Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..
Тенденции детерминации статуса, которые выявлены в исследованиях, проведенных в дошкольных группах, получают дальнейшее развитие на последующих возрастных этапах.
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в дошкольном возрасте.
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. [17, с.50-51]
Группа детского сада, согласно взглядам, развиваемым А. П. Усовой, — это «своеобразное детское общество» со своими правилами и интересами [25, с. 12]. В группе детского сада существует своя особая система оценочныx отношений и ценностных ориентации, в которых продляется так или иначе формирующееся общественное мнение детей.
Ценностные ориентации – объективное, индивидуальное отражение социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе в психике и сознании человека. Психологической основой ценностных ориентаций личности является система ее социальных чувств и установок. [23, с.121]
Под ценностными ориентациями детей дошкольного возраста понимается определенный вид представлений, обусловливающих положительное отношение детей к некоторым проявлениям поведения и деятельности в детском саду — как сверстников, так и своим собственным.
Придавая большое значение обусловленному спецификой потребностей дошкольников своеобразию их ценностных ориентации, отличающихся от ценностных ориентации взрослых, следует отметить, что никакая детская группа не существует изолированно от общества взрослых, от их культуры, морали. В дошкольном детстве влияние ценностных ориентации близких взрослых на поведение и оценки детей сказывается, безусловно, сильнее, чем в более старших возрастах. [2, с.6]
Репина Т.А. провела исследование тенденций в развитии ценностных ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему (1989). Одновременно ставилась и другая важная задача исследования — задача выявления возрастной специфики в понимании дошкольниками отдельных нравственных качеств сверстников — качеств, которые представляют особую ценность для воспитанников детского сада.
Исследование Репиной условно можно разделить на две части. В первой (I серия экспериментов) выяснялись особенности ценностных ориентации детей на разных этапах дошкольного детства. Задачей второй части (II и III серии экспериментов) было изучить ориентированность детей средних и подготовительных к школе групп в некоторых нравственно-оценочных понятиях и выявить особенности понимания ими ряда положительных и отрицательных качеств сверстников.
При проведении исследования предполагалось, что на особенностях ценностных ориентации детей-дошкольников, по всей вероятности, сказались как общие требования «Программы воспитания в детском саду» и ценностные ориентации взрослых, так и особенности совместной жизни детей в дошкольном учреждении, характер их общей (прежде всего игровой) деятельности. Кроме того, исследователи исходили из того, что у испытуемых более высоким будет уровень понимания тех оценочных понятий, которые ближе связаны с их жизненным опытом. В процессе исследрвания Т.А. Репиной были выделены 4 типа мотивировок выбора сверстников: I тип — выборы обосновывались теми или другими положительными качествами сверстника: внешними, нравственными качествами и качествами, обеспечивающими успешность деятельности детей; II тип — интересной совместной деятельностью; III тип — дружескими отношениями; IV тип — общим положительным отношение или глобальной характеристикой «хороший».
Обоснование выборов указанием на наличие нравственных качеств детей в старших и младших группах дошкольников по их отнесенности (или только к испытуемому, или ко всем детям группы) и по содержанию было несколько разным. Так, ребенок младшего дошкольного возраста чаще всего называет то или другое нравственное качество сверстника, которое своей положительной стороной выступило для него лично («Он не дерется со мной», «Защищает меня», «Помогает мне шарф завязывать»). В большинстве случаев эти мотивировки связаны с конкретной ситуацией, в которой сверстник проявил свое нравственное качество. Дети старшего дошкольного возраста в своих ответах чаще называют нравственные качества сверстника, положительно выступающие для всех детей группы. Как правило, эти мотивировки носят обобщенную форму. Типичные примеры высказываний этого вида: «Хорошо, дружно играет с ребятами», «Всех принимает в свою игру», «Заступается, если кого обижают», «Что приносит — дает ребятам».
Ответы младших и старших дошкольников отличались и по содержанию называемых нравственных качеств. У малышей «нравственные» мотивировки в большинстве случаев касались отсутствия агрессивности и неопрятности и чаще давались в отрицательной форме: «Не балуется», «Не дразнится», «Не отнимает игрушки», «Не кусается, как Вова» или: «Не грязнуля», «Не пачкает скатерть». У детей старшего дошкольного возраста наблюдалось значительно большее разнообразие называемых качеств. Это — умение дружно играть, уступать друг другу, умение регулировать конфликты, защитить обиженного, оказать помощь тому, кто в ней нуждается, трудолюбие, проявляющееся в помощи воспитателям, родителям.
Таким образом, можно сказать, что полученные данные показали, что испытуемые давали вполне осознанные обоснования своего выбора, мотивируя его различными положительными качествами сверстника и, в первую очередь, качествами, обеспечивающими ребенку успешность совместной деятельности (игровой, трудовой, учебной и т. д.), а также дружескими отношениями.
В изменении соотношения этих осознанных мотивировок разного типа на протяжении дошкольного детства проявилась ярко выраженная возрастная динамика ценностных ориентации детей. Дети младшего дошкольного возраста чаще обосновывали свой выбор внешними привлекательными качествами сверстника и успешностью в выполнении режимных моментов, а старшие — интересной совместной игрой и дружескими отношениями с другим ребенком.
Во всех возрастных группах большую ценность для детей представляли нравственные качества сверстника и, в первую очередь, умение дружно играть в детском коллективе, не драться, не ссориться, уступать игрушки, делиться гостинцами.
Анализ некоторых мотивировок показал их характерные различия у детей разных возрастных групп детского сада. Младшие дошкольники, называя, например, в своих обоснованиях нравственные качества сверстника, отдают предпочтение тем из них, которые имеют непосредственное значение лично для него, а, мотивируя свой выбор интересной совместной деятельностью, ставят себя в центр этой деятельности. Старший дошкольник называет главным образом нравственное качеств сверстника, имеющее значение не только лично для него но и для всех детей группы, а, обосновывая свой выбор совместной деятельностью, он чаще, чем малыши, называет коллективного субъекта деятельности — «мы».
Доминирование «мы» в мотивировке детей подготовительных к школе групп детского сада косвенным свидетельством наличия у них внутренней общности с группой, проявления чувства коллективизма.
Во второй части исследования главной задачей являлось изучение особенностей понимания детьми среднего дошкольного отдельных качеств сверстника, которые назывались детьми-дошкольниками при обосновании своих первых выборов в экспериментальной игре «Секрет».
Рассказывая о самых добрых детях группы, испытуемые отмечали главным образом их умение делиться гостинцами, игрушками, причем двое детей добавили, что «девочки больше делятся с девочками, а мальчики с мальчиками». Большинство ответов давалось в ситуативной форме, часто подчеркивалось значение этого качества сверстника лично для испытуемого.
Жадность иногда понимается не только как отказ поделиться, но и как отказ принять в игру. Что касается понимания трудолюбия, то у правильных ответов было больше половины. Из бесед с детьми выяснилось, что они понимают под трудолюбием умение и любовь трудиться, обслуживать себя и помогать другому. О том, что это качество выступает для них как особо ценное, говорят многие высказывания детей, в которых они стараются приписать его в первую очередь себе, противопоставляя себя нерадивому сверстнику: «Лена говорит: «Я буду, я люблю трудиться», а сама плохо дежурит, а я хорошо», — хвастается Миша.
Данные экспериментов также показывают, что дети-дошкольники с удовольствием помогают сверстнику, например, развязать шарф, шапку, отряхнуться от снега, завязать шнурки, застегнуть пальто. Правда, не все дети доброжелательно воспринимают эту помощь, расценивая ее как посягательство на собственную самостоятельность.
Аккуратность понимается почти всеми детьми в основном одинаково: как умение аккуратно есть и не проливать на стол, не крошить хлеб, сохранять в чистоте одежду. Некоторые дети считают, что аккуратный — это тот, кто делает все медленно, не спешит.
По высказываниям детей можно судить и о том, как они понимают такое нравственное качество, как честность. Честными называют тех детей, которые «не обманывают», «держат слово», «справедливо играют». Честность и смелость выступают для многих детей как тождественные понятия. То и другое детьми среднего дошкольного возраста понимается главным образом как умение «признаться, когда что-нибудь натворил».[18, с.144-146]
Понимание вежливости особых затруднений не вызывало: она понималась как умение здороваться, говорить «пожалуйста», «спасибо», «не вырывать игрушки, а вежливо просить».
О справедливости того или иного ребенка дети судили по его умению играть: всех принимать в игру, подчиняться в игре детскому коллективу.
Понимание, кого можно назвать ябедой, оказалось наиболее сложным для наших испытуемых. В средней дошкольном возрасте, когда детьми интенсивно усваиваются многие правила поведения, обращение к взрослому при всяком нарушении правила со стороны сверстника является, как известно, дополнительным утверждением ребенка в этом правиле. Вероятно, поэтому у наших испытуемых не было резко отрицательного отношения к жалобам детей, обращенным к воспитателю.
Результаты исследования показали, что умными детьми совершенно справедливо называли тех, кто много знает, хорошо отвечает на занятиях, быстро считает, хорошо рассказывает сказки. Но много было и таких ответов детей, в которых они, называя сверстника умным, давали ему глобальную положительную характеристику, приравнивая понятие «умный» к понятию «хороший».
Обнаружилось также своеобразие в понимании детьми качества «сильный». Некоторые дети давали правильные объяснения, называя самыми сильными мальчиков, которые «могут всех побороть». Но часто дети называют сильными сверстников, отличающихся своим высоким ростом, полнотой и т. п.
Были свои особенности и в понимании детьми качества «красивый». Только некоторые дети как основные признаки красоты называли красоту лица, волос, глаз. При этом они, как правило, красоту лица, волос связывали с чистоплотностью, аккуратностью.
Ответы на вопрос, какие дети из группы самые веселые и почему, были наиболее развернутыми. Называя самых веселых сверстников, которые больше всех «смешат» детей, наши испытуемые с явным удовольствием рассказывали о характере их шуток.
Таким образом, вторая серия опытов позволила получить материал об особенностях ценностных ориентации детей среднего дошкольного возраста, а также показала своеобразие понимания ими ряда «внешних», нравственных, интеллектуальных и эмоциональных качеств сверстников.
Третья серия экспериментов была посвящена сравнительному изучению возрастных особенностей понимания детьми средних и подготовительных к школе групп детского сада некоторых нравственно-оценочных понятий. Методика исследования была построена по схеме проведения оценочного эксперимента в его вербальной форме. Каждому из 81 испытуемых предлагалось дать оценку своим сверстникам по ряду нравственных качеств, а именно: 1) доброте, 2) трудолюбию, 3) аккуратности, 4) честности, 5) смелости, 6) вежливости, 7) справедливости, 8) умению дружно играть, 9) отсутствию ябедничества и, соответственно, по качествам, противоположным этим девяти.
Ребенку предлагалось назвать сверстника из группы, который в большей степени, чем все остальные, обладает тем или иным качеством, т. е. назвать самого доброго, самого трудолюбивого и т. д. После ответа на каждый отдельный вопрос ребенка просили дать обоснование своему выбору.
Дети средних возрастных групп встретились с большими трудностями, чем старшие дошкольники. Больше всего адекватных ответов дети дали при раскрытии содержания понятия «аккуратный». Однако, говоря об этом качестве, они, в основном, указывали на внешность сверстника, умение аккуратно есть. Совсем не упоминалась аккуратность, проявляющаяся в какой-либо другой деятельности. Хорошо дети средних групп объясняли умение сверстников дружно играть. Дети этого возраста часто неправомерно отождествляют неумение дружно играть с неумением играть вообще, с неумением себя хорошо вести. При обосновании детьми средних групп сути таких качеств, как трудолюбие и справедливость, показатели понимания были значительно ниже, чем у старших дошкольников. В адекватных ответах при объяснении сути качества справедливости детьми средних групп назывались не всегда те же признаки, которые назывались детьми подготовительных групп.
Дети всех возрастных групп дошкольников среди наиболее важных качеств сверстников указывали на наличие у них навыков и умений, от которых зависит успешность выполнения различных видов совместной деятельности и в первую очередь игровой.