Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.

  1. Барложецкая Н. Идеальные дети и неидеальные родители: советы суперняни / Н. Барложецкая.  -  М.: Эксмо , 2010. - 317 с.

  1. Батюта  М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.

  1. Беляев В.И. Семейное воспитание: основы отечественной теории // Мир образования - образование в мире. - 2007. - N 3. - С. 80 - 99.

  1. Блохина С.А. Роль семьи в развитии личности / С.А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II.  - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 124 - 127.

  1.  Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

  1. Варга  А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
  2. Владин  В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007.  - 282 с.
  3. Возрастная психология: И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 352 с.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 244 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006. - 220 с.
  6. Выготский Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. - М., 2007. - 391 с.
  7. Гавров С.Н. Воспитание как антропологический феномен: Учебное пособие / С.Н. Гавров, О.Г. Лопатина, Ю.В. Микляева; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2011. - 240 c.
  8. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
  9. Денни М. Родительский авторитет / Пер. Белозерова Л., ред. Измайлова Е. - М.: Клевер Медиа Групп, 2014. - 192 с.
  10. Детская психология: Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 288 с.
  1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 54 - 56.

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. -  М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
  2. Ковалёв  А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354 с.
  3. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография / М.С. Кокорина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. - 115 c.
  4. Коляда  М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов что делать, если... / М.Г. Коляда. - Рн/Д.: Феникс, БАО, 2009. - 445 c.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - 303 с.
  6. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481 с.
  7. Микер М. Папа и дочь. Секреты воспитания девочек, которые должен знать каждый отец / М. Микер; Пер. с англ. В. Соколова. - М.: Эксмо, 2012. - 256 c.
  8. Нильсен Д. 1001 совет родителям по воспитанию детей / Д. Нильсен, Л. Лотт, С. Гленн; Пер. с англ. И. Кочнева. - СПб.: Питер, 2013. - 400 c.
  9. Обухова  Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов  / Под ред. Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006. - 460 с. 
  10. Овчарова  Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. -      363  с.
  11. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 495 с.
  12. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 713 с. 
  13. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
  14. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. /  И.П .Подласый - М.: Владос, 2009. - 256 с.
  15. Рахимов  А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342 с.
  16. Сергеева  В.П. Основы семейного воспитания: Учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  17. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  18. Смирнова  Е.О. Детская психология: учебник для студентов вузов  / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
  19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д.: Феникс, 2012. - 636 c.
  20. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
  21. Уэбстер-Страттон К., Герберт М. Проблемные семьи - проблемные дети. Работа с родителями: процесс сотрудничества / Пер. Лисовская Е.С., Хрипун Е.Ю; ред. Сапожникова С.  -  М.: Рама Паблишинг, 2010. - 488 с.
  22. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
  23. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 c.
  24. Хухлаева  О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
  25. Шаповаленко  И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
  26. Эльконин  Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. М., 2008. - 384 с.
  27. Юревич А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН,  2005.  - 311 с.
  28. http://elib.gnpbu.ru - Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.
  29. http://ethos.narod.ru - Сайт лаборатории воспитания нравственно - этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. "Диагностика нравственного развития".
  30. http://www.makarenko.edu.ru - Макаренко А.С. Электронный архив произведений.
  31. http://ped-kopilka.ru - Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского.
  32. http://psychlib.ru - МГППУ Электронная библиотека. "А.Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.".
  33. http://testoteka.narod.ru - Методика PARI опросник родительских установок.

Приложение 1

 

Методика "Измерение родительских установок и реакций" PARI [50]

 

Опросник

 

1. Если дети считают свои взгляды  правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать  своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и  семья — самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе  отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда  следует крепко держать во  время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в  хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет  благодарить родителей за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком целый  день может довести до нервного  истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается  над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать  драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся  хозяйством, чувство, что ей нелегко  освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться  в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться  с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали  в воспитании детей, матери лучше бы справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не  надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила  домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, что думают ее дети.

21. Если бы родители больше  интересовались делами своих  детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны  самостоятельно справляться с  физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой  матери — оставаться одной  в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы  дети высказывали свое мнение  о жизни в семье, даже если  они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы  уберечь своего ребенка от  разочарований, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную  жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять  у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся  своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от  времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению  к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто бывают настолько  замучены присутствием своих  детей, что им кажется, что они  не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать  перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться  за помощью к родителям или  учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Женщина, отдающая ребенку все  свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

37. Родители своими поступками  должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих  сил в достижении успехов, должны  знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают  с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка  оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть  эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки  и мальчики видели друг друга  голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена  к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

44. Если у вас принято, что  дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы  можно решить спокойно и без  конфликтов.

45. Если рано научить ребенка  ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, если мать одна преодолевает  все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои  взгляды и возможность их свободно высказать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между  домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получают  благодарность за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, мать в любом случае чувствует себя виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря  на силу чувств, всегда есть  разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение  к нормам поведения, становятся  хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая  целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома  учиться тому, что противоречит  взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет  людей более мудрых, чем их родители.

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по  поводу своего заключения дома  больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться  и приспосабливаться — плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей  найти занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей  мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет  свои обязанности по отношению  к детям, это, пожалуй, значит, что  отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным  содержанием могут привести к сексуальным преступлениям.

65. Планировать должна только  мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.

66. Внимательная мать должна  знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают  с одобрением откровенные высказывания  детей о их переживаниях на  свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в  более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь  детей со своей семьей, тем  быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после  рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие  в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как  нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывают  о том, что их надлежащим местом  является дом.

73. Дети нуждаются в материнской  заботе, которой им иногда не хватает.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников