Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи: охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников; рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников; обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание; описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей на воспитание младших школьников....................................................................7 1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников..............................................................................................................7 1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников............................................................................................................14 1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание..............................................................................................................19 Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета................................................................24 2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников............................................................................................24 2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38 2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42 Заключение.............................................................................................................51 Список использованной литературы...................................................................56 Приложение
изучить детско-родительские
отношения в младшем школьном возрасте;
изучить уровень нравственного
развития детей младшего школьного возраста;
выявить взаимосвязь между
детско-родительскими отношениями и уровнем
нравственности ребенка младшего школьного
возраста;
разработать методику по повышению уровня нравственного
развития и гармонизации детско-родительских
взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Эмпирическое исследование
проводилось в течение 2014 года.
В ходе практической части исследования
был использован следующий диагностический
инструментарий:
1. Методика №1. Опросник PARI (приложение
1) [50].
Цель: предназначен
для изучения отношения родителей (прежде
всего, матерей) к разным сторонам семейной
жизни (семейной роли).
В ходе проведения психодиагностического
пакета методик, нами были исследованы
основные показатели нравственного развития
детей и особенности семейного взаимодействия.
Психодиагностические методики позволили
получить количественные данные, наглядное
представление и качественную интерпретацию.
Цель: исследование уровня нравственной
самооценки.
Данная методика предназначена
для выявления детей с разными уровнями
нравственной самооценки и позволяет
посмотреть, как ребенок оценивает свой
поступок в соответствии с правилами,
усвоенными им от взрослых, а также его
склонность судить о поступках по важности
их последствий, суждения о которых выносятся
в зависимости от того вознаграждение
или наказание может повлечь за собой
этот поступок.
Цель: изучение сформированности
нравственных и этических норм поведения.
Данная методика позволяет
выявить уровни в этике поведения ребенка.
Ведь нравственно воспитанным
является такой человек, который не только
усвоил нравственные знания, но и ведет
себя в любых ситуациях в соответствии
с ними. Эта методика позволяет выявить
насколько у ребенка сформированы устойчивые
представления об этике, которые побуждают
его к соответствующему поведению в обществе.
Правильные знания норм морали часто не
оказывают должного влияния на поведение
школьника, его поступки. Иногда слово
и дело не совпадают, наблюдается разрыв
между сознанием и поведением.
4. Методика №4. Диагностика отношения
к жизненным ценностям (приложение 4) [46].
Цель: изучение приоритетов
в системе жизненных ценностей.
Данная методика позволяет
определить сформированность жизненных
ценностей детей младшего школьного возраста,
ведь на основе сложившихся ценностных
ориентаций осуществляется саморегуляция
деятельности, заключающаяся в способности
человека сознательно решать стоящие
перед ним задачи, осуществлять свободный
выбор решений, утверждать своей деятельностью
те или иные социально-нравственные ценности.
Реализация ценностей в этом случае воспринимается
индивидом как нравственный, гражданский,
профессиональный и т.д. долг, уклонение
от которого предотвращается прежде всего
механизмом внутреннего самоконтроля,
совестью.
Проведенное исследование,
анализ и интерпретация полученных в его
ходе данных позволила сделать следующие
выводы.
Исследование отношения родителей
к детям, как фактора, оказывающего влияние
на уровень развития нравственности, проведенного
при помощи методики PARI во 2А классе (контрольная
группа), показало следующее.
Родители учащихся 2А класса
в большей степени склонны к эмоциональному
контакту со своими детьми, не выходящему
за рамки нормы - рисунок 1.
Рис. 1 - Результаты исследования
родителей учащихся 2А класса по
методике PARI, %
Так, у большей части родителей
учащихся 2А класса (70%) отмечается тенденция
к эмоциональному контакту, это семьи,
где с детьми выстраиваются партнерские
отношения, позволяющие свободно выражать
свое мнение и желания, Действия таких
родителей направлены на развитие активности
ребенка. У наименьшего количества родителей
данной группы (10%) отмечается излишняя
эмоциональная дистанция с ребенком и
у небольшого процента (20%) опрошенных
выявлена излишняя концентрация внимания
на ребенке. Эти родители проявляют чрезмерную
опеку в отношении ребенка, боясь его обидеть,
для них характерно стремление ускорить
развитие ребенка.
Показатели развития нравственной
самооценки у детей 2А класса, выглядят
следующим образом - таблица 1.
Из таблицы 1 видно, что большинство
детей (43%) с высоким уровнем нравственной
самооценки воспитано в семьях с эмоциональным
контактом между детьми и родителями,
небольшой процент (17%) - в семьях с излишней
концентрацией внимания родителей на
ребенке. Остальные дети имеют средний
уровень нравственной самооценки.
Таблица 1
Распределение уровней нравственной
самооценки младшего школьника в зависимости
от типа отношения родителей к детям 2А
класса, %
Уровень нравственной самооценки
Тип отношения родителей к детям
Эмоциональный контакт между
детьми и родителями
Излишняя эмоциональная дистанция
между родителями и детьми
Излишняя концентрация внимания
родителей на ребенке
Высокий
43
0
17
Средний
57
100
83
Ниже среднего
0
0
0
Низкий
0
0
0
В семьях с излишней эмоциональной
дистанцией между родителями и детьми
и в семьях с излишней концентрацией внимания
родителей на ребенке воспитываются в
основном дети, имеющие средний уровень
нравственной самооценки. Такие данные
свидетельствуют о качественных внутриличностных
образованиях, позволяющих ребенку адекватно
воспринимать и контролировать себя и
свои поступки.
Диагностика уровня этики поведения
у детей 2А класса, позволила выделить
так же лишь два уровня развития - таблица
2.
Таблица 2
Распределение уровней этики
поведения младшего школьника в зависимости
от типа отношения родителей к детям во
2А классе, %
Уровень этики поведения
Тип отношения родителей к детям
Эмоциональный контакт между
детьми и родителями
Излишняя эмоциональная дистанция
между родителями и детьми
Излишняя концентрация внимания
родителей на ребенке
Высокий
48
0
33
Средний
52
100
67
Низкий
0
0
0
В контрольной группе у детей
приблизительно равномерное распределение
между двумя основными типами взаимоотношений
родителей и детей. Так высокий уровень
этики поведения (48%) сформирован у детей,
воспитывающихся в семьях с эмоциональным
контактом между детьми и родителями.
Именно в таких семьях родители учат детей
контролировать свои эмоции и относиться
к ближнему как к самому себе. В своих поведенческих
реакциях эти дети руководствуются знакомыми
им этическими и моральными аспектами,
сформированными в родительских семьях.
У второй половины детей этика поведения
развита на среднем уровне. Так, абсолютно
все дети из семей (100%) с излишней эмоциональной
дистанцией имеют средний уровень этики
поведения. Детей с низким уровнем этики
поведения при обработке и интерпретации
результатов в контрольной группе выявлено
не было.
Результаты исследования отношения
к жизненным ценностям у детей 2А класса,
представлены в таблице 3.
Таблица 3
Распределение уровней жизненных
ценностей младшего школьника в зависимости
от типа отношения родителей к детям в
контрольной группе, %
Уровень жизненных ценностей
Тип отношения родителей к детям
Эмоциональный контакт между
детьми и родителями
Излишняя эмоциональная дистанция
между родителями и детьми
Излишняя концентрация внимания
родителей на ребенке
Высокий
43
0
17
Средний
57
33
83
Ниже среднего
0
67
0
Низкий
0
0
0
Большая часть исследуемых
детей контрольной группы относится к
высокому и среднему уровням сформированности
жизненных ценностей. Это дети с четкими
представлениями о существующих "вечных"
ценностях в жизни любого человека, умеющие
привносить эти ценности в свою жизнь
и опыт. Но много детей с уровнем сформированности
жизненных ценностей ниже среднего (67%),
то есть воспитаны в семьях с излишней
эмоциональной дистанцией между родителями
и детьми.
Далее было проведено диагностическое
исследование в экспериментальной группе
- 2Б класс.
Результаты исследования по
методике PARI родителей учащихся 2Б класса
представлены на рисунке 2.
Рис. 2 - Результаты исследования
родителей учащихся 2Б класса по методике
PARI
Родители учащихся 2Б класса
при взаимоотношениях с детьми проявляют
чаще, в 50% случаев, излишнюю концентрацию
на своем ребенке, это проявляется через
установление зависимых отношений ребенка
от родителей, достигаемых подавлением
воли и истинных желаний ребенка, картина
мира воспринимается только через призму
взглядов внутри семьи.
Отношения по типу оптимального
эмоционального контакта наблюдаются
у 30% детей 2Б класса, данный тип взаимоотношений
рассматривается, как наиболее демократичный
и позволяющий ребенку активно развиваться.
Излишняя эмоциональная дистанция
с ребенком отмечена у 20% родителей учащихся
2Б класса, родители склонны к дистанцированию
отношений с ребенком, при взаимодействии
чаще проявляют излишнюю строгость и негативные
эмоции.
Таким образом, у родителей
2Б класса отмечаются разнонаправленные
тенденции в отношении к ребенку. Так,
адекватный эмоциональный контакт выявлен
лишь у меньшей половины родителей, в то
время как большинство исследованных
имеют крайние тенденции в отношении к
ребенку: 20% из которых склонны к излишней
эмоциональной дистанции с ребенком и
50% ориентированы в отношениях с ним на
излишнюю концентрацию внимания.
По методике исследования уровня
развития нравственной самооценки у детей
2Б класса были получены следующие
результаты - таблица 4.
Таблица 4
Распределение уровней нравственной
самооценки младшего школьника в зависимости
от типа отношения родителей к детям во
2Б классе, %
Уровень нравственной самооценки
Тип отношения родителей к детям
Эмоциональный контакт между
детьми и родителями
Излишняя эмоциональная дистанция
между родителями и детьми
Излишняя концентрация внимания
родителей на ребенке