Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..
Подводя итог анализу детерминации положения ребенка в дошкольной группе, отметим, что оно, прежде всего, зависит от успешности выполнения ребенком "правилосообразных", оцениваемых взрослыми и сверстниками элементов деятельности и соответствия его индивидуально-психологического облика, сформировавшемуся под воздействием этих оценок и взаимооценок эталону, характерному для данного возраста и группы.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит становление системы ценностных ориентаций. На формирование ценностных ориентаций дошкольников большое влияние оказывают ценностные ориентации взрослых (воспитателей, родителей), а также особенности совместной жизни детей в дошкольном учреждении, характер их общей (прежде всего игровой) деятельности. Кроме того, на основании анализа проведенных исследований, можно сделать вывод, что общая ориентировка детей средних групп детского сада в нравственно-оценочных понятиях значительно хуже, чем ориентировка детей старшего дошкольного возраста.
Важное место в ценностных ориентациях детей на протяжении всего дошкольного возраста занимают «деловые» качества сверстников — их навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности. В работе также были выявлены особенности самих нравственно-оценочных понятий в зависимости от возраста испытуемых и типичные трудности, с которыми встречаются дети-дошкольники при их усвоении.
Для проявления положительных взаимоотношений между детьми важно содержание их представлений о правилах взаимоотношений, т. е. нужны не только знания, как надо поступать в том или ином случае, но и понимание нравственного значения для окружающих выполнения правил.
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций в формировании межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2.1. Методики исследования
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский).
Социометрия – метод
количественного измерения
В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни – экономические, политические – можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Психологической основой
изучения взаимоотношений
Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном Я.Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специальный адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?» с элементами аутосоциометрии.
Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по три переводные картинки на каждого ребенка группы. На обратной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок, тот и выигрывает. Никто не будут знать, кому ты положил картинку». Ребенок выполняет задание, после этого экспериментатор обращается к нему: «Почему ты подарил картинки именно этим детям? Как ты думаешь, кто тебе положит открытку?».
Экспериментатор фиксирует
в заготовленной
Обработка и анализ социометрического исследования
Первичная информация каждого социометрического исследования – социометрический выбор - фиксируется в процессе самого исследования (социометрическая матрица). Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: "число полученных выборов", "число взаимных выборов", "число ожидаемых выборов", "число оправдавшихся выборов".
Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности -дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1 -2 выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность .
Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (КВ); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; з) половая дифференциация взаимоотношений.
Остановимся на описании этих социометрических показателей межличностных отношений в дошкольной группе.
А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены и зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: I- "звезды" (5 и более выборов); II- "предпочитаемые" (3-4 выбора); III- "принятые" (1 -2 выбора); IV- "непринятые" (0 выборов).
Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, Ш и IV- неблагоприятными. Исходя из этого определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.
Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В. Коэффициент взаимности (KB).
Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (средний), III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше (сверхвысокий).
Г. Коэффициент
удовлетворенности
КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.
На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, III - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 % и выше.
Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-
75 %, III - 25-50 %. IV - 0-25 %.
Такое условное распределение детей на группы имеет реальный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.
Д. Индекс изолированности (ИИ).
Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.
Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей.
Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.
Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.
Ж. Мотивация социометрических выборов.
Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?
Ответить на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, и какой степени дети разного пола. возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему ("он хороший", "нравится!"); ко II типу -выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности ("интересно втроем", "строим вместе гаражи и дом", "я с ним смешусь"): а) ребенок в центре совместной деятельности, б) партнер в центре совместной деятельности, в) "мы"; к IV типу - дружеские отношения ("он мой друг", "она самая хорошая подруга").
3. Половая
дифференциация
Показателем половой дифференциации межличностных отношении дошкольников является соотношение выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков [4, с.187-191]
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)
Цель: изучение самооценки дошкольников.
Материал: кукла-мальчик, кукла девочка, лесенка в три ступеньки.
Проведение методики: ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются различные качества для оценки (например, нижняя ступенька – самые глупые дети, верхняя ступенька – самые умные дети, средняя ступенька – дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был(а) маленьким(ой)», «Я, когда вырасту большой (ая)».
Задается несколько серий вопросов: умный - глупый, красивый - некрасивый, хороший – плохой и др. Ответы ребенка фиксируются. Оцениваются по трем уровням: 1 (нижняя ступенька) – заниженная самооценка; 2 (средняя ступенька) – средняя (адекватная самооценка); 3 (высокая ступенька) – завышенная самооценка. Уровень самооценки выводится как среднее по всем ответам [4, с.40]
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки детей среднего дошкольного возраста