Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Ø    формировать элементарные математические представления,

Ø     развивать конструктивное мышление.  

 

 

 

4. Художественно - эстетическое развитие. 

 

Ø    формировать эстетическое отношение к миру   и   способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства,

Ø     развивать   художественные   способности   ребенка   (музыкальные, литературные, изобразительные),

Ø     развивать   детское   творчество       в   различных   видах   детской деятельности,

Ø     формировать умение интегрировать различные виды деятельности,

Ø     поощрять стремление к самостоятельной творческой деятельности. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПРОГРАММА

Развития  муниципального дошкольного образовательного учреждения

 

с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

на 2010– 2011 год 

 

 

 

Разработчики:Додосова ТН,Валиуллина МИ

 

1.     ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

о МДОУ  

 

Современное образование  находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому  способствуют как социальные, так  и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.

Многочисленными исследованиями в области философии, социологии, психологии, педагогики доказано, что период дошкольного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентации в окружающем мире,  усвоения ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности ДОУ: возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры, чувства любви к природе, родному краю, в котором они живут и развиваются, поиске новых форм функционирования образовательного учреждения.

Разработка  нового содержания детского сада потребовала  по – новому подойти к его отбору с учетом природы, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей района, в котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания  работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребенка. Это потребовало наличие изменений в определенных способах деятельности, процессе, который он проходит, пути конструирования себя как субъекта собственной жизни, как личности.

Педагогический  процесс переориентируется на создание условий для развития образа духовного  «я» ребенка, где составляющими являются:

- активная внутренняя  потребность и стремление к  свободе, любви, истине, правде, доброте,  красоте как к основным человеческим  ценностям;

- умственные  способности: сенсорные, интеллектуально-познавательные, ценностно-эмоциональные и ценностно-смысловые, направленные на усвоение и самостоятельное порождение способов познания закономерностей окружающего мира;

- творческие  способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные), обуславливающие неповторимую  индивидуальность личности;

- коммуникативные умения, позволяющие познать, оценить и изменить мир природы;

- эмоционально-рефлекторные  качества, выражающиеся в эмоционально-положительном  отношении к оценке себя, самооценке, саморегуляции, самосохранении жизни  и здоровья.

Дошкольное  образование сегодня направлено на создание духовной пространственно-предметной среды, предпосылок для раскрытия способностей ребенка.

Материальная  база претерпевает большие изменения: созданы, организованы и переоборудованы  методический и логопедические кабинеты, музыкальный зал, центры исследовательской деятельности, спортивный зал, созданы условия для театрализованной и концертной деятельности и др.

Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствовала целенаправленная система  деятельности по укреплению и развитию связей с наукой и передовой практикой: курсы, семинары и консультации на кафедрах дошкольного образования (КГПУ, МИПК СНПО), коррекционная работа. Таким образом, коллективом МДОУ Пестречинского  детского сада № 3 «Солнышко» созданы традиции, полноценное пространство и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка. Насыщенное и безопасное развитие и существование детей, взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве, приоритет развивающих и воспитательных задач способствуют успешной социализации детей и закладывают у них основы общечеловеческих знаний   

 

2.     ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

состояния воспитательно-образовательного процесса 

 

Ориентиры модернизации системы российского образования  – доступность, качество, эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Наличие инноваций, их удовлетворение детей и родителей, а также стабильное функционирование и отражение насущных потребностей и возможностей ДОУ способствовали качественным изменениям нашей деятельности. Анализ педагогической деятельности показывает, что нам удалось оптимально совместить инновационные программы с уже существующими. А мы готовы к инновационной деятельности, творчеству и поиску оптимальных путей достижения новых качественных результатов, созданию педагогического сообщества и коллектива единомышленников.

Образовательный процесс строим по программам и технологиям:

- -  «Детство»: программа развития и воспитания детей в детском саду - под редакцией доктора педагогических наук профессора В.И. Логиновой  - СПб., 1995г.

- «Воспитание  здорового ребенка» - под редакцией М.Д. Маханева – М., 1998г.

- «Программа-Я  и мое здоровье»-под редакцией  Тарасовой ТА,Власовой Л С.

 «Программа  воспитания экологической культуры  в дошкольном детстве» - под редакцией С.Н. Николаевой – М., 2000.

По программе  «Детство»  продолжаем  работать (третий год) В результате создано  образовательное пространство, предметно-развивающая  среда, показателям эффективности, которых является высокий уровень развития детей в группах на этапе выпуска в школу. Эта программа позволяет решать задачу развития одаренности ребенка, а также оказания поддержки в проявлении их творческих дарований. Мы знаем, чем успешен каждый ребенок, могут спроектировать содержание работы с ним с выводом на прогнозируемый результат. Развитию творческого потенциала детей способствует создание кружков, рекомендации родителей, взаимодействие с педагогом, музыкальным руководителем и другими специалистами, а также с сотрудниками других образовательных учреждений, которые посещают некоторые дети (художественная школа, музыкальная школа, библиотека).  

Программа развития практически реализована, что свидетельствует  о правильности выбора коллективом  стратегии развития образовательного учреждения, его приоритетов и ориентиров на конечные результаты.

Анализируя  работу, мы делаем  анализ за 2 года деятельности в инновационном режиме по программе Детство», где взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном воспитательно-образовательного процесса, который базируется на гуманизации способов общения с ребенком:

·        использование новых форм работы с детьми, направленных на реализацию индивидуального подхода;

·        проведение специальных мероприятий по созданию положительного психологического климата в коллективе.

Взрослые реализуют  позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его  достоинство.

Неоднократное анкетирование родителей и беседы с детьми показывают, что преобладающее большинство высоко ценят и любят детский сад.

Работа по программе  «Детство» направлена на обеспечение  единого процесса социализации и  индивидуализации личности ребенка. Это  позволило решить проблему трех взаимосвязанных  субъектов пространств развития – родители, дети и педагоги, - поднять на уровень партнерства, ДОУ детского сообщества и этим сформировать свой авторский уклад дошкольной жизни. Наши усилия  направлены на формирование детского коллектива и организацию совместной деятельности, поддержку интереса и внимания каждого ребенка на занятиях и в других видах деятельности.

Такой подход в  работе способствует качественному  обновлению педагогического процесса. В соответствии требованиям государственного стандарта особое внимание уделяется  психолого-педагогическим условиям развития игровой деятельности в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов в формировании игрового опыта ребенка и создании развивающей предметно-игровой среды.

В ней созданы  условия для индивидуальных и  коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, проектной и интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Полностью обновлена методическая и художественная литература в группах. Сделаны подписки на методические журналы и информационные сборники, скомплектованы справочники, пособия, нормативные документы.

Нами даются рекомендации для каждого ребенка. Сбор информации и наблюдения помогают установке временной динамики психологических, деятельных и эмоциональных качеств  детей. Устанавливается щадящий режим, закаливание, двигательная активность – все согласовывается с родителями. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни (сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему, закаливание и охрана здоровья детей, ознакомление с основами валеологии) дают положительные результаты.

художественно-эстетического воспитания детей: детям предоставляется возможность лепить, рисовать, выполнять аппликацию из любого материала, с уважением относятся к продуктам детского творчества, способствуя самореализации детей в изобразительной деятельности. Они предоставляют детям возможность проявлению творчества, что направлено на воспитание эмоцианально-положительного отношения детей к художественной деятельности. В такой творческой атмосфере они активно развиваются, чувствуют, что их умения и способности будут использованы.

Исполняя роли сказочных героев, дети приобщаются  к культуре своего народа, непроизвольно  вовлекая себя в то отношение к миру, который дает силу, чтобы прожить жизнь. Играя различных героев, ребенок приобретает ценные качества: свободная игра воображения, пополнение словарного запаса, выражение мыслей мимикой, жестами, движениями тела, пользование словом, умение различать реальное и фантастическое.

Развитие экологического воспитания строится в системе. Воспитатели формируют у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе, воспитывают чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Путем целенаправленного общения с окружающей средой (на прогулках, экскурсиях, в группах) воспитывают у детей заботливое отношение к природе. Все это прививает у ребенка нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.

Русское народное творчество знакомит дошкольников с истоками народной культуры, учит восхищаться силой рук и ума человека, развивает духовность. У детей проявляется интерес к истории русского народа, к его жизни в разные времена, к его великой музыке. Воспитатели учат детей слушать сказки, понимать загадки, любить потешки, рассказывать пословицы, учить скороговорки и в результате обогащать детей теплотой народной поэзии. Изучая колыбельные, песни. Частушки и музыкальные инструменты дети учатся богатству мелодии, разнообразию ритма и выразительности языка. Дошкольники получают представление о народных промыслах. С большим интересом дети знакомятся с русской кухней: тестом, овощами, чаепитием. Результаты своих знаний они показывают при проведении народных праздников. Яркие народные костюмы воздействуют на зрительные центры и улучшают эмоциональное настроение детей и взрослых. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление, снимают страхи, агрессию, замкнутость, развивают речь и обогащают словарный запас детей, в игровой форме дети осваивают традиционные стили общения. В совместных мероприятиях воспитателей, детей и родителей происходит сплочение и познание нового как в народном творчестве, так и в отношениях взрослых и детей.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста