Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

Первоначально внимание детей необходимо акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности  питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе.

Особенно  поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.

Бесспорно, экологические связи в природе  намного сложнее, но у детей этого  возраста формируют лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическое единство.

Дошкольные  программы ознакомления детей с  миром природы совсем недавно не включали «человека» в круг объектов исследования. Из-за этого ребенок не мог почувствовать себя частью биосферы. Чтобы помочь малышам осознать  тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов.

 

 

1.3. Морально –  ценностный подход к проблеме  отношения детей дошкольного  возраста к окружающей среде

 

Эмоционально-ценностное отношение  к природе как составляющая экологической  культуры личности формируется в  процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением  социально-исторического опыта в  процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает  целеустремленное развитие моральных  чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения.

Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного  отношения, которая проявляется  в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими  людьми, объектами и явлениями  окружающей среды, гуманного отношения  к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у  ребенка сформированы начала моральных  чувств, то он будет понимать другого, а, следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное, будет пытаться помочь, защитить.

Природа является носителем  эстетического, благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе.

Воспитательный процесс  должен быть сбалансирован так, чтобы  дети, любуясь красотой природы, проникались  судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться  красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно  развивать, превращая в активное влечение к деятельности».

Педагог стремится наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что « добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что  когда ребёнок вырастит розу, чтобы  любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение  красой и создание этой красы для  счастья и радости другого  человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро.14

Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой  покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для  живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети,   более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать  не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей  позиции возвеличивает его в  собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное  растение не может развиваться, как  здоровое, его рост прекращается. К  сожалению, таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Беззащитными чувствуют  себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают  за муравьями, жуком-солнышком, другими  насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький  ребенок против муравья или бабочки  – почти великан, поэтому может  нанести им вред.  Внимание детей  стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого  зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие.

Для воспитания у детей  гуманного отношения к живым  существам очень полезны обитатели  уголка природы и домашние животные. Периодически  осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев  растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения  (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью  зависят от нас – людей.

Детям нравится рассматривать  домашних животных. Главное – заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Ценным является то, что дети учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды.

Важной составляющей морально-ценностного  отношения к природе является формирование у детей этических  представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого  отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение». Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия.

Детям свойственно сначала  оценивать поступки других, а в  дальнейшем и собственные. Поэтому  дошкольников необходимо знакомить  с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать  поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких  приемов содействует развитию у  детей самокритичности, умение анализировать  свои поступки, сравнивать их с поступками других.

Сформированные этические  представления могут быть реализованы  в поведении детей только с  условием, когда моральными нормами  в своей деятельности, быту руководствуются  взрослые, прежде всего – родители. Если поведение родителей, воспитателя  противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.

Педагогически подходящим является ознакомление детей с заботливым отношением к природе в пределах города, государства. Это подкормка  животных зимой, высадка деревьев, создание заповедников, ведение Красной книги  Москвы и тому подобное. Рассказывая  об этих мероприятиях, необходимо акцентировать  внимание детей на том, что именно так люди заботятся о родной природе.

Морально-ценностное отношение  к природе предусматривает формирование способов морального поведения и  деятельности детей, умения руководствоваться  этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических  исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что  видит, и почти 90% того, что делает. Моральные поступки – беспокойство о животных и растениях, которые  есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде  – начало  создания активных ценностей. Сначала малыши присматривают за живыми существами вместе со взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые должны систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех. Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц.

Благодаря прогулкам в  природу дошкольники упражняются  в моральном поведении. Одно из важных заданий – не только научить ребенка  заботиться о живых существах, но и  создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или  растение, которое нуждается в  помощи.

Воспитатели дошкольных учреждений и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения  к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него морально-ценностного отношения к природе. Потому что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам15.

Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы  ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой  форме жизни, чтобы дети привыкали  и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и  всё, что их окружает – в природе  всё красивое и интересное. Природа  помогает нам жить и радует нас, поэтому  в детях необходимо воспитывать  экологическую культуру, умение вести себя в природе – в окружающей среде, учить осознавать себя частичкой природы.

В последние годы активно  разрабатывается вопрос содержания экологического образования дошкольников. Многообразие появившихся в последнее  время программ и их методическое оснащение свидетельствует о  большом интересе к проблеме формирования экологической культуры у дошкольников.

Комплексные программы –  «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство»  предусматривают экологическое  воспитание детей.

Авторы программы «Радуга» придерживаются мнения, что воспитательно-образовательная  работа должна быть ориентирована на формирование психических новообразований. В старшем дошкольном возрасте - это произвольность психических  процессов. Исходя из этого положения, программы ставит задачи: развитие познавательных процессов и воспитание положительного отношения к миру. Интеллектуальный компонент экологической  культуры представлен сведениями из ботаники, зоологии, анатомии. Значительное место в программе отводится  ознакомлению с фактами из мира природы  – жизнь динозавров, многообразие экзотических растений и животных, строение солнечной системы. Такие  знания не могут чувственно представлены детям. Явления и объекты природы, непосредственно окружающие ребенка, напротив, остаются за пределами внимания педагога. И поэтому подобный подход не обеспечивает формирование ценностного отношения к природе. Перечисленные в программе нормы поведения ребенка в природе - «не дразни животных», «не бросайся камнями», также недостаточны, носят характер запретов и подкрепляются знаниями.

Главная задача экологического образования дошкольников, считают  авторы программы «Детство» - развитие экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение  к окружающей социальной и природной  среде и здоровью.

Главные идеи данной программы: идея единства человека и природы; идея единства живого и неживого в природе; идея разумности и гуманности человека, сообщества людей; идея системного строения природы. Важно, по мнению авторов, помочь ребенку осознать себя частью природы, с помощью взрослых найти свое место в мире, формировать у дошкольника умение познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ, и на этой основе воспитывать активное заботливое отношение у детей ко всему живому, что их окружает.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста