Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад
Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.
Составление словаря начиналось с лекции учителя, перед которой в тетради были записаны названия тематических гнезд. Под этими названиями записывались понятия, вычленяемые из лекции, учитель же по ходу давал к ним комментарии, обращая внимание на различие между близкими понятиями, как, например, абсолютизм и просвещенный абсолютизм, приводил конкретные исторические примеры. Итак, под рубрикой «Общественная жизнь» оказались такие слова, как монархия, абсолютизм, просвещенный абсолютизм, государственность. В аналогичном направлении проведена работа по заполнению других рубрик. В содержание рубрики «Философские и нравственные воззрения классицистов» вошли: идеал, гражданственность, рационализм, культ разума, долг, честь, добродетель, патриотизм. Эстетические позиции писателей и художников классицизма нашли отражение в следующих понятиях: классицизм, ориентация на античность, конфликт между долгом и чувством и др.
Целесообразно в порядке словарных упражнений предлагать учащимся готовить небольшие сообщения о словах-понятиях, входящих в состав ключевых для данной эпохи.
БИЛЕТ 26
1) Зарубежная литература в школьном курсе
Урок следует нацеливать на решение той главной задачи, которая сформулирована выше,-- приобщение к понятию о мировой литературе.
Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.
Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Автор считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения с которым рождается не от излишнего теоретизирования, а от непосредственного общения с текстом.
В школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие традиций и их обновление. Одна из важных задач - раскрытие гуманистического характера творчества писателей.
В школьный курс включены произведения литературной классики, доступные для восприятия учащимися 5-9 кл.
Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:
5 - 7 кл.
8 - 9 кл.
Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала - от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).
В итоге этих уроков будет усвоено новое понятие «мировая литература», частью которой является русская. Ведь чтобы почувствовать самобытность русской литературы, совер-шенно недостаточно много раз повторять слова о ее самобытности и своеобразии. Надо еще зримо ощутить, что могут быть не просто другие писатели, пишущие по-иному (что каждому более или менее ясно), а другие литературы, другие художественные критерии и концепции.
2) Практика изучения зарубежной литературы в школе (на примере конкретной методической темы)
Знакомство шестиклассников с книгой Сервантеса «Дон Кихот» может быть организовано в режиме урока внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды.
Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX–XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.
Слово о Сервантесе должно включать в себя биографические сведения, изложенные в учебнике. Этот материал может быть прочитан вслух на уроке. Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой. Сам роман учащиеся читают дома самостоятельно, но ввиду его значительного объёма и сложности следует порекомендовать обязательно при подготовке к урокам прочитать главы I–IV, VI–VII, XVII, XXVII, XL, L–LII, LVII.
Значительную помощь в восприятии атмосферы романа может оказать знакомство школьников с иллюстрациями французского художника Гюстава Доре.
В классе может быть показано и одно из лучших современных изданий романа, выпущенное в серии «Литературные памятники» (М.: Наука, 2003) и содержащее множество литературоведческих комментариев, с которыми интересно познакомиться и учителю, и его воспитанникам.
При выборочном чтении и обсуждении глав необходима значительная словарная работа, которую могут провести заранее подготовленные ученики с использованием карточек-информаторов. Несомненно, что уже в главах I–IV в толковании нуждаются такие слова и выражения, как идальго, Амадис Галльский, Пальмерин Английский, Сид Руи Диас, непобедимый Роланд, Буцефал, Бабьека Сида, Феб, паладин, посвящение в рыцари, реал и другие.
Работа с текстом может быть организована в форме фронтальной беседы или в творческих группах, включая различные виды пересказов, чтение по ролям, инсценирование, составление киносценария отдельного эпизода, дискуссии о героях романа.
Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе Дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечёт быть заступником обиженных и угнетённых, он стремится искоренить в мире насилие и гнёт, утвердив на земле царство справедливости и свободы. Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами: самоотверженностью, мужеством, смелостью, твёрдостью духа; он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идёт ложными, фантастическими путями.
Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми полoжительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и точным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений — желает стать губернатором острова, — то, испробовав эту должность на себе, он мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием Дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный “здравый смысл” уступает место народной мудрости, герой понимает, что “делать добро всегда правильнее, нежели зло”.
В романе звучит вера автора в неисчерпаемую мощь духовных возможностей человека, его способности к ясному и трезвому познанию действительности.
В заключение урока может быть прочитано стихотворение Д.Мережковского «Дон Кихот».
БИЛЕТ 27
Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует как реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.
Лит-ра как учебный предмет связана с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми образует круг филих дисциплин. С историей, обществовед-ем при рассм-ии озорных тем. С ИЗО и музыкой, т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь в понимании отдельных проблем, рассматр-ых на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле урока.
Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.
Особенно тесно связан с литературой язык, исток литературы, ее"строительный материал". Программы по литературе и языку имеют соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, понять красоту языка, научится пользоваться навыками устной и письменной речи – всё это задача урока литературы. Ученик должен быть
вдохновлен на освоение языка не только практической задачей правописания, но и той мудростью знания о мире, который содержится в языке художественной литературы и потому так привлекает его внимание. Литера-
тура прочно связана с курсом истории, обществоведения, философией, литературоведением, этикой, эстетикой.
Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы прежде всего связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в определении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечного обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения.
Методика связана
с эстетикой и органично
Добра.
В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философские, этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечивает связь и взаимодействие этих наук в процессе обучении.
Также в ряде
вопросов методика
БИЛЕТ 28
1) Современный этап развития
методики преподавания
В первые послевоенные десятилетия на страницах периодических изданий горячо обсуждаются самые разные проблемы методики преподавания литературы в школе. Активное участие в дискуссиях принимают известные ученые, учителя-словесники, писатели (А.Т. Твардовский, К.И. Чуковский, С.В. Михалков и др.). В отдельных выступлениях содержатся призывы к решительному пересмотру существующей системы литературного образования. Ожесточенная полемика разворачивается в связи с переизданием старых и выпуском новых учебников по литературе.
В начале 60-х гг. на Всероссийском съезде учителей принимается «Закон о школе» (1960), начинается работа по созданию новых программ по литературе. Свой вариант программы, не получивший поддержки, представляет В. В. Голубков, который считал необходимым восстановление систематического курса теории литературы. По жанровому, а не хронологическому принципу предлагают строить курс литературы в VII-VIII классах словесники из Самары. Однако за основу принимается проект, подготовленный сектором литературы НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, сохранявший историко-хронологическое изучение литературных произведений в средних классах и курс на историко-литературной основе в VIII-Х классах, дополненный произведениями Достоевского, Блока, Есенина и некоторых других авторов. Предусматриваются также специальные уроки внеклассного чтения и факультативные занятия, содержание и методика проведения которых постепенно все более регламентируются. В 70-е гг. производится небольшой «косметический ремонт» программы.
Центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается целый ряд методических работ, авторы которых высказывают неудовлетворенность сложившейся практикой школьного анализа, не учитывающего эстетические аспекты художественного творчества, особенности читательского восприятия.
Событием в методике становится посмертное издание книги Г.А. Гуковского «Изучение литературного произведения в школе» (1966), в которой предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. Школа, по мнению литературоведа, должна давать основы литературной науки, учить трудному, но доступному учащимся: «То, что и без того, и без нас понятно учащимся, -- и в плане познавательном, и в плане эмоциональном, и в плане широко-идейном, -- незачем растолковывать». Ученый выступает решительным противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений литературных явлений с жизнью, распространенных в практике преподавания литературы.
Взгляд Гуковского на методику как прикладное литературоведение, нашедший отражение и в его более ранних работах, вызвал несогласие многих педагогов-словесников. В.А. Никольский пишет о связи методики прежде всего с педагогикой. В.И. Сорокин также называет методику педагогической наукой, однако учитывающей «природу изучаемой дисциплины».