Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов.
Предмет исследования: влияние ФГТ на профессиональную компетентность педагогов.

Содержание

Введение
…………………………………………………………………
4
Глава 1.
Теоретические основы изучения понятия профессиональная компетентность и основ развития дошкольного образования в России……………………….

9

1.1.
Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………….


9

1.2.
История развития дошкольного образования в России………………..............………………………….


20
Глава 2.
Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов....................................................................................

32

2.1.
Анализ развития дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ ……………………….……


32

2.2.
Влияние внедрения ФГТ на профессиональную компетентность педагогов ДОУ………………………





47
Заключение ………………………………………………………………...
66
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом в .doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Средний уровень характеризуют следующие ответы: ознакомление с документами, знание нормативных документов; в умении рационально использовать режимные моменты; проведении семинаров, практических пед. советов; комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса; через сотрудничество с детьми, родителями, специалистами; изучение литературы, СМИ. На данном уровне находятся 42% (10 педагогов), из них 17% педагогов имеют стаж работы от 10 до 20 лет. И всего 12% (3 педагога) не знают, в чем состоит готовность педагога к введению ФГТ.

  1. Немаловажным аспектом в анкетировании являлся вопрос, выявляющий уровень сложности у педагогов при построении педагогического процесса в соответствии с ФГТ. Так, 67% (16 педагогов) написали, что никаких сложностей они не испытывают, из них 8% пока не осознали ничего – это показатели низкого уровня возникновения сложностей. Данные показатели могут доказывать выдвинутое нами предположение – введенные ФГТ никак не повлияли на работу педагогов. Стоит отметить, что 25% педагогов из последнего уровня, имеют стаж работы от 10 до 20 лет.

Средний уровень сложности испытывают 12% (3 педагога). Это те педагоги, у которых возникают частичные сложности, например, с оформлением документации, к адаптации новым формам занятий и др.

И довольно низкий показатель – 21% (5 педагогов) испытывают сложности высокого уровня, однако 8% педагогов из данного числа являются молодыми специалистами.

  1. На вопросе «Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для Вашего профессионального роста?» педагогам предлагалось подчеркнуть наиболее значимые аспекты в предложенных вариантах ответа, или же написать свой вариант ответа. Анализ ответов показала следующие результаты:
  • 46% наиболее значимым для профессионального роста считают заработную плату;
  • 33% педагога выбирают обучение на курсах повышения квалификации; такое же количество педагогов отметили – организацию труда в ДОУ и условия работы;
  • 29% педагогов видят профессиональный рост в примерах и влияниях коллег по работе;
  • 25% педагогов нуждаются во внимании администрации к проблемам воспитателей;
  • 21% педагогам необходимо доверие со стороны администрации и старшего воспитателя; такой же процент педагогов считают значимым занятия самообразованием;
  • 12% педагогов подчеркивают, что все предложенные варианты значимы и взаимосвязаны.

Так, наиболее значимые аспекты для своего профессионального роста определяют на высоком уровне 17% (4 педагога), на среднем уровне 38% (9 педагогов). А большая часть испытуемых, находящихся на низком уровне 46% (11 педагогов), отметили в основном заработную плату, из них 17% со стажем работы от 1 до 5 лет. Что подводит к выводу о том, что молодые специалисты данного учреждения видят личный профессиональный рост чаще в заработной плате.

  1. Получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада на высоком уровне 54% (13 педагогов), из которых 25% педагогов с оптам работы от 10 до 20 лет, 12% от 1 до 5 лет и 8% педагогов более 20 лет. На среднем уровне 21% (5 педагогов), из них 12% педагогов молодые специалисты (от 1 до 5 лет). И только 25% (6 педагогов) еще не осознали сложившуюся ситуацию – это низкий уровень. Последние данные могут свидетельствовать о том, что данные педагоги даже не прочувствовали введенных изменений.
  2. Существенным в исследовании являлся вопрос в анкетировании «На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГТ?». Из всех испытуемых педагогов к введению ФГТ, считают себя готовыми 58% (14 педагогов) на высоком уровне – больше половины респондентов. Стоит отметить, что эти педагоги со стажем работы не более 15 лет (29%). Частично готовыми считают  себя, тоже, довольно большое количество педагогов 33% – это средний уровень, из них 17% педагогов молодые специалисты. И считают себя на низком уровне готовности, или совсем не готовыми всего лишь 8% педагогов. Таковыми себя отмечет только один педагог со стажем работы более 20 лет и молодой специалист, только приступивший на работу (5 месяцев).
  3. Анализируя ответы на вопрос «Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?» мы пришли к выводу, что большинство педагогов вообще не нуждаются в какой-либо помощи в процессе освоения новых ФГТ. На данный вопрос ответили отрицательно 42% (10 педагогов). Однако есть педагоги, которые нуждаются в помощи по преодолению педагогических затруднений 29% (7 педагогов), из них большая часть испытуемых имеют стаж работы от 10 до 20 лет (17%). Ниже приведены виды помощи, которые педагоги указали в анкетировании:
  • советы методиста (разностороннюю помощь методиста);
  • литература;
  • просмотр занятий педагогов других детских садов.
  1. Завершающий вопрос в анкетировании показал, что считают готовым свое образовательное учреждение к введению ФГТ на высоком уровне большая часть испытуемых 58% (14 педагогов), в основном это педагоги со стажем работы до 20 лет. На среднем уровне 29% (7 педагогов), подавляющее большинство из них имеют стаж работы более 20 лет, и только 12% (3 педагога) на низком уровне. Так считают меньшое количество педагогов, которые имеют опыт работы от года до 10 лет.

Таким образом, делая вывод по всему выше изложенному можно сказать, что большая часть педагогов данного ДОУ: не испытывают никаких педагогических затруднений, связанных с инновацией (54%); 50% – без проблем вносят изменения в свою работу; четко знают, в чем состоит готовность педагогов для успешной реализации новых требований (46%); при построении педагогического процесса не возникает вообще сложностей у 67% педагогов; осознают в себе высокую готовность к внедрению ФГТ (58%).

Для выявления знаний педагогов об новых требованиях государства и измерения их компетентности в ходе внедрения и реализации инноваций было проведено тестирование (Приложение 5). Автором теста является М.И. Лукьянова (доктор пед. наук, зав. НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского ИПК ПРО) [27, c.110].

Педагогам предлагалось ответить на 10 вопросов, раскрывающие основные концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. За каждый правильный ответ присуждался 1 балл, а в итоге просчитывалось общая сумма баллов, по которым определялся уровень знаний педагога. Педагог, набравший все 10 баллов – показывает высокий уровень, 8 – 9 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень (Приложение 5.1.). Также был сделан анализ знаний педагогами ФГТ исходя из стажа работы, чтобы установить следующую связь: зависимость знаний педагога от опыта его работы. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Знание ФГТ в зависимости от стажа работы

Уровни

До года

От 1 до 5

От 5 до 10

От 10 до 20

Более 20

Высокий

4% (1 чел.)

21% (5 чел.)

8% (2 чел.)

33% (8 чел.)

17% (4 чел)

Средний

-

8% (2 чел.)

4% (1 чел.)

-

-

Низкий

-

-

4% (1 чел.)

-

-

           

 

Анализ и обработка тестов на знания общих положений приказа, требований к структуре, требований к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования показала, что владеют на высоком уровне всего 84% педагогов, из них все педагоги со стажем работы более 20 лет (17%), со стажем работы от 10 до 20 лет также все оппоненты (33%) и только приступивший на работу молодой специалист (4%). Вышеуказанные результаты свидетельствуют о глубоких знаниях педагогами ФГТ.

Средний уровень знаний показали всего лишь 12% педагогов, что является меньшим количеством испытуемых. Здесь выделились педагоги в основном со стажем работы от 1 до 5 лет (8%) и один педагог (4%) со стажем работы в 5,5 лет. Ошибки данных педагогов в тестировании заключались только в неполном знании образовательных областей, предлагаемые в ФГТ.

Низкий уровень был определен только у 1-го педагога (4%). Основные ошибки испытуемого были:

  • не точное определение четвертого направления (социально-личностное), которое должно включать содержание программы в соответствии с ФГТ;
  • не полное перечисление всех девяти образовательных областей;
  • незнание того, что разрабатывается на основе ФГТ.

Предполагаем, что данный педагог совсем недавно приступил к работе, в силу различных обстоятельств (декретный отпуск, долгий больничный и др.), и в связи с этим не был компетентен в решении предлагаемого теста.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что, несмотря на довольно жесткие критерии оценивания теста (10 баллов – высокий уровень, 8-9 баллов – средний уровень, менее 8 баллов – низкий уровень), педагоги показали достаточно высокие результаты (84%). Надо также обозначить, что педагоги со стажем работы более 20 лет, показали исключительно только высокие результаты.

Более полно изучить уровень компетентности педагогов в вопросах введения и реализации ФГТ, нам помогла диагностическая карта №1 «Критерии готовности педагога к введению ФГТ» (Приложение 6). Испытуемым была предложена карта с критериями готовности педагога, разработанная А.И. Щебетенко [3, с.7].

Целью данной диагностики было выявить уровень готовности педагога, и соответственно уровень его компетентности (в теоретической части исследования нами было подчеркнуто, что готовность и компетентность педагога – тождественные понятия), исходя из разных аспектов: когнитивной, мотивационной, личностной, технологической. Анализ многочисленных исследований данной проблемы (А.А. Воротникова, Г.Г. Ермакова, Г.И. Захарова, М.И. Лукьянова, Н.Н. Нацаренус и др.) позволили сделать вывод, что именно эти составляющие дают наиболее полную характеристику уровню профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность воспитателя рассматривалась как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Критерии и показатели уровней профессиональной компетентности воспитателей были выделены с учетом ее структурных и содержательных компонентов. Таким образом, определены три уровня профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий).

Анализ и обработка результатов осуществлялась следующим образом: соответствие пяти критериям в каждом аспекте – свидетельствует о высоком уровне готовности педагогов к введению ФГТ, четырем-трем – среднем, менее трех – низком (Приложение 6.1.). Для облегчения подсчета и анализа полученных общих результатов мы ввели условные обозначения в процентном соотношении: от 90 до 100% – относили к высокому уровню, 65-90% – среднему уровню, менее 65% – относили к низкому уровню. Так, общий анализ составленной таблицы показал итоговые результаты, данные в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Готовность педагога к введению ФГТ

Уровни

Когнитив-ный аспект

Мотивационный аспект

Личностный аспект

Технологический аспект

Высокий

63%

54%

42%

46%

Средний

33%

21%

25%

17%

Низкий

4%

25%

33%

38%


 

В когнитивном аспекте: 63% педагога считают себя готовыми на высоком уровне – это больше половины испытуемых. Данные оппоненты знают роли и значения введения ФГТ в современном ДОУ, основные документы, связанные с введением ФГТ, а также роли педагога в процессе введения и реализации ФГТ. 33% педагога уверены, что они готовы к введению ФГТ на среднем уровне, и только 4% педагога оценили свою когнитивную готовность на низком уровне.

Мотивационно готовы к введению ФГТ на высоком уровне 54% педагога. Это может свидетельствовать о том, что большая часть испытуемых мотивированы работать по новым стандартам. Входящие в этот уровень испытуемые считают, что они: понимают значения ФГТ для современного образования; активно участвуют в различных направлениях работы по введению и реализации ФГТ; активны в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГТ; самостоятельны в постановке и решении педагогических проблем; настойчивы в преодолении затруднений; активны в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетентности воспитателя.

Информация о работе Внедрение ФГТ в дошкольное образование и его влияние на профессиональную компетентность педагогов