Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая беганская (2).doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Базой исследования выступила средняя группа №10 ГУО «Ясли-сад №27». На момент обследования в группе 19 человек (Батюта Стас длительное время отсутствует), из них 14 мальчиков и 5 девочек. Возраст детей 4-5 лет. В качестве экспериментальных использованы следующие методики: социометрия с элементами аутосоциометрии (Я.Л. Коломинский) и методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)

 

2.2.1. Социометрическое  исследование

По социометрическому  эксперименту составлены протокол социометрического  эксперимента (Приложение 1), социометрическая матрица (Приложение 2), социограмма (Приложение 3). Подсчитаны следующие диагностические показатели:

а. Социометрический статус детей:

I «Звезды» - 5 ( Настя Б., Саша П., Данила С., Алина Ч., Ян Ш.)

II «Предпочитаемые» - 6 (Слава Б., Марк М., Егор Т., Лера К., Вероника М., Лера О.)

III «Принятые» - 7(Боря А., Рубен В., Давид К., Никита П., Стас П., Эдик Ч., Настя Д.)

IV«Непринятые» - 2 (Стас Б., Павел И.)

    б. УБВ (уровень благополучности отношений) – высокий уровень – количество детей, имеющих благоприятный статус больше количества детей, имеющих неблагоприятный статус.

в. КВ (коэффициент взаимности) – 8/57х100%=14% - низкий уровень

г. КУ (коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями) – 7/20х100%=35% - средний уровень

д. Индекс изолированности  - 10% - средний уровень

Группа №10 имеет полную статусную структуру. Уровень благополучия взаимоотношений высокий,. Коэффициент взаимности низкий, что объясняется малым количеством взаимным выборов. Прочные взаимные привязанности находятся в стадии формирования. Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями находятся на среднем уровне. В основном взаимные выборы наблюдаются между детьми I –II статусных категорий; Есть выбор между I  и IV категорией – наличие друга среди популярных детей помогает изолированному ребенку чувствовать комфортно. В группе средний индекс изолированности, что говорит о том, что не все дети имеют благополучные взаимоотношения.

Е. Мотивация социометрических выборов

В основном преобладают  мотивы II типа – 57% (выделение тех или иных положительных качеств ребенка). Причем эти положительные качества касаются непосредственно выбирающего ребенка.

Мотивы I типа составляют 10% (общая положительная оценка сверстника)

Мотивы III (интерес к совместной деятельности) и IV (дружеские отношения) типов  составляют по 16%.

Ж. Половая дифференциация взаимоотношений.

Межполовых выборов  много. Это свидетельствует о  достаточно высоком уровне развития взаимоотношений между мальчиками и девочками.

 

2.2.2. Методика  «Лесенка» (модификация  С.Я.  Якобсон, В.Г. Щур)

По результатам диагностики  уровня самооценки детей среднего дошкольного возраста группы №10 была составлена сводная таблица (Приложение 4).

Получены следующие  результаты:

63% детей имеют завышенную  самооценку

26% детей имеют адекватную  самооценку

11% детей имеют заниженную  самооценку

В целом, можно отметить то, что детям среднего дошкольного  возраста еще трудно объективно оценить себя. При оценке себе они ориентируются на какие-то единичные оценки со стороны взрослых, т.к. самосознание и самооценка только формируются. Благоприятной для данного возраста является завышенная самооценка, заниженная самооценка свидетельствует о наличии конфликтов с окружающими. В целом можно говорить, что в данной группе большинство детей имеют благоприятный уровень самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Исследование  межличностных отношений и самооценки  детей старшего дошкольного возраста

Базой исследования выступила средняя группа №14 ГУО «Ясли-сад27». На момент обследования в группе 18 человек, из них 9 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 5-6 лет. В качестве экспериментальных использованы следующие методики: социометрия с элементами аутосоциометрии (Я.Л. Коломинский) и методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)

 

2.3.1. Социометрическое исследование

По социометрическому  эксперименту составлены протокол социометрического  эксперимента (Приложение 5), социометрическая матрица (Приложение 6), социограмма (Приложение 7). Подсчитаны следующие диагностические показатели:

а. Социометрический статус детей:

I «Звезды» - 3 (Катя Г., Наташа Х., Маша К.)

II «Предпочитаемые» - 6 (Женя Д., Никита М., Диана Д., Аня К., Кристина Н, Ира П.)

III «Принятые» - 5 (Никита Г., Степа К., Леша К., Олег Ж., Егор Г.)

IV «Непринятые» - 4 (Саша З., Антон Т., Маргарита К., Лена Б.)

    б. УБВ (уровень  благополучности отношений) –  средний уровень  – количество  детей, имеющих благоприятный  статус и количество детей, имеющих неблагоприятный статус одинаково.

в. КВ (коэффициент взаимности) – 16/54х100%=29,6% - средний уровень

г. КУ (коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями) – 10/18х100% = 55% - высокий уровень

д. Индекс изолированности  - 22% - средний уровень

Группа №14 имеет полную статусную структуру. Уровень благополучия взаимоотношений средний. Коэффициент взаимности средний. Прочные взаимные привязанности находятся в стадии формирования. Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями находятся на высоком уровне. В основном взаимные выборы наблюдаются между детьми I –II статусных категорий; Есть выбор между I  и IV категорией – наличие друга среди популярных детей помогает изолированному ребенку чувствовать комфортно. В группе средний индекс изолированности, что говорит о том, что не все дети имеют благополучные взаимоотношения.

Е. Мотивация социометрических выборов

В основном преобладают  мотивы III типа – 38% (интерес к совместной деятельности.

Мотивы II (выделение тех или иных положительных качеств ребенка) составляют 33%.

Мотивы I типа составляют 17% (общая положительная оценка сверстника).

 IV (дружеские отношения) типов  составляют по 11%.

Ж. Половая дифференциация взаимоотношений.

Межполовых выборов  много. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития взаимоотношений между мальчиками и девочками.

2.3.2. Методика  «Лесенка» (модификация  С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)

По результатам диагностики  уровня самооценки детей среднего дошкольного  возраста группы «Аленка» была составлена сводная таблица (Приложение 8).

Получены следующие  результаты:

50% детей имеют завышенную  самооценку

50% детей имеют адекватную  самооценку

Можно отметить, что к  концу старшего дошкольного возраста самооценка становится более адекватной. На самооценку  старших дошкольников продолжают влиять внешние оценки взрослых, но ребенок уже может опираться на свой собственный опыт при оценке тех или иных качеств своей личности. В целом следует отметить, что все дети в старшей группе №14 имеют благоприятный уровень самооценки.

 

 

2.4. Сравнительный  анализ влияния ценностных ориентаций  на развитие межличностных отношений  в среднем и старшем дошкольном  возрасте.

С целью проведения сравнительного анализа влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте, все полученные диагностические показатели были сведены в общую таблицу (Приложение 9).

 На основе данных социометрического исследования можно сделать вывод, что в целом система межличностных отношений в исследованных группах является благополучной. Однако некоторые диагностические показатели отражают принципиальное различие в межличностных взаимоотношениях детей среднего и старшего дошкольного возраста. Так, коэффициент взаимности в старшей группе выше аналогичного показателя в средней группе в два раза. Это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте система межличностных отношений уже сформировалась и является более устойчивой, в то время как социометрические выборы в средней группы зачастую неустойчивы и ситуативны. Это предположение подтверждает и коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (35% в средней группе и 55% в старшей группе).

Анализ мотивации социометрических выборов в средней и старшей  группе показал, что в старшем  дошкольном возрасте на первое место выходят качества сверстника, которые связанные с совместной деятельности (чаще всего игровой), а также качества характера, которые чаще всего положительно оцениваются значимыми взрослыми и являются значимыми для всех членов группы.  В среднем же возрасте ведущую роль играют качества сверстника, которые проявляются чаще всего только по отношению к выбирающему (он меня не обижает, помогает мне одеваться и т.д.). Мотивы, связанные с совместной игровой деятельностью пока находятся на втором плане. Выборы детей неустойчивы, ситуативны, опираются, как правило, на черты характера сверстника, которые проявились один или несколько раз в недалеком прошлом.

В старшем дошкольном возрасте представления о нравственных качествах сверстника становятся более  точными, дифференцированными, адекватными.

Межполовых выборов  много в обеих исследованных  группах. Это свидетельствует о тесных межличностных взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Анализ уровня самооценки детей среднего и старшего дошкольного  возраста позволяет говорить о том, что к концу старшего дошкольного возраста самооценка становится более адекватной и устойчивой. Дети с легкостью могут оценить себя и объяснить свой выбор, в то время как дошкольники 4-5 лет испытывают значительные трудности в оценке себя, особенно в разной временной перспективе. Их самооценка неустойчива и полностью опирается на оценку значимых взрослых. Старшие дошкольники более критично оценивают себя, качества своего характера, внешность, хотя влияние внешних оценок также велико.

Прослеживается связь  уровня самооценки с социометрическим статусом. Дети, занимающие благоприятное  положение в группе, имеют, как  правило, адекватную или завышенную самооценку, что является нормой для  дошкольника. Дети с низкой самооценкой  чаще всего попадают в неблагоприятные статусные категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Особенности межличностных  отношений дошкольников среднего и  старшего возраста отражают более высокий уровень развития межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.

Эта общая закономерность находит свое отражение в следующем:

    1. Уровень благополучности взаимоотношений в группе старших дошкольников выше, чем в средней группе, т.к. система межличностных отношений к 5-6 летнему возрасту становится более устойчивой и дифференцированной.
    2. Мотивы социометрического выбора в старшем дошкольном возрасте более подвержены внешне задаваемым нормам, оценкам взрослых. Они также имеют большую связь с совместной игровой деятельностью детей.
    3. Уровень самооценки в старшем дошкольном возрасте становится более адекватным, по сравнению со средним дошкольным возрастом. На формирование самооценки существенное влияние продолжают оказывать оценки значимых взрослых.
    4. Дети, имеющие адекватный и завышенный уровень самооценки находятся в более благоприятном статусном положении в группе сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение как система  межличностных взаимоотношений  между людьми занимает большое место в жизни каждого человека. Особое значение межличностные отношения имеют в психическом развитии ребенка. Благополучные взаимоотношения со сверстниками являются необходимым условием нормального психического развития растущего человека.

Дошкольный возраст  является переломным в становлении  системы межличностных отношений  со сверстниками. Умение взаимодействовать  с другими детьми, сотрудничать при выполнении совместной деятельности (чаще всего игровой) во многом определяют успешность последующего обучения в школе. Нарушения в системе межличностных отношений неизбежно влияют на психическое развитие дошкольника, и влияние это чаще всего оказывается негативным.

В процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности. При этом важное значение имеет то, как организованы воспитателем режим всей жизни в детском саду и различные виды деятельности детей (прежде всего игровой, а также трудовой).

В нашем исследованиях, направленных на изучение закономерностей формирования положительных отношений между детьми, исходным было положение об определяющем влиянии ценностных ориентаций дошкольников на развитие их межличностных взаимоотношений.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что действительно ценностные ориентации во многом определяют становление и развитие системы межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте. Оценки, на которые опираются дети при выборе сверстников, напрямую связаны с внешне задаваемыми ценностями и нормами, оценками, даваемыми значимыми взрослыми. Причем выявлена тенденция усиления роли оценок взрослых, внешне задаваемых норм в старшем дошкольном возрасте. Выбора сверстника для общения в среднем дошкольном возрасте носят ситуативный, неустойчивый характер. При этом дети отдают предпочтения тем качествам сверстника, которые проявляются исключительно по отношению к выбирающим. В старшем возрасте наибольшее значение приобретают качества личности, значимые для всех членов группы. В целом система межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является более устойчивой и благополучной.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена и доказана.

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте