Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое. При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и
тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая
состояние растения,
ребенок «сочувствует» ему и помогает.
Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения,
сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно,
дошкольник будет заботиться о зеленых
друзьях.
Дошкольник, который воспитывался
в «зеленой» школе, увидит красоту букета
в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке,
на лугу он будет наблюдательным, любознательным.
Животные, так же как и растения, приносят
большую радость. Дети активно общаются
с ними, ведь мир наших меньших братьев
чрезвычайно привлекателен. В отличие
от растений, животным присуще поведение.
С одной стороны, они похожи на людей: могут
ходить, бегать, лазить, плавать; едят и
пьют; глаза и уши позволяют им видеть
и слышать, то есть воспринимать окружающий
мир и реагировать на него (прятаться,
кричать, убегать, нападать и тому подобное).
Замечая частично внешнее сходство
между человеком и животными, ребенок
с раннего возраста понимает, что последние
- живые существа. С другой стороны, животные
неповторимы и своеобразны как по внешнему
виду, так и по поведению. Например, многие
из них имеют органы, которых нет у людей
- хвост, рога, копыта, плавники, клюв и
тому подобное.
Некоторые животные могут летать, жить
в воде или под землей, впадать в спячку,
то есть делать то, что не свойственно
человеку. Необыкновенность и динамичность
животных очень нравится детям. Но поведение
дошкольника относительно животных всегда
должно быть под вниманием и руководством
взрослого, так как оно может быть опасным
и для животного и для ребёнка.
Умелая организация работы с детьми по
уходу за живыми существами позволяет
педагогу решить задачу воспитания у детей
заботливого отношения к животным и бережного
отношения к природе.
В становлении экологического
сознания особенное место принадлежит
игровой деятельности. Именно в ней формируются
у детей моральные нормы и правила поведения
в природе. Педагогически правильно организованная
игровая деятельность позволяет добиться
самого полного самовыражения детей, активности
их действий, которые соглашаются с общепринятыми
нормами и правилами познания окружающей
природы.
Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно
использовать игры нового типа, которые
с одной стороны моделируют само творчество
ребенка, а со второй - обеспечивают условия
для совершенствования его интеллекта.
Это - игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты,
КВНы. В этих играх развивается интеллект
ребенка, его память, мышление, внимание,
умение искать зависимости и закономерности,
которые существуют в природе
скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.]
Кроме рассмотренных выше, существует
еще очень много разных инновационных
форм экологического образования, которые
помогают формировать экологические знания
и которые являются обязательным компонентом
формирования экологической культуры.
Это - путешествия, экскурсии в природу,
экологические тропы, экологические сказки,
цель которых развивать умение ребенка
самостоятельно размышлять, используя
свой опыт, искать ответы на вопросы, которые
даются в иллюстрациях, картинках, в скрытом
виде, что способствует формированию различных
видов мышления, внимания, память и воображения.
Во взаимодействии с естественной окружающей
средой ребенок - активный субъект. Через
общение, наблюдение, экспериментирование,
игру, природоохранную и другие виды деятельности
ребенок приобретает полезный личный
опыт. Он должен ощутить собственную возможность
познавать мир и взаимодействовать с ним,
понимать то, что наблюдает, правильно
выражать своё мнение, озвучивать чувство.
Показателями такой активности является:
эмоциональное восприятие естественной
окружающей среды; взвешенная самостоятельность
в поведении; навыки практической жизни
в естественной окружающей среде, достоинство
в отношении к его компонентам; владение
средствами самозащиты, умение преодолевать
трудности.
1.3 Роль
экологических знаний в воспита
В условиях глобального экологического
кризиса, переживаемого человечеством,
возникла необходимость в непрерывном
экологическом образовании, основная
цель которого состоит в формировании
нового типа отношения к природе на основе
воспитания экологической культуры личности.
Дошкольный возраст можно рассматривать
как начальную ступень экологического
образования, поскольку именно в этот
период жизни ребенок приобретает основы
личностной культуры, ее базис, соответствующий
широкому кругу общечеловеческих ценностей.
Экологическая культура - это система
знаний, умений, ценностей и чувство ответственности
за принимаемые решения в отношении с
природой. Основными компонентами экологической
культуры личности должны стать: -экологические
знания; -экологическое мышление; -экологически
оправданное поведение; -чувство любви
к природе.
