Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65
Ученые подтверждают: как и сами народы, принадлежащее им искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая художественный язык произведений, развивая исторический, социальный и нравственный опыт многих поколений.
Одним из древнейших видов народного искусства по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей, является декоративно-прикладное искусство.
«Декоративное» по-латыни означает «украшать», а «прикладное» указывает на практическую полезность созданных этим искусством предметов. Основное назначение декоративно-прикладного искусства – сделать красивым предметное окружение человека.
Процесс становления декоративно-прикладного искусства, как одного из видов народного искусства, прошел ряд этапов. Начало было положено в глубокой древности при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. Общественное разделение труда на стадии мануфактуры привело к появлению специалистов, в чьи функции входила эстетизация выпускаемой продукции. С расширением промышленного производства, с появлением дизайна как нового вида деятельности, формирующего технико-эстетические качества предметно-пространственной среды, возникает и художественная промышленность.
Сегодня произведения декоративно-прикладного искусства входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающими нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
В этом виде народного искусства используется самые разные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани и т.д. Большим разнообразием отличаются, технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литью, резьба, ткачество, вышивка, шитье, мозаика. Если воспроизведение идет механических путем, то произведение декоративно-прикладного искусства достаточно широко тиражируются. И в то же время художники-профессионалы создают уникальные и малосерийные изделия.
Психологи и педагоги отмечают, что у детей младшего школьного возраста можно вызвать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства, развить художественный вкус. Младшие школьники способны проявлять отзывчивость на специфические выражения этого вида искусства, благодаря целостности восприятия детей этого возраста, которая выделяется в исследованиях психологов В.В.Давыдова, А.А.Мелик – Пашаева.
Декоративно-прикладное искусство часто сравнивают с детским творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между тем, существует коренное различие: декоративно-прикладное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, что отсутствует в детском творчестве. Поэтому задача учителя – обеспечить необходимую художественно-эстетическую подготовку учащихся, сделать искусство действенным средством познания окружающей действительности, максимально приблизить детей к народному искусству.
Таким образом, реализация задач эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования системы художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений народного искусства, но и на развитие практической деятельности учащихся способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, в том числе на занятиях декоративно-прикладным искусством, которое является эффективным средством развития художественного восприятия и мышления младших школьников, позволяет им практически реализовать свои творческие замыслы, повысить общий уровень художественно- эстетической воспитанности учащихся.
Важность искусства в эстетическом
воспитании не вызывает сомнения, так
как оно является собственно его сутью.
Особенность искусства как средства воспитания
заключается в том, что в искусстве "сгущен,
сконцентрирован творческий опыт человека,
духовное богатство" (24; 75). В художественных
произведениях различных видов искусства
люди выражают свое эстетическое отношение
к бесконечно развивающемуся миру общественной
жизни и природы. "В искусстве отражается
человеческий духовный мир, его чувства,
вкусы,
идеалы" . Искусство дает огромный материал
для познания жизни. «В том-то и заключается
основная тайна художественного творчества,
что художник, подмечая основные тенденции
развития жизни, воплощает их а такие полнокровные
художественные образы, которые с огромной
эмоциональной силой действуют на каждого
человека, заставляя его постоянно размышлять
о своем месте и назначении в жизни» (24:80).
В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение» (62;53).
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
"Постижение искусства
есть познавательный процесс
глубоко творческого характера"
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Рассматривая проблему эстетического воспитания
средствами искусства необходимо учитывать
возрастные особенности школьников. А.И.
Шахова, старший научный сотрудник НИИ
общих проблем воспитания АПН справедливо
заметила: "Нельзя требовать от ребенка,
чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская
мадонна", но можно и нужно так развивать
его способности, его духовные качества,
чтобы, достигнув определенного возраста,
он мог наслаждаться творчеством Рафаэля.
Воспитание искусством тем самым преследует
цель, прежде всего воздействия на внутренний
мир ребенка, на его индивидуальное духовное
богатство, которое определит и его дальнейшее
поведение.
В связи с этим становится совершенно
понятно: для того, чтобы вести ребенка
по пути творческого постижения искусства,
нужно знать, как воздействует искусство,
в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Созерцая живописные полотна, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно»(20;25).
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего ,начинается с восприятия. Особенностям восприятия искусства детьми и посвящен данный параграф.
Итак, произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важные этапа восприятия художественного произведения школьником.
К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.
"В том, мимо чего
прошел ребенок, нередко остается
существенное и важное, без чего
невозможно воспроизведение
С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.
Первичное освоение произведения искусства предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. Д.Б. Лихачев уделяет особое место в своей работе вопросам методики. "Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.
Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и лент с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к чтению в лицах и драматизации, коллективному пению, просмотру фильмов, картин, диапозитивов, спектаклей и телепостановок. Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах, совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач"(59;33).
На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания.
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.
В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.
Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Д.Б. Лихачев характеризует, как организацию процесса "получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства"(60;22). Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.
Он утверждает, что при изучении литературы ничто так не свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия, как чтение им наизусть стихов, отрывков прозы, выразительность и эмоциональность этого чтения. Пренебрежение к заучиванию не только ослабляет память детей, но и, главное, обедняет их духовно. На этом этапе работы по восприятию художественного произведения огромную роль он отводит таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий.
На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.