Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65
Б.М.Неменский: «Именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе «мудрости красоты».Важнейшая задача школы – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры и красоту и богатство родной природы.
2.2. Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников
В начале учебного года был проведен констатирующий эксперимент.
2 ЭТАП: Констатирующий эксперимент.
Цель этапа: выявление уровня художественно-эстетическое воспитание младших школьников.
Содержание эксперимента.
Все задания проводились в начале и конце учебного года, до и после формирующего эксперимента, среди учащихся третьих классов: 3 «А» (контрольный класс – 24 ученика) и 3 «Б» (экспериментальный класс – 22 ученика).
1 задание. Сгруппировать
картинки, которые обладают определенной
эмоциональной выразительностью
Детям были предложены картинки с изображением растений и животных в разной технике исполнения: фотография, рисунок (в цвете и карандашом), стилизованное изображение (дымковская игрушка, резьба по дереву, керамика, вышивка). Свой выбор классификации дети должны были обосновать.
2 задание. На стилизацию заданных форм.
Задача: обобщить форму, придать ей большую цветовую выразительность, украсить средствами линии или цвета. Детям выданы картинки с изображением цветка, необходимо обработать цвет, форму цветка, обобщить её и стилизовать.
3 задание. Ответить на вопросы анкеты, исследующей художественные интересы учащихся. (Приложение 1)
Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на начало учебного года представлен в диаграмме на рисунке 1.
Рис.1. Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на начало учебного года
По всем показателям контрольный и экспериментальный классы примерно равны. Однако настораживает преобладание низкого уровня художественно-эстетической воспитанности в этих классах, что подтверждает необходимость повышения уровня воспитанности.
3 ЭТАП: Формирующий эксперимент.
Данный этап продолжался в течении всего учебного года..
Цель этапа: повысить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, я стремилась к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведения рассматриваемого искусства на уроках художественного труда в третьем классе, имея в виду конечной целью эффективное художественно-эстетическое , творческое развитие личности школьника.
За основу была взята
программа по трудовому
Основной принцип программы
– духовно-нравственное и
Привлекались такие народные промыслы, как роспись Городца, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, произведения мастеров художественных лаков Палеха, керамика Гжели.
При создании и в
процессе восприятия
Методика работы включает
в себя основные этапы
1.Эмоциональное восприятие
произведений народных
2.Познание художественных особенностей произведения.
3.Объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведений.
4. Углубление представлений о художественном образе.
5.Сопоставление произведения
народного искусства с
6. Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного творчества и действительности.
Все этапы работы взаимосвязаны и являются стороной единого учебно-воспитательного процесса.
Основные приемы и формы работы:
1.Беседы с показом образцов произведений декоративно-прикладного искусства.
2. Экскурсия в музей
декоративно-прикладного
3.Выполнение отдельных упражнений.
4.Техническая работа по образцам.
5.Самостоятельное выполнение работ творческого характера.
Программа «Художественный труд»
(3 класс).
Тема: «Наш рукотворный мир».
«Красота +польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. Композиционная целостность (гармония), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкций), единство предмета и среды (стиль).
1 четверть. Содержание: изучение
и анализ форм природы, их переосмысление
в декоративно-художественных
2четверть.Содержание:
3 четверть. Содержание: «красота и уют нашего дома» – стилевое единство, новые приемы обработки ткани, изготовление выкройки. Комплект для кухни: салфетка, прихватка, чайная грелка, сервиз (варианты стилевого объединения), декоративная подушка, обложка для книги (ткань, аппликация), записная книжка (простой переплет), газетница.
4 четверть. Содержание: расширение
представлений о народных
В эту программу
были включены занятия по
Освоение данного способа художественной обработки ткани основано на интеграции знаний и умений в области изобразительной и художественно-трудовой деятельности, что позволяет школьникам воспринимать лоскутное шитьё в контексте народной художественной культуры. Такой подход реализован в программе «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (научный руководитель Т.Я.Шпикалова). Здесь непосредственному знакомству с лоскутным шитьем (4 класс) предшествует продолжительная работа по формированию у детей необходимых для овладения лоскутной техникой умений пользоваться средствами художественной выразительности при создании художественного образа вещи, выполнять орнаментальные композиции по мотивам народных, создавать художественные вещи из ткани.
Подобная система работы позволяет преодолеть «технологический подход» к обучению лоскутному шитью, отличительная черта которого – акцентирование внимания на способах кроя и сшивания деталей.
Народное декоративно-
Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет ученику широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит , во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития младших школьников будет служить теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание будет уделено приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.
В занятиях по лоскутному
шитью был сделан упор на
конструкторской деятельности
Занятия по лоскутному шитью проводились 1 раз в неделю и были рассчитаны на 1 год обучения. В течение этого времени дети познакомились с лоскутным шитьём: с разнообразием видов, вариантов; повысили свой художественно-эстетический уровень. Занятия были рассчитаны на 30 часов.
Систематическое приобщение детей к народному искусству протекало на основном курсе уроков трудового обучения, взятых из программы Конышевой Н.М. «Художественный труд», а на занятиях по лоскутному шитью знания уточнялись, приобщение шло более целенаправленно.
Данные занятия решают следующие задачи:
1. Учить детей бережливости,
экономному расходованию
2. Познакомить учащихся с 6-7 вариантами лоскутного шитья и научиться применять их в изделиях.
3. Развивать трудовые и творческие навыки при работе с лоскутом, изучать волокнистый состав ткани, спектр цветов.
4. Повышение художественно-
Содержание занятий.
Темы |
Основные знания |
Основные умения и навыки |
Объект труда |
1.Вводные занятия.(2 часа) 2.Техника лоскутного шитья: а) шитьё из полос (13 часов); б) шитьё на основе квадрата (10 часов); в) узоры из наборных полос (3 часа);
г) объемные треугольники (2 часа). |
1.Знакомство с историей
возник-новения и разви-тия 2.Знакомство с инструментами, материалами и оборудованием. 3.Знакомство с технологией со-единения деталей между собой. 1.Знакомство с основными вариантами шитья из полос: - диагональная раскладка; - прямая раскладка; - паркет; - елочка; - пашня. 1.Знакомство с основными способами шитья на основе квадрата: - шахматка; - колодец (амери-канский квадрат); - варианты узора «американский квадрат»; -цветные кольца; -русский квадрат. 1.Знакомство с вариантами узоров из наборных полос. 1.Знакомство с техникой работы с объемными треугольниками. |
1.Научиться правильно орга-низовывать своё рабочее место. 2.Научиться под-готавливать мате-риал к работе. 1.Выработка необходимых умений и навыков при работе с по-лоской. 2.Научиться сос-тавлять лоскут-ное полотно из блоков.
1.Выработка ос-новных умений и навыков при ра-боте в данной технике. 1.Научиться составлять узоры из наборных полос. 1.Научиться сос-тавлять
объемные треугольники на |
1.Составление лоскутной карто-теки. 2.Подготовка шаблонов для ра-боты. 1.Подготовка блоков для
сос-тавления лоскут-ного 1.Изготовление изделий в этой технике. 1.Составление узоров из набор-ных полос.
1.Подставка под чайник. |