Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Персонажи: герои различных  сказок, например коза из сказки «Коза  и семеро козлят»; сестрица Аленушка и братец Иванушка; дед, баба из «Репки».

Подготовка к игре: поручите детям спросить у близких, чем могут их порадовать ребята; накапливайте опыт таких поступков. Дайте родителям задание выучить с детьми короткие стихи по данной теме.

Метериал: куклы бибабо, игрушки, с помощью которых дети могут подражать труду взрослых, например мастерок для каменщика, краскопульт для маляра, комбайн для комбайнера. Можно использовать изображения орудий труда, но в этом случае дети смогут их только показать, но не действовать с ними.

Ход игры

В первой игре ведущий  загадывает ребятам загадки о  труде их близких. Роль ведущего берите на себя. Можно использовать фрагменты из литературных произведений, иллюстрации с изображениями трудящихся различных профессий. Смысл игры состоит в том, чтобы ребята узнавали в отрывках из литературных произведений професси своих близких, их образ жизни

После каждого прочитанного стихотворения устраивается конкурс  ответов – чей точнее, интереснее. А вопросы задают сказочные персонажи: коза (из сказки «Коза и семеро козлят»), сестрица Аленушка и братец Иванушка, дед да баба из «Репки». Озвучивает их воспитатель.

Ведущий: Сыро, хмуро за окном,

Дождик моросит,

Низко небо серое

Над крышами висит.

А в доме – чистота, уют;

У нас своя погода тут,

Улыбнется мама ясно и  тепло –

Вот уж вам и солнышко

В комнате взошло!

Козлята: Почему от маминой улыбки тепло, светло? (Внимательно слушают ответы детей, живо, эмоционально реагируют на них.)

Ведущий: Спросим папу –

Пусть ответит,

Папа знает все на свете!

Козлята: Почему мальчик  уверен, что папа все знает? (Конкурс  ответов.)

Ведущий: Книжку с картинками Нежно берет ее

Мама купила. На руки мать.

Радости сколько Первую книжку

У Леночки было! Садятся  читать.

Коза: Почему мамина покупка  так порадовала девочку? (Ответы детей.)

Ведущий: Не терпит мой  папа И если кому-нибудь

Безделья и скуки, Надо помочь,

У папы умелые, Мой папа всегда

Сильные руки! Поработать не прочь.

Коза: Какие слова можно  сказать про такого папу? (Внимательнослушает ответы детей, оценивает их, поощряет застенчивых ребят.)

Ведущий: А теперь послушайте стихотворение про дедушку.

У меня есть дедушка, Вместе умываемся:

Как зима, седой. Дедушка  и я.

У меня есть дедушка Я  вопросы разные

С белой бородой. Задаю  ему:

На зарядке солнышко - Где?

Рядом висит нас. –  Зачем?

Поднимаем руки мы - А  скоро ли?

По команде: «раз!» - Сколько?

И водой холодною, - Почему?

Прямо из ручья,

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Дед: Как вы думаете, почему столетний дедушка не кажется  старым? (Конкурс ответов.)

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно ответили на вопрос. А  хотите послушать стихотворение про маму?

Прожила на свете мама Вот гляжу, бобы сажает,

Уж немало лет. Хлеб идет месить

Никого дороже мамы И  корову успевает

В целом мире нет. Сеном  накормить.

Позже всех она ложится, Ручку потерял, тетрадку -

Раньше всех встает, К вечеру найдет.

По дому весь день хлопочет, Днем к соседке о здоровье

Хоть и устает. Справиться зайдет.

Утром чай на стол поставит: Ты живи на свете, мама,

- Пей да ешь, сынок!  – Много, много лет.

Всех нас соберет, отправит Никого тебя роднее

В школу на урок. В целом мире нет!

Баба: Почему сын желает маме прожить много лет? Почему он считает ее самой родной? (ответы детей.)

Ведущий: К маю, к солнечной  весне Краше платья моего

Мама платье сшила  мне. Я не примечала,

Стала примерять я  Как надела я его,

Праздничное платье. Всех нарядней стала!

Аленушка: Почему мама сшила  дочке самое нарядное платье? (помогает днтям ответить на вопрос.)

Ведущий: Послушайте рассказ  Л.Н.Толстого.

В толпе, на улице заблудилось  дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ  спрашивает у ребенка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слезы отвечает: «Разве вы не знаете?»..

Козлята: Как вы думаете, дети, что сказал о маме ребенок? (Выслушивают ответы детей.) Ребенок, как и вы, дети, тоже сказал: «Моя мама та, что лучше всех».

Ведущий: Оказывается, у всех добрые, ласковые мамы, умные, работящие отцы, дедушки и бабушки.

А сейчас я прочитаю стихотворение, в котором кто-нибудь из вас может  узнать и себя. Кто узнает себя, пусть  скажет нам, как он помогает родным, старается принести им радость. (Читает отрывок из стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».)

Мама спит, она устала…  Вслух читать и мяч катать,

Ну, и я играть не стала! Я бы песенку пропела,

Я волчка не завожу, Я  б могла похохотать.

А уселась и сижу. Да мало ль я чего хочу!

Я бы многого хотела - Но мама спит, и я молчу.

Аленушка: Как вы думаете, ребята, почему девочка, чтобы сберечь  мамин отдых, отказалась от забав? (Дает возможность высказаться всем желающим.)

Иванушка: Как вы поздравляете своих мам с 8 Марта? Ваши родные, близкие ждут от вас, ребята, внимания, помощи, ласки. Каждый раз, когда идете домой, подумайте, чем порадуете их. А если сами догадаетесь, посоветуйтесь со мной или со своими товарищами.

Театрализованные игры

«Теремок»

Задачи: 1. Стимулировать  эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; 2. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; 3. Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение.

Ходит осень по дорожке, Осень золото роняет,

Промочила в лужах  ножки. Холод пташек угоняет.

Льют дожди, и нет  просвета, «До свиданья, лес и  луг!

Затерялось где-то лето. Мы летим на теплый юг.»

Воспитатель обращается к детям:

- Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг. А что же делать обитателят леса?

Я расскажу вам сказку про теремок, который нашли звери  в лесу.

Воспитатель показывает на фланелеграфе сказку «Теремок», обращая  внимание детей на имитацию голоса и движений, характерных для каждого сказки.

После просмотра воспитатель  предлагает детям проиграть сказку, а в помощь задает следующие вопросы:

Как начинается сказка?

Кто же первый пришел к  теремку?

Кто следом за мышкой пришел к теремочку?

Что ответила мышка?

А за лягушкой пришел..?

Что ответили обитатели  теремка?

А кто еще к теремку  пришел?

Что ответили ей?

А кто за лисой появился у теремка?

Пустили звери волка  в теремок? Что они ему ответили?

И наконец, кто около  теремочка появилась?

Что же случилось дальше?

Чем закончилась сказка?

Используется театр  на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной  театр, куклы-игрушки из театра бибабо.

«Зимовье»

Программное содержание:

1. учить детей отгадывать  загадки, развивать ассоциативное  мышление;

2. развивать исполнительские  умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;

3.воспитывать любовь  к животным.

Ход занятия

Воспитатель в русском  народном костюме встречает детей:

Здравствуйте, детишки, Рада видеть всех сейчас,

Девчонки и мальчишки! Ведь давно ждама я вас.

- Я Бабушка-Загадушка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать, а вы? (Ответы детей.)

- Тогда отгадайте мои  загадки.

Хвост крючком, Сама пестрая,

Нос пятачком. Ест зеленое,

(Поросенок.) Дает белое. (Корова.)

К хозяину спешит, Мордочка усатая,

Дом сторожит, Шубка полосатая.

Живет под крылечком, Часто умывается.

А хвост колечком. А  с водой не знается.

(Собака.) (Кошка.)

После каждой загадки  дети под музыкальное сопровождение  имитируют движения и голос отгаданного  животного.

- Ах, какие молодцы, все мои загадки отгадали! О ком были загадки? Как можно их назвать одним словом? (животные) Где живут они? (около дома человека) Значит это……..( домание животные).

- А сейчас я вам  расскажу и покажу сказку, в  которой домашние животные ушли в лес зимой, и вот что с ними приключилось.

Показ русской народной сказки «Зимовье». (Воспитатель использует по выбору театр на фланелеграфе, театр  игрушек, театр плоскостных картинок).

«Наш любимый Колобок»

Программное содержание:

1.учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре;

2.развивать память;

3.учить подбирать соответствующую  интонацию для характеристики  сказочного персонажа;

воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества;

5.развивать артикуляционный  аппарат;

6.формировать живой интерес к русскому фольклору.

Ход занятия

Гимнастика для язычка

1. У кого самый длинный  язычок?

(Дети высовывают язык  как можно дальше.)

2.Достаньте язычком  до подбородка, до носа.

3.Тик-так, тик-так, все  часы идут вот так!

(Язычок движется вправо-влево, не касаясь нижней губы.)

Воспитатель созывает детей:

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так!

Вот пришел и сказки час, он зовет в театр нас!

На стрле появляются игрушки для сказки «Колобок».

Герои какой сказки пришли к нам в театр? Какие персонажи участвуют в сказке? Какую песенку пел Колобок? (Дети вместе с воспитателем пропевают слова песенки.)

Какими голосами говорят  герои этой сказки?

(Дети подражают голосам  Колобка, бабки, деда, зайца, волка,  медведя, лисы.)

Дети по желанию выбирают героя сказки, и представление начинается!

Разыгрывание сказки «Колобок» с использованием кукол  из театра игрушки.

«Маша и медведь»

Программное содержание:

1. формировать интерес  к русскому фольклору и театрализованной  деятельности;

2.побуждать детей и  их родителей к активному участию в театральном действии;

3.воспитывать эмоционально-образное  восприятие содержания сказки;

4.развивать имитационные  способности.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям: Издавна на Руси и в  стольном граде Москве любили праздники, гулянья, на которых пели песни, водили хороводы, загадывали друг другу загадки, показывали и рассказывали сказки.

Звучит русская народная мелодия. Воспитатели и родители в русских народных костюмах заводят  детей в хоровод с запевками («Ах, вы, сени мои, сени…», «По полю, полю…», «На горе-то калина…»).

Скоморох: Здравствуй, люд  честной!

Старый и молодой!

А вот мой медведь,

Он любит реветь.

Скоморох спрашивает детей: «Как ревет  медведь? Как переваливается косолапый?»  Дети имитируют движения и голос  медведя.

Скоморох: Хозяин лесной,

Совсем не злой.

Может сказку рассказать

Иль загадку загадать.

Медведь загадывает загадки:

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь.)

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в селе кур крадет. (Лиса.)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Медведь: Детушки-касатушки,

Садитесь, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь,

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки!

Расскажу сейчас вам сказку!

Воспитатели и родители показывают русскую народную сказку «Маша и  Медведь», используя куклы театра би-ба-бо.


Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста