Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

5. Проведение  теоретических и практических  семинаров для педагогов по  вопросам реализации выбранной  программы.          

6. Консультации  и открытые мероприятия для  родителей. 

Цель  программы— обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Положительным аспектом программы является специально выделенный блок «Ребенок входит в мир социальных отношений».

 

В ДОУ  осуществляется разностороннее развитие для детей от 1,5 до 7 лет. Функционируют группы для массового пребывания детей- 10-ти часовые, и соответственно с различной организацией предметно – развивающей среды, доступной для детей и соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям.   

 

 

 1.2. ПРОБЛЕМНО  – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО».

Современное качество дошкольного образования  предъявляет требования не столько  к овладению выпускником ДОУ  знаниями, умениями и навыками, сколько к освоению им позиции субъекта собственной деятельности. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович,  на наш взгляд, недостаточно обеспечивает выполнение этих требований. Четко поставленные задачи по основным видам деятельности, не находят свое отражение в конспектах занятий. Большинство занятий носит характер интегрированных, а не обучающих. В разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» не отражена оздоровительно – профилактическая работа с детьми. В разделе «Художественная деятельность» не затронуто конструирование из строительного материала. В разделе «Развиваем речь детей» авторами представлен стандартный подход к обучению рассказывания и пересказа произведений. В разделе «Ребенок открывает мир природы» нет системного подхода к ознакомлению детей с неживой природой.   В разделе «Ребенок и музыка»   не в полной мере раскрыты виды музыкальной деятельности и недостаточно представлен музыкальной репертуар. Так как программа представлена авторами из Санкт – Петербурга, история и культура других регионов в ней не затронута, что не позволяет у дошкольников формировать интерес, уважение и любовь к культуре и традициям родного края.  

В связи  с этим по  нашему решению  были внедрены новые педагогические технологии в работу с детьми, которые учитывают конкретные условия и особенности контингента воспитанников и создают собственную нетрадиционную модель организации воспитания, образования и развития дошкольников.

Образовательная программа МБДОУ опирается на научные принципы ее построения:

- гуманизация  (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, недопустимость осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков);

- дифференциация  и индивидуализация (развитие ребенка  в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития);

- развивающий  характер (организация воспитательно  – образовательного процесса  с опорой на зону ближайшего  развития каждого ребенка);

- непрерывность образования (обеспечение к концу дошкольного детства равных стартовых возможностей дошкольника для успешного обучения в начальной школе);

- инновационность  (перевод коллектива в поисковый  режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий);

- системность  (образовательная программа –  целостная система высокого уровня: все компоненты взаимосвязаны  и взаимозависимы);

- управляемость  реализацией образовательной программы (регулируется и корректируется на основе мониторинга воспитательно – образовательного процесса). 

 

 

  1.3 ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА» 

 

Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного стандарта  дошкольного образования, выбранным  содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения. 

 

Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую  роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах. 

 

Полезно проектировать  образ выпускника конкретного дошкольного  образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных  учреждений (школах), в которых выпускники продолжат свое образование. Это  будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения. 

 

Мы предлагаем модель выпускника, которая складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:

 

Ø     физического,

Ø     нравственного,

Ø     коммуникативного,

Ø     художественного,

Ø     познавательного. 

 

ПРИМЕР  

 

Физический  потенциал. У ребенка - выпускника детского сада укрепилось здоровье, он стал более закаленным, работоспособным, хорошо физически развитым. Его физическое развитие не имеет отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее.

Изменяются  пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного  возраста. Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начального школьного обучения.

В процессе разнообразных  и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура  пальцев рук, что служит гарантией  овладения письмом.

Он получил  первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно. 

 

Нравственный  потенциал. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным и растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро-зло, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо). 

 

Коммуникативный потенциал. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно. 

 

Художественный  потенциал. Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенность в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика. 

 

Познавательный  потенциал. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного  детства ребенок приобрел ряд  познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и  целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач и рассказывании сказок.

Главное - это  то, что ребенок освоил умение целенаправленно  осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Вместе с  завершением дошкольного детства  заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен  к своему ближайшему будущему. Ему  хочется стать школьником, получить новый социальный статус. 

 

 

 1.4 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ  И НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ 

 

ЦЕЛЬ: обеспечить построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка - физическое, социально - нравственное, художественно - эстетическое, интеллектуальное - во взаимосвязи. Охватить все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде; учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Внедрить новые парциальные развивающие программы для детей дошкольного возраста и экспериментальную деятельность в практику работы новых вариативных форм. 

 

ЗАДАЧИ:  

 

Ø   охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Ø     обеспечение социально - личностного, художественно - эстетического и физического развития детей;

Ø    воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø    осуществление квалифицированной коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей;

Ø    взаимодействие с семьей ребенка для обеспечения полноценного развития детей;

Ø    оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПРОГРАММНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА 

 

 

 

 

Физическое  развитие: 

 

Ø    формировать представления о здоровом образе жизни,

Ø     внедрять в программу работы здоровье сберегающие технологии -«Я и мое здоровье»,

Ø     совершенствовать двигательные навыки,

Ø    воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании,

Ø     формировать представление о своем теле,

Ø    использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности. 

 

 

  

 

2. Социальное  развитие. 

 

Ø    формирование   навыков   культурного   общения       и   разрешения проблемных ситуаций,

Ø    ознакомление с культурными ценностями России и других стран,

Ø    формирование интереса к ознакомлению с родным городом, краем, его историей и культурой,

Ø     усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности,

Ø     развитие речи и форм речевого общения. 

 

 

 

3. Познавательное развитие.  

 

Ø    развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира, дать представление о стихиях мироздания, формировать начала экологической культуры,

Ø    формировать представления о связях между явлениями и предметами,

Ø     дать представление о разных видах труда,

Ø    дать представления о грамматических правилах построения речи,

Ø     обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи, как общекультурным средствам общения,

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста