Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 23:14, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов.
Предмет исследования: влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов.
Введение
…………………………………………………………………
4
Глава 1.
Теоретические основы изучения понятия профессиональная компетентность и основ развития дошкольного образования в России……………………….
9
1.1.
Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………….
9
1.2.
История развития дошкольного образования в России………………..............………………………….
20
Глава 2.
Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов....................................................................................
32
2.1.
Анализ развития дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ ……………………….……
32
2.2.
Влияние внедрения ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ………………………
47
Заключение ………………………………………………………………...
66
Список литературы…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
………………………………………………………………… |
4 | |
Глава 1. |
Теоретические основы изучения понятия профессиональная компетентность и основ развития дошкольного образования в России………………………. |
9 | |
1.1. |
Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»……………………………. |
9 | |
1.2. |
История развития дошкольного
образования в России………………..............………… |
20 | |
Глава 2. |
Внедрение ФГТ в дошкольное
образование и его влияние на профессиональную
компетентность педагогов..................... |
32 | |
2.1. |
Анализ развития дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ ……………………….…… |
32 | |
2.2. |
Влияние внедрения ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ……………………… |
47 | |
Заключение ………………………………………………………………... |
66 | ||
Список литературы…………………………………………………… |
71 | ||
Приложения ……………………………………………………………….. |
74 |
ВВЕДЕНИЕ
Основными условиями усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения являются обеспечение роста конкурентоспособности страны и адаптация к условиям международной конкуренции. Главное конкурентное преимущество высокоразвитого государства связано с возможностью развития его человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. В России, по материалам научных конференций, сложилась определенная система дошкольного образования, которая сегодня не удовлетворяет все потребности современного общества, т.к. произошли серьезные перемены в системе образования в целом и в дошкольном звене в частности.
Для решения проблемы, была предпринята попытка стандартизации в образовании – это деятельность, направленная на установление норм, правил и требований в целях обеспечения: безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса (О.В. Чиндилова).
Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, компетентные в своей работе. Фактически эти идеи нашли отражение в федеральных государственных требованиях и нормативных правовых документах федерального уровня последних лет.
В настоящее время в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Документ был разработан в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого качественного образования.
ФГТ являются одним из основополагающих документов нормативно-правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех видах и типах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования в целом.
К тому же, меняется цель образовательной работы: вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е., способствующих развитию его новых качеств.
В соответствии с новыми требованиями, педагогический коллектив ДОУ должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности и переходом этих видов деятельности в детскую самостоятельность. Главная задача администрации детского сада – помочь педагогу перейти к этой деятельности. Следствием эффективной помощи администрации ДОУ будут являться высокие результаты освоения инновации (ФГТ).
В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Это отражается на характере взаимоотношений людей. По мнению Е.П. Панковой, коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелый коллектив. Последние две стадии – стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.
Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом, а именно при внедрении ФГТ – определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней, анализ готовности педагогов к новшествам в работе. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать деятельность ДОУ с учетом оценки готовности членов коллектива к восприятию нововведений (О.А. Качурина).
Актуальность данного исследования также обуславливается наличием ряда противоречий. В частности, российские дошкольные образовательные учреждения должны активно перестраивать собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом (ФГТ). Меняются и требования к профессиональной компетентности педагогов. В то же время, разработчики новых требований ратифицируют, что в настоящее время педагоги ДОУ не готовы к введению новых стандартов: не позволяет уровень профессиональной компетентности.
Никакая самая идеальная Образовательная программа ДОУ сама по себе, без компетентной работы всего педагогического коллектива, не поможет достигнуть поставленных целей, поскольку любое образовательное учреждение – это прежде всего педагоги, работающие в нем. Педагогический состав, осуществляющий свою деятельность в режиме внедрения инноваций, должен быть компетентным.
Все выше изложенное определило выбор темы исследования: «Влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ».
Цель исследования: определить влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов.
Предмет исследования: влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
Гипотеза исследования основывается на предположении, что введение ФГТ не влияет на профессиональную компетентность педагогов.
Теоретические основы исследования составляют труды ученых: В.И. Водовозова, В.Г. Воронцовой, Е.С. Вториной, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.Г. Молчанова, Л.А. Петровской, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой, Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, М.В. Крулехт.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов:
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78 «Василек» города Норильска. Группа, принимавшая участие в исследовании, состояла из 24-х педагогов.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОСНОВ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В данной главе раскрывается содержание таких понятий, как компетентность, профессиональная компетентность педагога. Рассматриваются различные подходы к определению профессиональной компетентности, в том числе и в зарубежной литературе. Дается классификация видам компетентностей, ее компонентам и структуре, определяется круг проблем исследования. Выявляется место компетентности в истории развития дошкольного образования.
1.1. Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»
Образование в XXI в. ориентирует на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года [11, с.10].
Так, в Концепции отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Такими качествами может обладать только компетентный и уверенный в своих силах человек. Эти же аспекты отражаются в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [6].
Понятие «компетентность» характеризует субъективную составляющую профессии, описывая качественные характеристики субъекта профессиональной деятельности [22, с.96].
А.К. Маркова определяет компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии. Она предлагает различать разные компетентности:
Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова). Как отмечает А.М. Новиков, применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки понятие «компетентность» используется относительно недавно.