Программой воспитания и обучения
детей дошкольного возраста предусмотрено
воспитание у дошкольников любви к родной
природе, способности воспринимать и глубоко
чувствовать её красоту, умения бережно
относиться к растениям и животным. Первое
отношение к природе складывается у детей
на основе эмоций, чувств, возникших в
ходе созерцания ее красоты. Но одного
лишь эмоционального восприятия для формирования
бережного отношения к природной среде
недостаточно. Воспитатель должен стремиться
соединить возникшие
в результате непосредственного общения с природой чувства
детей с природоохранительными знаниями,
что, в свою очередь, станет побудителем
различной природоохранительной деятельности.
В старшей группе детей учат внимательно
наблюдать явления природы и
устанавливать простейшие связи между ними. Детей этого возраста подводят к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должны знать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро
растет, начинают
поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи.
Главная цель экологического воспитания
- формирование начал экологической культуры:
правильного отношения к природе, к себе
и другим людям, как части природы, к вещам
и материалам природного происхождения.
Правильное отношение строится на элементарных
знаниях экологического характера, которые
в дальнейшем определяют мотивы поступков
и поведения.
Экологические знания - это сведения
о взаимосвязи растений и животных со
средой обитания, их приспособленности
к ней; о человеке как части природы; об
использовании природных богатств, загрязнении
окружающей среды и т.д. Знания - не самоцель
в экологическом воспитании, но необходимое
условие для выработки отношения к окружающему
миру, которое должно носить эмоционально-действенный
характер и выражаться в форме познавательного
интереса, гуманистических и эстетических
переживаний, практической готовности
созидать, охранять все живое, бережно
обращаться с вещами не только потому,
что это чей-то труд, но и потому, что на
их изготовление были затрачены материалы
природного происхождения.
ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.
2.1 Выявление уровня сформированности
экологических знаний у детей (методика
и результаты констатирующего эксперимента).
Для того чтобы ребенок мог
осознанно и правильно относиться к объектам
природы, он должен обладать элементарными
экологическими знаниями, характерными
для данного возраста. Для осуществления
экспериментальной работы были поставлены
следующие задачи:
- выявить уровень знаний детей о мире
животных, о растительном мире, о неживой
природе, о временах года, отношение к
миру природы;
- определить морально-ценностное отношение
к природе у детей;
- выявить у детей практические навыки
бережного отношения к объектам природы.
Приступая к констатирующему эксперименту,
следует отметить, что экологическая культура
имеет отчётливые внешние проявления,
а именно:
ценностное
отношение к природе, к себе и
к другим людям как часто природы, к вещам и материалам
природного происхождения. Ценностное
отношение к природе базируется на элементарных
знаниях, которые и обозначают мотивы
поступков и поведение дошкольников. Обязательным
компонентом процесса формирования экологической
культуры являются знания и умения, а конечным
результатом - соответствующее осознанное
правильное отношение к окружающему миру.
Констатирующий эксперимент проводился
на базе МБДОУ №3, с. Пестрецы Пестречинского
района. В экспериментальную и контрольную
группы были выбраны дети старшей группы,
приблизительно равные по уровню развития,
в количестве 20 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке
в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента
было выявление показателей навыков экологической
культуры у детей старшего дошкольного
возраста.
Для констатирующего эксперимента
были подобраны следующие задания:
- контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;
- моральная
ситуация для определения
- специальные
ситуации для выявления у
Тестирование
детей проходило в
Задание 1
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных (домашних и диких).
Оборудование: два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображено голубое небо, ветви деревьев и земля; фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца; фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.
Инструкция к проведению:
- в игровой
форме ребёнку предлагаем
1.Как называется животное (птица)?
2.Какие его характерные особенности ?
3.Чем питается животное (птица)?
4.Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Средний уровень (2 балла). Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).
Задание 2
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон;
Инструкция к проведению: - педагог называет ребёнку четыре комнатных растения, просит ребенка показать эти растения. Затем задает вопросы:
1.Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
2.Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
3.Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
4. Далее из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
а) сначала деревья (берёза, липа, тополь);
б) деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
в)ягоды и грибы (земляника, опята);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста