Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Для поиска путей эффективного воздействия на нравственное развитие формирующейся личности ребенка-дошкольника чрезвычайно важно изучить, как им усваиваются нравственные нормы поведения и каким образом они становятся его собственными личностными ценностями, которыми ребенок руководствуется при оценке себя и других. Исследование процесса превращения нравственных представлений и ценностных ориентации в мотивы поступков дошкольника и изучение особенностей его самооценки, определяющей поведение в целом, а также потребность в тех или иных способах общения с людьми, приобретает особое значение.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию влияния
ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений
в среднем и старшем дошкольном возрасте……………………………..……9
1.1. Развитие систем межличностных отношений в дошкольном возрасте…9
1.1.1.Роль и функции общения со сверстниками в
психическом развитии ребенка…………………………………………….....9
1.1.2. Становление и развитие межличностных
отношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………10
1.1.3. Факторы, определяющие положение дошкольника
в системе межличностных отношений со сверстниками……………………17
1.2. Ценностные ориентации и оценочные отношения в
дошкольном возрасте…………………………………………………………25
1.2.1. Исследование тенденций в развитии ценностных
ориентаций детей от младшего дошкольного возраста к старшему…..…..25
1.2.2. Представления детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их влияние на взаимоотношение со сверстникам...32
Выводы………………………………………………………………………...39
Глава 2. Эмпирическое изучение роли ценностных ориентаций
в формировании межличностных отношений в среднем
и старшем дошкольном возрасте……………………………………………..41
2.1. Методики исследования………………………………………………….41
2.1.1. Социометрия (Я.Л. Коломинский)………………………………..41
2.1.2. Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..46
2.2. Исследование межличностных отношений и самооценки
детей среднего дошкольного возраста………………………………………..…47
2.2.1. Социометрическое исследование………………………………….47
2.2.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..48
2.3. Исследование межличностных отношений и самооценки детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………50
2.3.1. Социометрическое исследование………………………………….50
2.3.2. . Методика «Лесенка» (модификация С.Я. Якобсон, В.Г. Щур)..51
2.4. Сравнительный анализ влияния ценностных ориентаций на развитие межличностных отношений в среднем и старшем дошкольном возрасте…….52
Выводы………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………55
Список литературы…………………………………………………………..
Распространенным видом мотивировок выборов были мотивировки, опирающиеся на оценку нравственных качеств сверстника.
Анализ высказываний детей 6-го года жизни позволяет судить о наличии у них довольно высокого уровня осознания отношений со сверстниками, особенно с друзьями, равно как и понимания главного смысла нравственно-оценочных понятий (в том числе таких сложных, как справедливость, трудолюбие). [18, с.144-159]
Таким образом,
в дошкольном возрасте
1.2.2. Представления
детей дошкольного возраста о
правилах поведения и их
На важность воспитания у дошкольника внимания к сверстнику, развития доброжелательных отношений между детьми указывают педагоги и психологи. Изучению этой проблемы посвящен ряд педагогических исследований (В. П. Залогина (1951), 3. В. Лиштван (1956), Ф. С. Левин-Щирина (1963), Р. И. Жуковская (1975), А. В. Булатова (1965). В них выяснялись условия и принципы педагогического руководства взаимоотношениями детей в разных видах и структурах детской деятельности, а также содержание и формы общения детей разного возраста.
Однако в этих исследованиях не проводилось изучения представлений детей о правилах и нормах отношений с окружающими, понимания ими нравственной сущности этих правил, а также того, насколько взаимоотношения в детском коллективе регулируются усвоенными нормами и правилами поведения. В то же время изучение взаимозависимости всех этих сторон нравственного воспитания ребенка (его представлений и поведения) является предпосылкой для разработки путей совершенствования воспитательного процесса, для определения содержания и соответствующих методов работы с детьми по формированию положительных взаимоотношений между ними.
В большей мере, чем в других исследованиях, анализ нравственных представлений и их роли в поведении детей получил освещение в работах Т. А. Марковой [1968], В. Г. Нечаевой [1968], Л. А. Пеньевской [1968]. Хотя характеристика взаимосвязи нравственных представлений и реальных взаимоотношений не являлась центральной проблемой этих исследований, анализ экспериментального материала позволил сделать в этом плане важные выводы.
В общем плане эти выводы говорят о том, что между знанием нормативных требований, наличием правильных о них представлений и действительным проявлением детских взаимоотношений существует сложная и неоднозначная связь, в которой, как мы предполагали, существенное значение принадлежит мотивам, побуждающим детей выполнять правила взаимоотношений со сверстниками.
Важную роль при формировании навыков и умений вести себя в группе сверстников играют усвоенные детьми нравственные нормы поведения, выработанные обществом. В ходе такого усвоения появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению А. Н. Леонтьева, как знаемые, как известные нравственные представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. Затем при определенных условиях воспитания знаемые мотивы превращаются в реально действующие побудители поведения и поступков детей.
Анализ полученных ответов детей в исследованиях Репиной Т.А. в позволил охарактеризовать представления старших дошкольников о нормах и правилах взаимоотношений детей друг с другом.
Нравственные правила усваиваются детьми по-разному, в зависимости от того, простые они или сложные. Так, почти все дети легко усваивают правило об оказании помощи сверстникам, если они в ней нуждаются. С трудом усваивалась ими суть правила о справедливом разрешении конфликтов. Дети почти не имели представлений о правилах проявления внимания и сочувствия к сверстникам.[15, с.39-40]
Анализ результатов экспериментов позволил выделить три уровня усвоения детьми нравственных представлений (критерием для определения уровня было количество правильных ответов во всех сериях бесед, проведенных с детьми).
1. уровень (высший). Дети этого уровня развития имеют верные и полные представления о правилах взаимоотношений по всем выделенным пяти группам вопросов.
2. уровень (средний). Дети этого уровня имеют адекватные и полные представления о правилах поведения только по двум группам вопросов; по трем остальным группам вопросов представления их о правилах поведения были связаны лишь с конкретной ситуацией.
3. уровень (низший). Дети этого уровня имеют правильные представления о правилах поведения по трем группам вопросов; по двум группам вопросов о правилах поведения представления этих детей связаны лишь с конкретной ситуацией, и к тому же эти представления неадекватны.
Таким образом, анализ данных показал, что дети дошкольного возраста способны учитывать переживания сверстника и ориентироваться на него в своих суждениях о поступках окружающих, считаться с желаниями других, проявлять к ним сочувствие. У дошкольников была обнаружена способность осознавать и мотивировать как свои поступки, так и поступки других, что некоторые психологи считают невозможным на данном этапе развития детей (Ж. Пиаже и др.).
Одновременно с этим было установлено, что не во правила нравственного поведения осознаются детьми одинаково глубоко. Эти факты указывают на то, что дети 6-го года жизни могут иметь представления о правилах поведения и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.
Было установлено, однако, что большинство детей нашей недостаточно понимают нравственный смысл усвоенных ими правил поведения, что выражается в их мотивировках необходимости выполнения требований, сформулированных в тех или иных правилах. Последнее, очевидно, является следствием действия разных причин, и, прежде всего недостаточного внимания окружающих взрослых к объяснению детям социального смысла этих правил, недостаточного показа на конкретных примерах последствий от свершения плохих поступков.
В семье и детском саду поведение и действия ребенка регулируются нередко словесными указаниями взрослых, которые часто носят исключительно характер запретов — «так нельзя», «это плохо» и т. п. При этом взрослые не разъясняют детям, почему так нельзя поступить. В результате ребенок начинает усваивать правила, не понимая, что за ними стоит, какой социальный смысл они имеют. Кроме того, часто внимание ребенка окружающие обращают только на отрицательные для него самого последствия (накажут, чего-то лишат и т. п.). В результате из поля зрения ребенка выпадают неблагоприятные для сверстника или других людей последствия совершенного проступка. Необходимость выполнения требования того или иного правила нередко дети объясняют тем, что это позволит им избежать наказания.
Анализ данных показал, что от того, какой нравственный смысл ребенок вкладывает в правило, в какой мере он осознает последствия предстоящего поступка для окружающих, зависит характер и направленность его поведения.
Эти данные подтвердили известный из практики воспитания факт, что в старшем дошкольном возрасте дети значительно реже нарушают правила поведения, реже возникают между ними конфликты. Анализ результатов исследования, однако, показал, что отсутствие отрицательных проявлений во взаимоотношениях детей еще не может характеризовать эти отношения как положительные.
Нередко эти же дети безразличны к затруднениям находящегося рядом с ними сверстника и не пытаются прийти ему на помощь, заступиться за него, посочувствовать ему и т. д., в то время как ребенок явно в этом нуждается. Такое невнимание, равнодушие, проявленные по отношению к сверстникам, были условно названы нами безразличным отношением.
В процессе наблюдений за детьми было зафиксировано также немало случаев проявления взаимоотношений отрицательного характера: дети в процессе игры отнимали друг у друга игрушки, без всякого основания исключали из игры, ломали постройки друг друга, ссорились и т. д. При этом отрицательный поступок одного ребенка вызывал подобную ответную реакцию у другого, каждый «пострадавший» в данной ситуации был уверен в преднамеренности действий своего обидчика и отвечал ему тем же. [1, с.68]
У одних и тех же детей характер отношений менялся в зависимости от того, с кем ребенок общался. Так, например, у одних детей наблюдалось полное безразличие по отношению к некоторым сверстникам, находившимся рядом. В то же время к друзьям, игравшим в отдалении, было иное отношение: их затруднения они замечали сразу и своевременно приходили им на помощь.
Анализ результатов наблюдений показал также, что у значительной части детей взаимоотношения со сверстниками носят довольно устойчивый характер. Встречались, однако, и такие дети, у которых характер взаимоотношений со сверстниками не отличался постоянством и устойчивостью.
Таким образом, материалы исследования Репиной показывают, что в основе поведения дошкольников, в какой бы ситуации они ни оказались, чтобы они ни делали, лежит устойчивая система отношений детей друг к другу.
Проведенные исследования имеющихся у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах и нормах поведения и того влияния, которое оказывают эти представления на взаимоотношения дошкольников в различных видах совместной деятельности, показало, что общие представления о том, как следует поступать, как надо вести себя по отношению к сверстнику в той или иной ситуации, имеются у подавляющего числа наших испытуемых, но значительно менее ясными и четкими являются их представления о том, почему необходимо поступать так или иначе, какое значение это имеет для других детей, в чем заключается смысл выполнения определенного правила поведения. Вместе с тем у некоторых детей этого возраста складываются достаточно содержательные представления о значении выполнения тех или иных норм поведения, и если у других их сверстников такого рода представления не сложились, то это, по-видимому, объясняется не возрастными особенностями детей, а определенными недостатками воспитания. Преодоление указанного недостатка— важная педагогическая задача, ибо, как показали исследования, представления ребенка о том, зачем следует поступать так или иначе, играют важную роль в установлении правильных взаимоотношений детей.
Имеется определенная положительная корреляция между уровнем усвоения представлений о правилах поведения детей и характером реализующихся на практике взаимоотношений. При прочих равных условиях те дошкольники, которые имеют достаточно точные и ясные представления о правилах и нормах поведения, ведут себя лучше, чаще обнаруживают доброжелательное отношение к сверстникам, чем те дети, у которых эти представления еще не сложились или носят примитивный, недостаточно обобщенный характер.
Важно разъяснять не только то, как следует поступать в тех или других случаях, но и то, почему это следует делать, какое значение соблюдение правил будет иметь для окружающих, какой нравственный смысл имеет тот или иной поступок. Усвоение нравственной смысла правил поведения приводит к тому, что ребенок начинает ориентироваться не только на свои нужды, но и на потребности и интересы других детей, сочувствовать их радостям и печалям, без чего невозможно наладить устойчивые положительные взаимоотношения.
Таким образом, как содержание ответов дошкольников при оценке качеств сверстника, так и их форма показал существенный рост от младшего дошкольного возраста старшему коллективистической направленности личности ребенка-дошкольника. Мотивируя свои симпатии к сверстнику, дети старшего дошкольного возраста называют его нравственную направленность на детский коллектив как одно из самых важных качеств.
Важное место в ценностных ориентациях детей на протяжении всего дошкольного возраста занимают «деловые» качества сверстников — их навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности. В работах Репиной Т.А. были выявлены особенности самих нравственно-оценочных понятий в зависимости от возраста испытуемых и типичные трудности, с которыми встречаются дети-дошкольники при их усвоении. [18, с. 136-149]
Таким образом, можно отметить, что для проявления положительных взаимоотношений между детьми важно содержание их представлений о правилах взаимоотношений, т. е. нужны не только знания, как надо поступать в том или ином случае, но и понимание нравственного значения для окружающих выполнения правил.
ВЫВОДЫ
Итак, в основе развития
межличностных отношений
Проведенные исследования позволяют приблизиться к пониманию роли общения со сверстниками у детей первых семи лет жизни. По-видимому, в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Во-первых, здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях с ними того, что и как следует делать. Во-вторых, общение с равными партнерами создает благоприятные обстоятельства для познания детьми своих потенций путем свободного выявления творческого, оригинального начала в отсутствие ограничивающих регламентации старших. Исследование показывает также решающее значение общения с взрослыми для налаживания гармоничных взаимоотношений детей друг с другом.