Так, согласно повторно проведенной
методике 30% детей 2Б класса стали иметь
высокий уровень нравственной самооценки,
60% - средний уровень, уровень ниже среднего
10%, а низкий в данной группе детей отсутствует.
В то время как уровень нравственной самооценки
детей 2Б класса до проведения формирующего
этапа эксперимента имел значительно
низкие показатели.
На рисунке 8 представлены
сравнительные результаты двух этапов
эксперимента по методике исследования
уровня этики поведения детей младшего
школьного возраста экспериментальной
группы.
Сопоставляя полученные данные
по критерию развития нравственной самооценки
в исследуемой группе детей, из рисунка
8 наглядно видны более высокие и качественные
показатели развития нравственности у
детей после проведения коррекционной
работы с родителями.
Рис. 8 - Сравнительные результаты
двух этапов эксперимента по методике
исследования уровня этики поведения
детей младшего школьного возраста экспериментальной
группы, %
Как видно из рисунка 8 результаты
этапов эксперимента 2Б класса имеют значительные
различия в сформированных уровнях
этики поведения данных детей. Отслеживая,
выделенные в диагностике уровни, следует
отметить, что на обоих этапах присутствуют
дети с высоким уровнем, но их количество
возросло до 40%. Количество детей со средним
уровнем снизилось до 40%, также снизилось
количество детей с низким уровнем, и составило
20%.
Эти данные позволяют предположить
то, что дети, экспериментальной группы,
стали иметь более комфортные условия
развития, в семьях появляется морально-устойчивое
и нравственно - правильное воспитание.
Исследование отношения к жизненным
ценностям у детей экспериментальной
группы, также показало, что существуют
значимые различия в уровнях их проявления
(рисунок 9).
Рис. 9 - Сравнительные результаты
двух этапов эксперимента по методике
исследования отношения к жизненным ценностям
детей экспериментальной группы, %
Так, после проведения формирующего
этапа эксперимента низкий уровень отмечается
у 2% детей.
Уровень ниже среднего отмечается
в 30% случаев, то есть еще присутствуют
ограничений у детей при принятии самостоятельных
решений, сужены возможности рассмотрения
и реализации социально правильных и нравственно
принятых действий при реализации своих
желаний.
Средний уровень отношения
к жизненным ценностям, являющийся оптимальным
для благоприятного развития и взаимодействия,
увеличился до 53%, что говорит о большей
комфортности взаимодействия и проживания
жизненных ситуаций.
Высокий уровень отношения
к своим жизненным ценностям отмечается
у 15% испытуемых 2Б класса. Рост данного
уровня указывает на гармоничное развитие
личности ребенка, сформированность у
него представлений о себе и своем месте
в социальном контексте, выработанность
системы адекватного оценивания своих
и чужих поступков.
Приведенные выше сравнительные
характеристики, позволяют сделать вывод,
о том, что коррекционная работа с родителями
в рамках педагогического процесса, направленная
на оптимизацию детско - родительских
отношений и развитие нравственных качеств
младшего школьника, по средствам родительского
авторитета является эффективной.
Следовательно, выдвинутая
в начале исследования гипотеза полностью
подтверждена.
В заключении необходимо сделать
следующий вывод: недостаточное осведомление
в вопросах психолого - педагогических
особенностей ребенка, образ жизни, социальное
положение и другие факторы, часто оказывают
негативное влияние на процесс родительского
воспитания. Искажается отношение к ребенку,
в результате чего формируется "ложный"
авторитет.
Авторитет родителей заключается
в их умении растить и воспитывать детей,
не принижая их человеческого достоинства
и не вознося его. Авторитет – это постоянная
работа над собой по самосовершенствованию
и самовоспитанию. Современный темп жизни
к сожалению "стирает" грани правильного
поведения, отношения к окружающим, а также
и воспитанию детей. Таким образом, главным
связующим звеном между родителями и детьми
младшего школьного возраста является
педагог, именно он способен наладить
детско - родительские отношения, тем самым
помочь воспитать родителям нравственную
личность.
Заключение
В заключение написания дипломной
работы можно сказать, что поставленная
цель достигнута, решены выделенные задачи,
доказана выдвинутая гипотеза.
В первой главе изложены
теоретические основы проблемы влияния
авторитета родителей на воспитание младших
школьников, на основании чего можно сделать
следующие выводы.
Нравственное развитие - это процесс,
с помощью которого дети интернализируют
общественные понятия о правильном и неправильном.
Одним из показателей эффективности
развития должно быть нравственное развитие
ребёнка, существенные изменения в его
духовно-нравственном мире. Эти факторы
проявляются в устойчивости нравственного
поведения детей в обычных и осложненных
ситуациях, в относительной независимости
поведения от внешнего контроля со стороны
взрослых, в умении предвидеть нравственные
последствия своих поступков, в появлении
внутреннего контроля - совести, осознания
моральной стороны поступков и самого
себя как носителя нравственности. Нравственное
развитие - это результат развития и основной
критерий эффективности воспитательной
работы.
Младший школьный возраст -
этап развития ребёнка, который соответствует
периоду обучения в начальной школе. Ведущим
видом деятельности в данном возрасте
становится учение, хотя по-прежнему много
времени дети уделяют игре. В этом возрасте
продолжают развиваться самооценка, мышление
(от эмоционально-образного к абстрактно-логическому),
речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный
характер), внимание (непроизвольно, недостаточно
устойчиво, ограниченно по объему), активно
развиваются элементы социальных чувств,
формируются навыки общественного поведения
(коллективизм, ответственность за поступки,
товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее
явные различия детей связаны с их полом
и индивидуальными особенностями.
Важным условием успешного воспитания
является авторитет родителей.
Под авторитетом родителей следует понимать
влияние отца и матери на детей, основанное
на любви и уважении к родителям, доверии
к их жизненному опыту, их словам, делам,
поступкам.
Авторитет родителей создается в результате
правильного воспитания и здоровых отношений
в семье. Прочность его зависит от единства
и последовательности требований, предъявляемых
к детям взрослыми членами семьи (в многодетных
семьях важно поддерживать авторитет
старших детей - помощников родителей
в воспитании младших). Но строгость и
требовательность родителей не исключают
их доверия к детям, сердечного и ласкового
отношения, которое располагает ребёнка
к откровенности. Если дети любят и уважают
родителей, делятся с ними своими сокровенными
мыслями и мечтами, следуют их совету и
добровольно выполняют их требования,
то это и есть истинный и самый крепкий
авторитет. Такой авторитет, основанный
на высоких принципах морали, на знании
жизни ребёнка, на помощи ему и ответственности
за его воспитание, сохраняет свою силу
и для взрослых детей.
Некоторые родители, не умея завоевать
у детей истинный авторитет, строят его
на ложных, антипедагогических основах.
Стремление любыми путями и средствами
добиться послушания детей вредит воспитанию.
Подавление личности ребёнка воспитывает
в нём лишь повиновение, забитость, соединённую
с озлобленностью, и порождает отчуждённость
во взаимоотношениях детей и родителей.
Чрезмерная уступчивость родителей, потакание
капризам и прихотям воспитывают в детях
лишь эгоизм.
В укреплении авторитета родителей значительная
роль принадлежит школе, учителю. Родители
также должны бережно относиться к авторитету
учителя, всемерно поддерживать его.
Во второй главе описан опыт
организации нравственного воспитания
младших школьников на примере родительского
авторитета.
В данном исследовании выборка
детей младшего школьного возраста
составила 40 человек (20 человек из 2А класса
-контрольная группа, и 20 человек из 2Б
класса - экспериментальная группа), диагностическое
исследование также было проведено и среди
родителей.
В качестве диагностического
инструментария был выбран ряд методик:
опросник PARI. (предназначен для изучения
отношения родителей к разным сторонам
семейной жизни), методика диагностики
нравственной самооценки, методика диагностики
этики поведения, и методика диагностики
отношения к жизненным ценностям.
Проведенное исследование позволило
констатировать наличие качественно разного
нравственного развития у детей младшего
школьного возраста. У детей экспериментальной
группы (2Б класс) уровень нравственного
развития ниже, чем у детей контрольной
(2 А класс), что обусловлено влиянием воспитания
и родительского авторитета. Таким образом,
возникла необходимость в проведении
коррекционно - формирующей работе по
повышению уровня нравственного развития
у детей экспериментальной группы по средствам
использования родительского авторитета.
Коррекционно - формирующая
работа проводилась классным руководителем
экспериментальной группы, в течение 6
месяцев.
Педагог проводил объяснительную,
игровую, лекционную работу с родителями
учеников, неоднократно проводилось анкетирование
родителей. Занятия проходили в форме
родительских собраний, каждые две недели.
Беседы с родителями имели следующие
темы: "Стили семейного воспитания",
"Знаете ли Вы своего ребенка?", "Чему
надо научить своего ребенка?", "Значение
труда в воспитании детей" .
Целью формирующего этапа являлась оптимизация
детско - родительских отношений, понятие
родителями значения своего авторитета
для ребенка, направление на правильное
отношение к ребенку.
Достижение поставленной цели предполагало
следующий результат: повышение уровня
нравственности у детей экспериментальной
группы по средствам влияния истинного
авторитета родителей.
Повторное диагностическое
исследование экспериментальной группы
детей (2Б класс) было проведено через один
месяц после завершения формирующего
этапа эксперимента.
С детьми контрольной
группы (2А класс) повторного диагностического
исследования не проводилось, так как
коррекционная работа с ними не проводилась,
а отклонения нравственного поведения
от нормы на констатирующем этапе выявлено
не было.
Исследование отношения родителей
к детям, при помощи методики PARI во 2Б классе,
показало, что родители учащихся экспериментального
класса стали в большей степени склонны
к эмоциональному контакту со своими детьми,
не выходящему за рамки нормы.
Дети экспериментальной группы
стали адекватно воспринимать и контролировать
себя и свои поступки.
Повторные диагностические
данные свидетельствуют о том, что родители
пытаются учить детей контролировать
свои эмоции и относиться к ближнему как
к самому себе.
Большая часть исследуемых
детей экспериментальной группы стала
относиться к высокому и среднему уровням
сформированности жизненных ценностей.
Дети стали иметь четкие представления
о существующих "вечных" ценностях
в жизни любого человека, научились привносить
эти ценности в свою жизнь и опыт. Отсутствуют
дети с уровнем сформированности жизненных
ценностей ниже среднего.
Далее было проведено сравнительное
исследование полученных диагностических
данных на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента во 2Б классе. Что
позволило, сделать вывод, о том, что коррекционная
работа с родителями в рамках педагогического
процесса, направленная на оптимизацию
детско - родительских отношений и развитие
нравственных качеств младшего школьника,
по средствам родительского авторитета
является эффективной.
Следовательно, выдвинутая
в начале исследования гипотеза полностью
подтверждена.
Таким образом, был сделан следующий
вывод: недостаточное осведомление в вопросах
психолого - педагогических особенностей
ребенка, образ жизни, социальное положение
и другие факторы, часто оказывают негативное
влияние на процесс родительского воспитания.
Искажается отношение к ребенку, в результате
чего формируется "ложный" авторитет.
Таким образом, главным связующим звеном
между родителями и детьми младшего школьного
возраста является педагог, именно он
способен наладить детско - родительские
отношения, тем самым помочь воспитать
родителям нравственную личность.