Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая беганская (2).doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова, А. Сверстники: обучение диалогу /А. Арушанова //Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1989.
  3. Детская психология / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн., 1988.
  4. Диагностика и коррекция психического развития  дошкольников /Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн., 1997.
  5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984.
  6. Изучение межличностного взаимодействия в дошкольной группе детского дома: Метод. рекомендации /Сост. В.В. Авраменко. – Мн., 1992.
  7. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л. Коломинский. – Мн., 2001.
  8. Коломинский,   Я.Л. Психология детского коллектива /Я.Л. Коломинский. – Мн., 1984.
  9. Колпакова, Н. А. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста /Н.А. Колпакова //Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.
  10. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /М.И. Лисина /Под ред. Рузской А.Г. – Воронеж, 1997.
  12. Лисина, М.И. Развитие мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников /М.И. Лисина //Психолого-педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. – Кишинев, 1981.
  13. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива /А.Н. Лутошкин. - М., 1988.
  14. Межличностные отношения и их роль в современной учебной деятельности. Сборник. – Ташкент, 1985.
  15. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М., 1985.
  16. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология /Л.Ф. Обухова. – М., 2001.
  17. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника /Л.Ф. Островская. – М., 1989.
  18. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред Репиной Т.А. – М., 1989.
  19. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Т.А. Урунтаева. – М., 2000.
  20. Раттер, М. Помощь трудным детям /М. Раттер /Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М., 1987.
  21. Репина, Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб. проблемы социальной психологии /Т.А. Репина. – М., 1971.
  22. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста /А.А. Рояк //Вопросы психологии. -  1974. - №4.
  23. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /под ред. Гамезо М.В. – М., 2001.
  24. Смирнова, Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2003. - №9.
  25. Усова, А.П<span

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на формирование межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте