Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Необходимо отметить, что с возрастом ребенка меняется степень контроля за его поведением со стороны родителей, а любовь, уважение, доверие, остаются на прежнем высоком уровне на протяжении всего периода воспитания ребенка, общения с ним. По данным Куперсмита дети в таких семьях имеют высокую самооценку. Семья сплочена, определенный круг семейных вопросов решается совместно, семейное воспитание несет в себе дисциплинирующее начало.
А.Б. Добрович, в свою очередь, отмечает, что такая семья не предлагает ребенку только определенные, фиксированные роли. Через все роли ребенок проходит, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает. Нормальная семья предлагает ребенку не только разумный "ролевой репертуар", но и социальные и ценностные ориентации, образцы для подражания, то есть, все то, что способствует формированию гармоничного характера [49].
Авторитет является важнейшим элементом каждой власти, в том числе и родительской. Родитель, который имеет авторитет быстрее и легче влияет на ребенка, тем же может корректировать его несвойственное поведение.
Чтобы удержать власть, родитель должен иметь преимущество над ребенком, иначе построение авторитета не удастся.
Таким образом, на основании проанализированного материала построим модель построения авторитета родителей.
стремиться к установлению в семье демократических отношений, опирающихся не на авторитет власти, а на богатство жизненного опыта, на нравственное превосходство;
соблюдать единство требований. Несогласие взрослых создает для ребенка сложную ситуацию: кого слушать? Ребенок вынужден приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к родителям;
учитывать: ребенку легче понять, что от него требуется и научиться чему-то новому, если родители действуют сообща;
поддерживать авторитет друг друга. Помнить о том, что завоевать его трудно, а потерять легко. Не оскорблять, не унижать достоинство друг друга, тем более в присутствии ребенка;
поощрять желание ребенка стать лучше, не ограничиваться внешней регламентацией - предъявлением требований;
помнить о том, что дети всегда испытывают острую потребность в общении с родителями, в их ласке, требуют к себе внимательного и уважительного отношения. Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчужденность;
учитывать перемены, происходящие в ребенке. Уметь вовремя изменить тональность обращения к нему;
проявлять гибкость, критически оценивать личный опыт семейного воспитания, не допускать давления стереотипов собственного детства [40, с. 37].
В заключение главы можно сделать следующие выводы.
Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.
Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников