Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Средний уровень ( 2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: деревьев и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Элементарные практические навыки и умения ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть растения: деревья, цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений. Не сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3
Цель. Определить уровень знания
характерных особенностей времен
года.
Оборудование: карточки с изображением разных времен года; инструкция к проведению.
Инструкция к проведению :- педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему? Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года. Далее предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос.
1. «Когда это бывает?»:Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
2.Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках
.3.С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
4.На деревьях распускаются листочки.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4
Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению:- педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
1.Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос:
2.«Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
3. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
4. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
5.Как ты можешь помочь птицам зимой?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень ( 3 балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка
природы. Понимает
взаимосвязь между
Средний уровень (2балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется
отвечать на поставленные вопросы. Не
имеет представления о том, как нужно ухаживать
за домашними животными и обитателями
уголка природы. Не понимает взаимосвязь
между деятельностью человека и жизнью
животных, птиц и растений. Затрудняется
выражать свое отношение к проблеме.
Задание 5
Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.
Инструкция к проведению:
- животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок
с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
Уровень ниже среднего
(1 балл) - ребенок не справился с
поставленной задачей. По результатам выполненного
задания все дети были распределены на
три группы по уровням развития: высокий
(15-13 баллов), средний(12-8 баллов), низкий
(7-5 баллов). Результаты констатирующего
эксперимента в контрольной и экспериментальной
группах приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Результаты
констатирующего эксперимента в контрольной
группе.
п/п № |
Ф.И.ребенка |
Знания о животных, птицах |
Знания о растит. мире |
Знания о характ. призн.врем. года |
Отношение к миру. природы |
Специальная ситуация |
Сумма баллов |
Уровень эколгических знаний |
1 |
Алина Л. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Каролина Д. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Алеся П. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Таня Б |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Матвей.Т |
|
|
|
|
|
| |
6 |
Паша.В |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Виталик Б |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Маша.К. |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Марина. X |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Дима. Г. |
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н -низкий уровень. Высокий уровень - 1человек. Средний уровень – 5 человек. Низкий уровень -4человека.
Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
п/п № |
Ф.И.ребенка |
Знания о животных, птицах |
Знания о растит. мире |
Знания о характ. призн.врем. года |
Отношение к миру. природы |
Специальная ситуация |
Сумма баллов |
Уровень эколгических знаний |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
| |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Ангелина Д. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
с |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень,
Н- низкий уровень. Высокий уровень - 1 человек.
Средний уровень
- 4 человека. Низкий уровень - 5 человек.
Таблица 3. Констатирующий
срез уровня сформированности экологических
знаний
|
| |
контрольная |
| |
|
|
|
Средний |
50% |
40% |
|
|
|
Наименьшее количество ошибок
допустили Матвей Т. и Оля К. - 2 человека
(высокий уровень). Матвей Т. и Оля К. правильно
выполнили задания. Оля без особого труда
распределила представителей животного
мира по видам, четко отвечала на поставленные
вопросы. Ребёнок самостоятельно называл
разные виды растений. Без помощи взрослого
называла условия, необходимые для жизни,
роста и развития комнатных растений.
Оля знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями уголка природы.
Матвей Т. при ответах на поставленные
вопросы проявляла творчество и фантазию.
Ребёнок правильно называл характерные
признаки времен года. По памяти воспроизводил
сезонные особенности того или иного времени
года. Выражал эстетическое отношение
к природе. Дети правильно нашли выход
из специально созданных ситуаций.
К среднему уровню были отнесены дети
- Алина Л., Каролина Д., Таня Б., Виталик
Б., Дима Г. - 5 человек контрольной группы
и Ангелина Л., Настя П., Марина С., Ангелина
Д. - 4 человека экспериментальной группы.
Ангелина Л. иногда допускала незначительные
ошибки при распределении представителей
животного мира по видам; не всегда аргументировала
свой выбор. Настя П. иногда допускала
незначительные ошибки в названии видов
растений: деревьев, цветов. Практические
умения и навыки ухода за комнатными растениями
сформированы недостаточно.
К низкому уровню развития были отнесены дети - в контрольной группе - Алеся П., Паша В., Маша К., Марина X. - 4 человека и в экспериментальной группе - Ксюша Г., Маша П., Леша М., Жена О., Вадик П. - 5 человек. Вадик П. часто допускал ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялся, а если и отвечал, то в основном неверно. Леша М. не всегда правильно называл характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы. В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах была построена секторная диаграмма (рис.1, рис.2)
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста