Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Анкета 3. "Отношение ребенка к другим людям".

Чтобы объективно ответить на эти вопросы, необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам. Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг. Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагополучные дети вырастают в неблагополучных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.

Анкета 4 "Отношение ребенка к самому себе".

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др. Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности.

С родителями экспериментальной группы проводились беседы по сюжетному рассказу.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, родителям предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа родителям задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Рассказ 1.

Саша плохо учился в школе, слыл нарушителем дисциплины, находился под влиянием "дурной компании". Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик - обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: "Пусть там за ним следят педагоги". И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том, что она упустила мальчика, недосмотрела.

1. Согласны ли вы с позицией  родителей Саши?

2. Какова роль семьи в нравственном  воспитании ребенка?

3. Какова роль школы в воспитании  ребенка?

4. От чего зависит успех в  воспитании?

Рассказ 2.

Родители Олега очень обеспеченные люди, но в семье разлад. Отец и мать мальчика даже не общаются друг с другом и целиком заняты своими проблемами.

Олег учится в четвёртом классе. Воспитание родителями сына ограничивается денежными подарками то со стороны отца, то со стороны матери. Родители уверены, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок вырос нормальным человеком.

1. Согласны ли вы с позицией  родителей Олега?

2. Возможно ли, ограничиваясь лишь  материальным обеспечением, воспитать  полноценного во всех отношениях  человека?

3. Как вы думаете, к чему может  привести подобное воспитание  ребенка?

При обсуждении первого рассказа родители пришли к выводу, что нельзя согласиться с мнением родителей Саши. И высказали свои мнения, которые имеют сходство во взглядах на семейное воспитание: крайне редко дети следуют примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому основы нравственного воспитания закладываются только в семье. Школа может только помочь ребенку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает представления о "правилах жизни". И во многом именно от родителей зависит, какие правила, он примет для себя. Таким образом, в данной ситуации нельзя считать школу виновной во всех грехах. Родители понимают, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким человеком он станет.

При обсуждении второго рассказа родители высказали мнение, что этого ребёнка можно только пожалеть. Потом в жизни ему будет очень трудно, без нормальных человеческих отношений. У него в будущем могут быть "все блага цивилизации", но "некому будет воды подать". Так же жалко тех людей, которые окажутся рядом с ним. Им так же будет трудно рассчитывать на нормальную ответную реакцию со стороны этого человека: в материальном мире нет места таким понятиям, как любовь к ближнему, сострадание, да и просто банальному уважению.

В заключение проведения формирующего этапа эксперимента всем родителям экспериментальной группы были вручены памятки "Авторитет - основа воспитания" (приложение 9).

 

2.3 Итоги  опытно - экспериментальной работы  по исследованию влияния авторитета  родителей на нравственное воспитание  младших школьников

 

Повторное диагностическое исследование экспериментальной группы детей (2Б класс) было проведено через один месяц после завершения формирующего этапа эксперимента.

С детьми контрольной группы (2А класс) повторного диагностического исследования не проводилось, так как коррекционная работа с ними не проводилась, а отклонения нравственного поведения от нормы на констатирующем этапе выявлено не было.

Исследование отношения родителей к детям, как фактора, оказывающего влияние на уровень развития нравственности, проведенного при помощи методики PARI во 2Б классе (экспериментальная группа), показало следующее (рисунок 6).

Родители учащихся экспериментального класса стали в большей степени склонны к эмоциональному контакту со своими детьми, не выходящему за рамки нормы.

Рис. 6 - Результаты повторного исследования родителей  учащихся 2Б класса  по методике PARI, после проведения формирующего этапе эксперимента, %

 

Так, у большей части родителей учащихся 2Б класса (60%) наблюдается тенденция к эмоциональному контакту. Родители стали более направлены на развитие активности ребенка.

Снизился до 10% уровень излишней эмоциональной дистанции межу родителями и детьми. А также на 40% снизился уровень излишней концентрации родителей на ребенке. Большинство родителей экспериментальной группы стали сдерживать свою чрезмерную опеку в отношении ребенка, боясь его обидеть.

В таблице 7 представлены повторные показатели развития нравственной самооценки у детей 2Б класса.

Из таблицы 7 видно, что в семьях с эмоциональным контактом между детьми и родителями 40% детей стали иметь высокий уровень нравственной самооценки, 57% - средний, и всего 3% - ниже среднего.

В семьях с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми и в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке воспитываются в основном дети, имеющие средний уровень нравственной самооценки. Такие данные свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы стали адекватно воспринимать и контролировать себя и свои поступки.

Таблица 7

Распределение уровней нравственной самооценки младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям 2Б класса, после проведения формирующего этапа эксперимента, %

Уровень нравственной самооценки

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

40

0

7

Средний

57

70

80

Ниже среднего

3

30

13

Низкий

0

0

0


 

 

Далее была проведена повторная  диагностика уровня этики поведения у детей экспериментального класса - таблица 8.

Таблица 8

Распределение уровней этики поведения младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во 2Б классе, после проведения формирующего этапа эксперимента, %

Уровень этики поведения

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

35

0

16

Средний

65

60

57

Низкий

0

40

27


 

 

Высокий уровень этики поведения 35%, стал отмечаться у детей, воспитывающихся в семьях с эмоциональным контактом между детьми и родителями. Следовательно родители пытаются учить детей контролировать свои эмоции и относиться к ближнему как к самому себе. Дети из семей с излишней эмоциональной дистанцией стали иметь средний уровень этики поведения в 60%, а низкий в 40%.

Результаты повторного исследования отношения к жизненным ценностям у детей 2Б класса, представлены в таблице 9.

Таблица 9

Распределение уровней жизненных ценностей младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во 2Б классе, после проведения формирующего этапа эксперимента, %

Уровень жизненных ценностей

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

25

0

17

Средний

75

33

43

Ниже среднего

0

60

40

Низкий

0

7

0


 

 

Большая часть исследуемых детей экспериментальной группы стала относиться к высокому и среднему уровням сформированности жизненных ценностей. Дети стали иметь четкие представления о существующих "вечных" ценностях в жизни любого человека, научились привносить эти ценности в свою жизнь и опыт. Отсутствуют дети с уровнем сформированности жизненных ценностей ниже среднего.

Для доказательства или опровержения выдвинутой в начале исследования гипотезе о том, что: "педагогическое вмешательство во взаимосвязь детско - родительских отношений по средствам специально разработанной коррекционной программы, позволит повысить уровень нравственного воспитания ребенка в младшем школьном возрасте, который напрямую зависит от авторитета родителей", необходимо провести сравнительное исследование полученных результатов в экспериментальной группе.

На рисунке 7 представим динамику результатов исследования родителей  учащихся 2Б класса  по методике PARI, до и после проведения формирующего этапе эксперимента.

Рис. 7 - Динамика результатов исследования родителей  учащихся 2Б класса  по методике PARI, до и после проведения формирующего этапе эксперимента, %

 

Данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что в результате проведения формирующей коррекционной педагогической работы направленной на оптимизацию детско - родительских отношений на 30% увеличился уровень эмоционального контакта между детьми и родителями, следовательно в семьях стало присутствовать взаимопонимание. Наблюдается снижение излишней эмоциональной дистанции между родителями (на 10%), то есть родители сменили характер (авторитет) своего влияния на ребенка.

Снизилась излишняя концентрация родителей на ребенке до 30%. То есть направление "опекунского" авторитета родителей, перешло в другое русло, наиболее оптимизирующее нравственное развитие школьника.

Сравнивая динамику показателей по методике исследования уровня нравственной самооценки можно отметить, что общий уровень развития нравственной самооценки детей экспериментальной группы имеет различия в уровнях ее выраженности, при которой дети после проведения формирующего этапа эксперимента, отличаются более высокими показателями по сформированности нравственной самооценки.

Рис. 7 -  Динамика результатов по методике исследования уровня нравственной самооценки во 2Б классе, до и после проведения формирующего этапе эксперимента, %

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников