отличаются более высокими показателями по сформированности нравственной самооценки.

Рис. 3 - Сравнительные результаты 2А и 2Б классов по методике исследования уровня нравственной самооценки, %

 

Так, согласно методике 34% детей 2А класса имеют высокий уровень нравственной самооценки, 66% - средний уровень, уровни ниже среднего и низкий в данной группе детей выделены не были. В то время как уровень нравственной самооценки детей 2Б класса (дети экспериментальной группы) имеет значительно низкие показатели, при которых высокий уровень выявлен лишь у 10%, средний уровень у 50%, а у оставшейся части группы показатели соответствуют развитию нравственной самооценки ниже среднего 27% детей и у 13% - низкий уровень развития.

Сопоставляя полученные данные по критерию развития нравственной самооценки в исследуемых группах детей, из рисунка 3 наглядно видны более высокие и качественные показатели развития нравственности у детей младшего школьного возраста 2А класса, чем у детей 2Б класса.

На рисунке 4 представлены сравнительные результаты 2А и 2Б классов по методике исследования уровня этики поведения детей младшего школьного возраста.

Рис. 4 - Сравнительные результаты 2А и 2Б классов по методике исследования уровня этики поведения детей младшего школьного возраста, %

Как видно из рисунка 4 результаты во 2А и 2Б классах имеют значительные различия в сформированных уровнях этики поведения данных детей. Отслеживая, выделенные в диагностике уровни, следует отметить, что в обеих группах присутствуют дети с высоким уровнем: 2Б класс - 10% и 2А класс - 40%; и средним уровнем:  2Б класс - 50% и 2А класс - 60%; с низким уровнем развития, в ходе исследования, детей во 2А классе выделено не было, в то время как, во 2Б классе - 40% испытуемых с низким уровнем развития этики поведения.

Эти данные позволяют предположить то, что дети, контрольной группы (2А класс), имеют более комфортные условия развития, и растут в системе морально-устойчивого и нравственно правильного воспитания, создаваемые родительской семьей для них, нежели дети экспериментальной группы (2Б класс), где условия социальной ситуации развития не всегда формируют общепринятые нормы и правила социального взаимодействия, одобряемые обществом.

Исследование отношения к жизненным ценностям у детей 2А и 2Б показало, что существуют значимые различия в уровнях их проявления (рисунок 5).

Рис. 5 - Сравнительные результаты  2А и 2Б классов по методике исследования отношения к жизненным ценностям, %

 

Так, низкий уровень отмечается у 20% детей 2Б класса и полностью отсутствует у детей 2А класса, наличие данного уровня у детей младшего школьного возраста, свидетельствует о несвоевременном и социально неграмотном воспитании и развитии ребенка, у детей отсутствует реальное восприятие своих потребностей и возможностей реализации этих потребностей.

Уровень ниже среднего отмечается у детей во 2Б классе - 47% случаев и 2А - 60%, данный уровень указывает на существование значительных ограничений у детей при принятии самостоятельных решений, сужает возможности рассмотрения и реализации социально правильных и нравственно принятых действий при реализации своих желаний.

Средний уровень отношения к жизненным ценностям, являющийся оптимальным для благоприятного развития и взаимодействия, отмечается лишь 47% детей 2Б класса и у 60% 2А, что говорит о большей комфортности взаимодействия и проживания жизненных ситуаций - вторых.

Высокий уровень отношения к своим жизненным ценностям отмечается у значительного количества испытуемых 2А класса - 33% и лишь у 3% (1 чел.) во 2Б. Наличие данного уровня указывает на гармоничное развитие личности ребенка, сформированность у него представлений о себе и своем месте в социальном контексте, выработанность системы адекватного оценивания своих и чужих поступков.

Приведенные выше сравнительные характеристики, позволяют констатировать наличие качественно разного нравственного развития у детей младшего школьного возраста.

Следует отметить, что у детей экспериментальной группы уровень нравственного развития ниже, чем у детей контрольной, что обусловлено влиянием воспитания и родительского авторитета.

Таким образом, возникает необходимость в проведении коррекционно - формирующей работе по повышению уровня нравственного развития у детей экспериментальной группы по средствам использования родительского авторитета.

 

 

 

 

2.2 Пути  и средства использования авторитета  родителей  на  нравственное воспитание младших школьников

 

Проведенный этап исследования позволил сделать вывод о том, что, отношение родителей, а в частности родительский авторитет имеет взаимосвязь с уровнем нравственного развития ребенка младшего школьного возраста. Таким образом, образом, была разработана программа по формированию родительского авторитета с целью повышения уровня нравственности у детей экспериментальной группы.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал безнравственной личностью, именно поэтому данный формирующий этап направлен в первую очередь на ознакомление родителей с современными методами помощи и воспитания детей. Главным связующим звеном между родителями и детьми будет является учитель.

Формирующий этап эксперимента длился на протяжении 6 месяцев. В течение которых классный руководитель 2Б класса один раз в две недели проводил коррекционную работу с родителями, по средствам организации родительских собраний.

С родителями из экспериментальной  группы были проведены несколько бесед на следующие темы:

1. "Стили семейного воспитания" - приложение 5.

2. "Знаете ли Вы своего ребенка?" - приложение 6.

3. "Чему надо научить своего ребенка?" - приложение 7.

4. "Значение труда в воспитании детей" - приложение 8.

После проведения первой беседы было отмечено родителями, что среди всех стилей воспитания они не приемлют воспитание равнодушием.

Конечно, родители осознают, что самый лучший стиль воспитания - это воспитание доверием, но тяжело изменить сложившиеся подходы к воспитанию детей в семье. Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка.

При проведении второй беседы родителям предлагалось заполнить несколько анкет (приложение 6).

Анкета - 1. Эта анкета дает представление о ребенке глазами родителей. Через 2 недели классный руководитель 2Б класса заполнил аналогичную анкету на ученика по результатам своих наблюдений, проанализировал их и предложил родителям сравнить их наблюдения со своими. Родители посмотрели на своего ребенка глазами учителя. Такое взаимодействие между учителем и родителями пошло на пользу ребенку: взрослые лучше узнали его с разных сторон и выработали взаимодополняющую стратегию воспитанию.

Анкета 2 "Отношение ребенка к своему делу".

Данная диагностика не представляет трудностей. Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для младшего школьника главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников