Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение
Анкета 3. "Отношение ребенка к другим людям".
Чтобы объективно ответить на эти вопросы, необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам. Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг. Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагополучные дети вырастают в неблагополучных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.
Анкета 4 "Отношение ребенка к самому себе".
Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др. Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности.
С родителями экспериментальной группы проводились беседы по сюжетному рассказу.
При использовании беседы по сюжетному рассказу, родителям предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа родителям задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Рассказ 1.
Саша плохо учился в школе, слыл нарушителем дисциплины, находился под влиянием "дурной компании". Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик - обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: "Пусть там за ним следят педагоги". И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том, что она упустила мальчика, недосмотрела.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Саши?
2. Какова роль семьи в
3. Какова роль школы в
4. От чего зависит успех в воспитании?
Рассказ 2.
Родители Олега очень обеспеченные люди, но в семье разлад. Отец и мать мальчика даже не общаются друг с другом и целиком заняты своими проблемами.
Олег учится в четвёртом классе. Воспитание родителями сына ограничивается денежными подарками то со стороны отца, то со стороны матери. Родители уверены, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок вырос нормальным человеком.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Олега?
2. Возможно ли, ограничиваясь лишь
материальным обеспечением, воспитать
полноценного во всех
3. Как вы думаете, к чему может привести подобное воспитание ребенка?
При обсуждении первого рассказа родители пришли к выводу, что нельзя согласиться с мнением родителей Саши. И высказали свои мнения, которые имеют сходство во взглядах на семейное воспитание: крайне редко дети следуют примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому основы нравственного воспитания закладываются только в семье. Школа может только помочь ребенку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает представления о "правилах жизни". И во многом именно от родителей зависит, какие правила, он примет для себя. Таким образом, в данной ситуации нельзя считать школу виновной во всех грехах. Родители понимают, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким человеком он станет.
При обсуждении второго рассказа родители высказали мнение, что этого ребёнка можно только пожалеть. Потом в жизни ему будет очень трудно, без нормальных человеческих отношений. У него в будущем могут быть "все блага цивилизации", но "некому будет воды подать". Так же жалко тех людей, которые окажутся рядом с ним. Им так же будет трудно рассчитывать на нормальную ответную реакцию со стороны этого человека: в материальном мире нет места таким понятиям, как любовь к ближнему, сострадание, да и просто банальному уважению.
Уровень нравственной самооценки |
Тип отношения родителей к детям | ||
Эмоциональный контакт между детьми и родителями |
Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми |
Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке | |
Высокий |
40 |
0 |
7 |
Средний |
57 |
70 |
80 |
Ниже среднего |
3 |
30 |
13 |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
Уровень этики поведения |
Тип отношения родителей к детям | ||
Эмоциональный контакт между детьми и родителями |
Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми |
Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке | |
Высокий |
35 |
0 |
16 |
Средний |
65 |
60 |
57 |
Низкий |
0 |
40 |
27 |
Уровень жизненных ценностей |
Тип отношения родителей к детям | ||
Эмоциональный контакт между детьми и родителями |
Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми |
Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке | |
Высокий |
25 |
0 |
17 |
Средний |
75 |
33 |
43 |
Ниже среднего |
0 |
60 |
40 |
Низкий |
0 |
7 |
0 |
Для доказательства или опровержения выдвинутой в начале исследования гипотезе о том, что: "педагогическое вмешательство во взаимосвязь детско - родительских отношений по средствам специально разработанной коррекционной программы, позволит повысить уровень нравственного воспитания ребенка в младшем школьном возрасте, который напрямую зависит от авторитета родителей", необходимо провести сравнительное исследование полученных результатов в экспериментальной группе.
На рисунке 7 представим динамику результатов исследования родителей учащихся 2Б класса по методике PARI, до и после проведения формирующего этапе эксперимента.
Рис. 7 - Динамика результатов исследования родителей учащихся 2Б класса по методике PARI, до и после проведения формирующего этапе эксперимента, %
Данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что в результате проведения формирующей коррекционной педагогической работы направленной на оптимизацию детско - родительских отношений на 30% увеличился уровень эмоционального контакта между детьми и родителями, следовательно в семьях стало присутствовать взаимопонимание. Наблюдается снижение излишней эмоциональной дистанции между родителями (на 10%), то есть родители сменили характер (авторитет) своего влияния на ребенка.
Снизилась излишняя концентрация родителей на ребенке до 30%. То есть направление "опекунского" авторитета родителей, перешло в другое русло, наиболее оптимизирующее нравственное развитие школьника.
Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников