Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

чистый диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

В процессе преподавания художественных дисциплин укореняется бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов обучения. Тем не менее, именно обучение искусству обладает богатыми возможностями формирования духовности личности. В народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкусы народа. Это серьёзная философская проблема,  изучение которой, тем не менее, возможно и необходимо начинать в младших классах.

Например, Н.М.Конышева не ставит задачу растолковать детям всю глубину народной культуры, обращает внимание младших школьников на мировоззренческий смысл народного искусства:

для учащихся второго класса предлагает включить блок уроков «Учимся

у народных мастеров».Это начальный этап, но уже здесь школьникам дается информация о знаковой системе народного искусства; о неслучайном выборе образов доя народных изделий; дается первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении его в быт.

Всё демонстрируется на наглядных примерах. Задача состоит в том, чтобы в первую очередь показать общность, универсальность народного искусства, его основной смысл, а усвоить затем частности (скажем, чем различаются дымковская и филимоновская игрушки) школьникам будет нетрудно.

Этот блок уроков позволяет создать, разумеется, очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве; здесь закладывается база для последующего, более обстоятельного изучения этой проблемы, к которой возвращаются главным образом в четвертом классе, где она является центральной. На этой ступени рассматриваются особенности культуры разных народов, отраженные в создаваемой ими предметной среде.

Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремёсел, с тем чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.

Большой осторожности от учителя требует отбор материалов о народном искусстве, которые в силу возрастающей актуальности этой проблемы  теперь появляются в большом количестве.

Пожалуй, одним из лучших способов ознакомления детей с народной эстетикой является изучение её на материале родного края. Этот путь был предложен профессором Т.Я. Шпикаловой и благодаря поддержке специалистов на местах этот опыт постепенно распространяется. Однако учителю не следует забывать, что местные традиции имеет смысл осваивать на фоне общечеловеческих культурных канонов.

Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой ими  предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.(57;20)

До сих пор ведутся споры о том, что есть художественное развитие:

- приобретение знаний  об искусстве;

- включение в искусство;

- формирование личности  через искусство.

Если исходить из традиционной системы преподавания искусства, то можно сделать вывод, что несмотря на провозглашение глобальных целей, обучение протекало в русле приобретения школьниками знаний, умений, навыков. Нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей. (Л.Т.Зырянова. Творческая персонально-педагогическая интегрированная программа «ЛАД». – Челябинск, 1999.- с.3.)

Таким образом, проблема модернизации художественно-эстетического воспитания в школе остается одной из актуальных. Изучением и решением данной проблемы занимались многие ученые и педагоги-практики. Поэтому целью исследования было  - изучение программ по художественно-эстетическому  воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная авторским коллективом во главе с прфессором Т.Я.Шпикаловой,  решает эту актуальную задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыки).

Цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественной

образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка.

Содержание программы раскрывается по видам народного искусства:

1.Изобразительное, народное  и декоративно-прикладное искусство:

а) Основы художественного изображения.

б) Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.

в) Народный орнамент России: творческое изучение в процессе

изображения.

г) Художественный труд на основе знакомства с народным и деко-

ративно-прикладным искусством  (основы художественного

ремесла).

2.Устное народное творчество:

а) Учебный материал, воспринимаемый изустно.

б) Учебный материал для обучения чтению.

в) Детский праздник.

Программа составлена достаточно подробно, что должно способствовать более грамотному использованию её учителем. Во все разделы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает учителя на выбор методов и форм проведения занятий.

В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности. В основу положены творческие принципы народного искусства, общий для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации). (66;67.)

Кроме авторского коллектива во главе со Т.Я.Шпикаловой над проблемой модернизации художественно-эстетического воспитания младших школьников работал Б.М.Неменский. Он создал свою собственную программу «Изобразительное искусство и художественный труд», которая решает следующие задачи:

- увлечение искусством;

- приобщение к художественной  культуре:

a) Суть, содержание искусства (социальный опыт).

Те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство. Формирование активного эстетического отношения к действительности ( в том числе и к народным художественным традициям). Искусство формирует именно эстетические критерии человека.

b)   Творческий опыт искусства.

Систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.

c) Язык искусства (профессиональный  опыт).

Обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Программа рассчитана на девять лет обучения, первый этап – начальная школа.

Общая тема: «Основы художественных представлений».

Первый класс: Искусство видеть (учимся изображать видимое).

Второй класс: Ты и искусство.

Третий класс: Искусство всюду вокруг нас:

-искусство в твоем  доме;

-искусство на улицах  твоего города (села).

Четвертый класс: Каждый народ – художник:

-искусство твоего народа.

В последнее время появилось ещё несколько программ, связанных с декоративно-прикладным искусством. Например, программа по трудовому обучению для 1-4 класса «Художественный труд» (основы дизайнообразо-вания). Автор Н.М.Конышева.

1.Особенности программы.

Общеразвивающая система интегрированного типа. В основе – предметно-практическая деятельность. Установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения и владения технологиями выступают в качестве средства, но не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд – средство общего развития. Это цель данного курса. На основе данной программы может быть создан интегрированный курс – курс дизайнерского образования учащихся , где речь должна идти о формировании дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов. Дизайнерское мышление включает:

- конструктивность;

- целесообразность;

- вариативность, гибкость;

- чувство стиля и стилевой  гармонии,

Принципы программы:

1.Общекультурные (духовно-нравственные).

Формирование через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных  установок) и от частного к  общему ( в формировании конкретных  знаний и способов работы).

3.Целостность формирования  дизайнерского мышления.

Единство рационально-логического и духовно-эмоционального. В процессе выполнения изделий ученик рассматривает как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические взаимосвязи с этим целым.

4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем  и изделий, творчество учителя.

Задачи курса:

1.Духовно-эмоциональное  обогащение личности:

- формирование представлений  о гармоничном единстве мира  и о месте человека в нем;

- воспитание внимательного  и участливого отношения к  окружающему;

- формирование эстетического  восприятия и оценки вещей и явлений;

- воспитание уважительного  отношения к человеку-творцу.

2.Развитие созидательных  возможностей личности, творческих  способностей.

3.Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического  мышления.

4.Расширение кругозора.

5.Развитие руки, глазомера, через формирование практических умений.

Содержание программы.

Весь курс представляет собой единую систему взаимосвязанных тем,

которые постепенно усложняются. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.   Профессионально-практические знания и умения являются основными элементами.

Первый класс «Умелые руки»: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие цвета и форм в действительности; радость познания и созидания.

Второй класс «В природе, в жизни и в мастерской»: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отображения мира.

Третий класс «Наш рукотворный мир» (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна.

Четвертый класс «Секреты мастеров»: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре.

Как мы видим, идеи эстетического, нравственного воспитания проходят через всю программу, через все классы начальной школы именно на основе народных традиций, на основе декоративно-прикладного искусства, которому автор придает большое значение в воспитании и развитии школьников.

Таким образом, изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства позволило определить, что работа  по модернизации художественно-эстетического воспитания ведётся. И на сегодняшний день в школе мы обязаны подготовить не просто графически грамотного, а художественно и эстетически развитого гражданина. Ограничиться элементарной грамотой на сегодняшнем уровне развития нашего образования мы уже не можем. Иначе получается подмена ценностей искусства, выведение социально-эмоционального его опыта за рамки урока, за рамки школы – на произвол случая.

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства