Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65
В квалификационной работе были решены следующие задачи:
- дан анализ состоянию
художественно-эстетического
- определены уровни
- подтверждена эффективность
программы Конышевой Н.М. «Художественный
труд» и занятий по лоскутному
шитью в повышении уровня
Следовательно, предположения рабочей гипотезы были подтверждены в результате экспериментальной работы.
Список источников и литературы
1. Абдыкеримова М. Педагогические проблемы художественного воспитания. – Фрунзе, 1978.
2. Александрова Е.Е., Жуйкова Е.И. Изостудия в школе: Пособие для учителей. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1965.
3. Алексахин Н.Н. Гжельская роспись // Начальная школа, 1993.- №3,с.39.
4. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М., 1993.
5. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. – Владимир, 1974.
6. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. - М.: Просвещение, 1983.
7. Артёмов Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания // Вопросы философии, 1987. - №4, с.36.
8. Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. – М., 1967.
9. Бабанский Н.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982.
10. Белов Б. Лад: Очерки о народной эстетике.
11. Барадулин В.А., Танкус О.С. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение,1978.
12. Бегак Б.А. Воспитание искусством: Для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1981.
13. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,1988.
14. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство,1975.
15. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л., 1968.
16. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
17. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
18. Бунин В.Р. О художественном воспитании. – Л.: Знание, 1970.
19. Брожик В. Эстетика на каждый день. – М.: Знание,1990.
20. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. – М.: Искусство,1975.
21. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М.: Советский худлжник,1966.
22. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
23. Вашкавичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности. – М.: Педагогика, 1992.
24. Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.
25. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. – М.,1982.
26. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение ,1982.
27. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.: Просвещение, 1990.
28. Вопросы истории и теории эстетики. / Под ред. Афасижева М.Н. – М., 1975.
29. Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Апресяна Г.З. – М., 1970.
30. Вопросы трудового и эстетического воспитания. / Под ред. Васильева К.И. – Воронеж, 1963.
31. Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное рисование в школе. – Л., 1960.
32. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.
33. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.
34. Галкина С.Г. Изокружок в пионерском лагере: из опыта работы.– М.: Просвещение, 1970.
35. Галкина С.Г. Смотрим, рисуем, рассказываем. – М.: Молодая гвардия, 1965.
36. Геращенко Н.В. Основы декоративно-прикладного искусства в начальных классах. / Сб. материалов региональных конференций на тему «Новые системы обучения в начальной школе». – Челябинск, 1993. – с.87.
37. Геронимус Т.М. Информационно-методическое письмо о новой программе трудового обучения для 1-4 классов «Школа мастеров». // Начальная школа. – 1997. - №10. – с.47.
38. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.
39. Гачев Г. Творчество, жизнь , искусство. – М., 1980.
40. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998.
41. Гласс Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976.
42. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. – М., 1977.
43. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986.
44. Гибсон Г. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – М.: Росмэн, 1998.
45. Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры. // Начальная школа. – 1997.- №5.- с.75.
46. Григорьева Г.Г. Игровые моменты в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1995.
47. Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков. – М., 1995.
48. Гряникова В.М. Декоративное панно из лоскутков. // Начальная школа. – 1991. - №2.- с.48.
49. Гряникова В.М., Ковалева О.А. Обучение вязанию на спицах кружевных салфеток и воротничков. // Начальная школа – 1992.- №4.- с.43.
50. Губанова Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда. // Начальная школа. – 1994. - №8. – с.39.
51. Губанова Е.Н., Попова Н.А. Уроки труда: программы, методики, практика. // Начальная школа. – 1998. - №4.- с.61.
52. Гулыга А.В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. – М., 1987.
53. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – м., 1987.
54. Даданя А.Г. Проблема исследования эстетических оценок. // Вопросы социологии искусства. – 1988. - №4. – с.63.
55. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. – М., 1973.
56. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990.
57. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы «Художественный труд»(основы дизайнообразования). //Начальная школа. -1998. -№10. –с.20.
58. Лабковская Г.С эстетическая культура и эстетическое воспитание:Кн. для учителя.
59. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников. -М.,1985.
60. Лихачев Б.Т.Эстетика воспитания. –М.,1972.
61. Макаренко А.С. Воспитание эстетического вкуса. -М.: Просвещение, 1966.
62. Нененский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –М.: Просвещение,1987.
63.Толстой Л.Н. Эстетика. –М: Современник 1972.
64. Ушимский К.Д. Избранные педагогические сочинения.-М.:1974.
65.Устав БОУ «СОШ №122», лицензия А №198014- Омск 2005.
66.Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. //Начальная школа. -1993. -№1 –с.67.
Приложение
Анкета для учащихся.
1.Подчеркни, какой предмет ты больше всего любишь.
- математика;
- русский язык;
- чтение;
2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
3. Подчеркни, что тебе больше всего нравится делать в свободное время:
- слушать и читать книги; - играть в компьютерные игры;
- рисовать; - ходить в театр;
- лепить;
- слушать музыку;
- смотреть телевизор;
4.Какие спектакли и фильмы тебе больше всего нравятся?
- про школу;
- сказки;
- ужасы, фантастика; - исторические, о прошлом.
5.Сколько раз ты был
в драматическом театре?
- ни разу;
- 3-4 раза;
6. Сколько раз в неделю ты смотришь передачи по телевизору?
- не смотрю; - 2-3 раза;
- 1 раз;
7.В каких кружках, секциях
занимаешься или хотел бы