Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 23:14, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов.
Предмет исследования: влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов.
Введение
…………………………………………………………………
4
Глава 1.
Теоретические основы изучения понятия профессиональная компетентность и основ развития дошкольного образования в России……………………….
9
1.1.
Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………….
9
1.2.
История развития дошкольного образования в России………………..............………………………….
20
Глава 2.
Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов....................................................................................
32
2.1.
Анализ развития дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ ……………………….……
32
2.2.
Влияние внедрения ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ………………………
47
Заключение ………………………………………………………………...
66
Список литературы…………………………………
Средний уровень характеризуют следующие ответы: ознакомление с документами, знание нормативных документов; в умении рационально использовать режимные моменты; проведении семинаров, практических пед. советов; комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса; через сотрудничество с детьми, родителями, специалистами; изучение литературы, СМИ. На данном уровне находятся 42% (10 педагогов), из них 17% педагогов имеют стаж работы от 10 до 20 лет. И всего 12% (3 педагога) не знают, в чем состоит готовность педагога к введению ФГТ.
Средний уровень сложности испытывают 12% (3 педагога). Это те педагоги, у которых возникают частичные сложности, например, с оформлением документации, к адаптации новым формам занятий и др.
И довольно низкий показатель – 21% (5 педагогов) испытывают сложности высокого уровня, однако 8% педагогов из данного числа являются молодыми специалистами.
Так, наиболее значимые аспекты для своего профессионального роста определяют на высоком уровне 17% (4 педагога), на среднем уровне 38% (9 педагогов). А большая часть испытуемых, находящихся на низком уровне 46% (11 педагогов), отметили в основном заработную плату, из них 17% со стажем работы от 1 до 5 лет. Что подводит к выводу о том, что молодые специалисты данного учреждения видят личный профессиональный рост чаще в заработной плате.
Таким образом, делая вывод по всему выше изложенному можно сказать, что большая часть педагогов данного ДОУ: не испытывают никаких педагогических затруднений, связанных с инновацией (54%); 50% – без проблем вносят изменения в свою работу; четко знают, в чем состоит готовность педагогов для успешной реализации новых требований (46%); при построении педагогического процесса не возникает вообще сложностей у 67% педагогов; осознают в себе высокую готовность к внедрению ФГТ (58%).
Для выявления знаний педагогов об новых требованиях государства и измерения их компетентности в ходе внедрения и реализации инноваций было проведено тестирование (Приложение 5). Автором теста является М.И. Лукьянова (доктор пед. наук, зав. НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского ИПК ПРО) [27, c.110].
Педагогам предлагалось ответить на 10 вопросов, раскрывающие основные концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. За каждый правильный ответ присуждался 1 балл, а в итоге просчитывалось общая сумма баллов, по которым определялся уровень знаний педагога. Педагог, набравший все 10 баллов – показывает высокий уровень, 8 – 9 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень (Приложение 5.1.). Также был сделан анализ знаний педагогами ФГТ исходя из стажа работы, чтобы установить следующую связь: зависимость знаний педагога от опыта его работы. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Знание ФГТ в зависимости от стажа работы
Уровни |
До года |
От 1 до 5 |
От 5 до 10 |
От 10 до 20 |
Более 20 |
Высокий |
4% (1 чел.) |
21% (5 чел.) |
8% (2 чел.) |
33% (8 чел.) |
17% (4 чел) |
Средний |
- |
8% (2 чел.) |
4% (1 чел.) |
- |
- |
Низкий |
- |
- |
4% (1 чел.) |
- |
- |
Анализ и обработка тестов на знания общих положений приказа, требований к структуре, требований к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования показала, что владеют на высоком уровне всего 84% педагогов, из них все педагоги со стажем работы более 20 лет (17%), со стажем работы от 10 до 20 лет также все оппоненты (33%) и только приступивший на работу молодой специалист (4%). Вышеуказанные результаты свидетельствуют о глубоких знаниях педагогами ФГТ.
Средний уровень знаний показали всего лишь 12% педагогов, что является меньшим количеством испытуемых. Здесь выделились педагоги в основном со стажем работы от 1 до 5 лет (8%) и один педагог (4%) со стажем работы в 5,5 лет. Ошибки данных педагогов в тестировании заключались только в неполном знании образовательных областей, предлагаемые в ФГТ.
Низкий уровень был определен только у 1-го педагога (4%). Основные ошибки испытуемого были:
Предполагаем, что данный педагог совсем недавно приступил к работе, в силу различных обстоятельств (декретный отпуск, долгий больничный и др.), и в связи с этим не был компетентен в решении предлагаемого теста.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что, несмотря на довольно жесткие критерии оценивания теста (10 баллов – высокий уровень, 8-9 баллов – средний уровень, менее 8 баллов – низкий уровень), педагоги показали достаточно высокие результаты (84%). Надо также обозначить, что педагоги со стажем работы более 20 лет, показали исключительно только высокие результаты.
Более полно изучить уровень компетентности педагогов в вопросах введения и реализации ФГТ, нам помогла диагностическая карта №1 «Критерии готовности педагога к введению ФГТ» (Приложение 6). Испытуемым была предложена карта с критериями готовности педагога, разработанная А.И. Щебетенко [3, с.7].
Целью данной диагностики было выявить уровень готовности педагога, и соответственно уровень его компетентности (в теоретической части исследования нами было подчеркнуто, что готовность и компетентность педагога – тождественные понятия), исходя из разных аспектов: когнитивной, мотивационной, личностной, технологической. Анализ многочисленных исследований данной проблемы (А.А. Воротникова, Г.Г. Ермакова, Г.И. Захарова, М.И. Лукьянова, Н.Н. Нацаренус и др.) позволили сделать вывод, что именно эти составляющие дают наиболее полную характеристику уровню профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная компетентность воспитателя рассматривалась как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Критерии и показатели уровней профессиональной компетентности воспитателей были выделены с учетом ее структурных и содержательных компонентов. Таким образом, определены три уровня профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий).
Анализ и обработка результатов осуществлялась следующим образом: соответствие пяти критериям в каждом аспекте – свидетельствует о высоком уровне готовности педагогов к введению ФГТ, четырем-трем – среднем, менее трех – низком (Приложение 6.1.). Для облегчения подсчета и анализа полученных общих результатов мы ввели условные обозначения в процентном соотношении: от 90 до 100% – относили к высокому уровню, 65-90% – среднему уровню, менее 65% – относили к низкому уровню. Так, общий анализ составленной таблицы показал итоговые результаты, данные в таблице 2.
Таблица 2
Готовность педагога к введению ФГТ
Уровни |
Когнитив-ный аспект |
Мотивационный аспект |
Личностный аспект |
Технологический аспект |
Высокий |
63% |
54% |
42% |
46% |
Средний |
33% |
21% |
25% |
17% |
Низкий |
4% |
25% |
33% |
38% |
В когнитивном аспекте: 63% педагога считают себя готовыми на высоком уровне – это больше половины испытуемых. Данные оппоненты знают роли и значения введения ФГТ в современном ДОУ, основные документы, связанные с введением ФГТ, а также роли педагога в процессе введения и реализации ФГТ. 33% педагога уверены, что они готовы к введению ФГТ на среднем уровне, и только 4% педагога оценили свою когнитивную готовность на низком уровне.
Мотивационно готовы к введению ФГТ на высоком уровне 54% педагога. Это может свидетельствовать о том, что большая часть испытуемых мотивированы работать по новым стандартам. Входящие в этот уровень испытуемые считают, что они: понимают значения ФГТ для современного образования; активно участвуют в различных направлениях работы по введению и реализации ФГТ; активны в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГТ; самостоятельны в постановке и решении педагогических проблем; настойчивы в преодолении затруднений; активны в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетентности воспитателя.