Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

 

Так, согласно повторно проведенной методике 30% детей 2Б класса стали иметь высокий уровень нравственной самооценки, 60% - средний уровень, уровень ниже среднего 10%, а низкий в данной группе детей отсутствует. В то время как уровень нравственной самооценки детей 2Б класса до проведения формирующего этапа эксперимента имел значительно низкие показатели.

На рисунке 8  представлены сравнительные результаты двух этапов эксперимента по методике исследования уровня этики поведения детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.

Сопоставляя полученные данные по критерию развития нравственной самооценки в исследуемой группе детей, из рисунка 8 наглядно видны более высокие и качественные показатели развития нравственности у детей после проведения коррекционной работы с родителями.

Рис. 8 - Сравнительные результаты двух этапов эксперимента по методике исследования уровня этики поведения детей младшего школьного возраста экспериментальной группы, %

 

Как видно из рисунка 8 результаты этапов эксперимента 2Б класса имеют значительные различия  в сформированных уровнях этики поведения данных детей. Отслеживая, выделенные в диагностике уровни, следует отметить, что на обоих этапах присутствуют дети с высоким уровнем, но их количество возросло до 40%. Количество детей со средним уровнем снизилось до 40%, также снизилось количество детей с низким уровнем, и составило 20%.

Эти данные позволяют предположить то, что дети, экспериментальной группы, стали иметь более комфортные условия развития, в семьях появляется морально-устойчивое и нравственно - правильное воспитание.

Исследование отношения к жизненным ценностям у детей экспериментальной группы, также показало, что существуют значимые различия в уровнях их проявления (рисунок 9).

Рис. 9 -  Сравнительные результаты  двух этапов эксперимента по методике исследования отношения к жизненным ценностям детей экспериментальной группы, %

 

Так, после проведения формирующего этапа эксперимента низкий уровень отмечается у 2% детей.

Уровень ниже среднего отмечается в 30% случаев, то есть еще присутствуют ограничений у детей при принятии самостоятельных решений, сужены возможности рассмотрения и реализации социально правильных и нравственно принятых действий при реализации своих желаний.

Средний уровень отношения к жизненным ценностям, являющийся оптимальным для благоприятного развития и взаимодействия, увеличился до 53%, что говорит о большей комфортности взаимодействия и проживания жизненных ситуаций.

Высокий уровень отношения к своим жизненным ценностям отмечается у 15% испытуемых  2Б класса. Рост данного уровня указывает на гармоничное развитие личности ребенка, сформированность у него представлений о себе и своем месте в социальном контексте, выработанность системы адекватного оценивания своих и чужих поступков.

Приведенные выше сравнительные характеристики, позволяют сделать вывод, о том, что коррекционная работа с родителями в рамках педагогического процесса, направленная на оптимизацию детско - родительских отношений и развитие нравственных качеств младшего школьника, по средствам родительского авторитета является эффективной.

Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза полностью подтверждена.

В заключении необходимо сделать следующий вывод: недостаточное осведомление в вопросах  психолого - педагогических особенностей ребенка, образ жизни, социальное положение и другие факторы, часто оказывают негативное влияние на процесс родительского воспитания. Искажается отношение к ребенку, в результате чего формируется "ложный" авторитет.

Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не вознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Современный темп жизни к сожалению "стирает" грани правильного поведения, отношения к окружающим, а также и воспитанию детей. Таким образом, главным связующим звеном между родителями и детьми младшего школьного возраста является педагог, именно он способен наладить детско - родительские отношения, тем самым помочь воспитать родителям нравственную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение написания дипломной работы можно сказать, что поставленная цель достигнута, решены выделенные задачи, доказана выдвинутая гипотеза.

В первой главе  изложены теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей на воспитание младших школьников, на основании чего можно сделать следующие выводы.

Нравственное развитие - это процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном.

Одним из показателей эффективности развития должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие - это результат развития и основной критерий эффективности воспитательной работы.

Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.

Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей.

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.

Авторитет родителей создается в результате правильного воспитания и здоровых отношений в семье. Прочность его зависит от единства и последовательности требований, предъявляемых к детям взрослыми членами семьи (в многодетных семьях важно поддерживать авторитет старших детей - помощников родителей в воспитании младших). Но строгость и требовательность родителей не исключают их доверия к детям, сердечного и ласкового отношения, которое располагает ребёнка к откровенности. Если дети любят и уважают родителей, делятся с ними своими сокровенными мыслями и мечтами, следуют их совету и добровольно выполняют их требования, то это и есть истинный и самый крепкий авторитет. Такой авторитет, основанный на высоких принципах морали, на знании жизни ребёнка, на помощи ему и ответственности за его воспитание, сохраняет свою силу и для взрослых детей.

Некоторые родители, не умея завоевать у детей истинный авторитет, строят его на ложных, антипедагогических основах. Стремление любыми путями и средствами добиться послушания детей вредит воспитанию. Подавление личности ребёнка воспитывает в нём лишь повиновение, забитость, соединённую с озлобленностью, и порождает отчуждённость во взаимоотношениях детей и родителей. Чрезмерная уступчивость родителей, потакание капризам и прихотям воспитывают в детях лишь эгоизм.

В укреплении авторитета родителей значительная роль принадлежит школе, учителю. Родители также должны бережно относиться к авторитету учителя, всемерно поддерживать его.

Во второй главе описан опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

В данном исследовании выборка детей младшего школьного возраста  составила 40 человек (20 человек из 2А класса -контрольная группа, и 20 человек из 2Б класса - экспериментальная группа), диагностическое исследование также было проведено и среди родителей.

В качестве диагностического инструментария был выбран ряд методик: опросник PARI. (предназначен для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни), методика диагностики нравственной самооценки, методика диагностики этики поведения, и методика диагностики отношения к жизненным ценностям.

Проведенное исследование позволило констатировать наличие качественно разного нравственного развития у детей младшего школьного возраста.  У детей экспериментальной группы (2Б класс) уровень нравственного развития ниже, чем у детей контрольной (2 А класс), что обусловлено влиянием воспитания и родительского авторитета. Таким образом, возникла необходимость в проведении коррекционно - формирующей работе по повышению уровня нравственного развития у детей экспериментальной группы по средствам использования родительского авторитета.

Коррекционно - формирующая работа проводилась классным руководителем экспериментальной группы, в течение 6 месяцев.

Педагог проводил объяснительную, игровую, лекционную работу с родителями учеников, неоднократно проводилось анкетирование родителей. Занятия проходили в форме родительских собраний, каждые две недели.

Беседы с родителями имели следующие темы: "Стили семейного воспитания", "Знаете ли Вы своего ребенка?", "Чему надо научить своего ребенка?", "Значение труда в воспитании детей" .

Целью формирующего этапа являлась оптимизация детско - родительских отношений, понятие родителями значения своего авторитета для ребенка, направление на правильное отношение к ребенку.

Достижение поставленной цели предполагало следующий результат: повышение уровня нравственности у детей экспериментальной группы по средствам влияния истинного авторитета родителей.

Повторное диагностическое исследование экспериментальной группы детей (2Б класс) было проведено через один месяц после завершения формирующего этапа эксперимента.

С детьми контрольной группы (2А класс) повторного диагностического исследования не проводилось, так как коррекционная работа с ними не проводилась, а отклонения нравственного поведения от нормы на констатирующем этапе выявлено не было.

Исследование отношения родителей к детям, при помощи методики PARI во 2Б классе, показало, что родители учащихся экспериментального класса стали в большей степени склонны к эмоциональному контакту со своими детьми, не выходящему за рамки нормы.

Дети экспериментальной группы стали адекватно воспринимать и контролировать себя и свои поступки.

Повторные диагностические данные свидетельствуют о том, что родители пытаются учить детей контролировать свои эмоции и относиться к ближнему как к самому себе.

Большая часть исследуемых детей экспериментальной группы стала относиться к высокому и среднему уровням сформированности жизненных ценностей. Дети стали иметь четкие представления о существующих "вечных" ценностях в жизни любого человека, научились привносить эти ценности в свою жизнь и опыт. Отсутствуют дети с уровнем сформированности жизненных ценностей ниже среднего.

Далее было проведено сравнительное исследование полученных диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента во 2Б классе. Что позволило, сделать вывод, о том, что коррекционная работа с родителями в рамках педагогического процесса, направленная на оптимизацию детско - родительских отношений и развитие нравственных качеств младшего школьника, по средствам родительского авторитета является эффективной.

Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза полностью подтверждена.

Таким образом, был сделан следующий вывод: недостаточное осведомление в вопросах  психолого - педагогических особенностей ребенка, образ жизни, социальное положение и другие факторы, часто оказывают негативное влияние на процесс родительского воспитания. Искажается отношение к ребенку, в результате чего формируется "ложный" авторитет. Таким образом, главным связующим звеном между родителями и детьми младшего школьного возраста является педагог, именно он способен наладить детско - родительские отношения, тем самым помочь воспитать родителям нравственную личность.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников