Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

чистый диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

В квалификационной работе были решены следующие задачи:

- дан анализ состоянию  художественно-эстетического воспитания   в начальной школе;

- определены уровни художественно-эстетической  воспитанности младших школьников;

- подтверждена эффективность  программы Конышевой Н.М. «Художественный  труд» и занятий по лоскутному  шитью в повышении уровня художественно-эстетической  воспитанности  младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, предположения рабочей гипотезы были подтверждены в результате экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1.   Абдыкеримова М. Педагогические проблемы художественного воспитания. – Фрунзе, 1978.

2.   Александрова Е.Е., Жуйкова Е.И. Изостудия в школе: Пособие для учителей. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1965.

3.   Алексахин Н.Н. Гжельская роспись // Начальная школа, 1993.- №3,с.39.

4.   Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М., 1993.

5.  Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. – Владимир, 1974.

6.   Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. -  М.: Просвещение, 1983.

7.   Артёмов Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания // Вопросы философии, 1987. - №4, с.36.

8.   Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. – М., 1967.

9.   Бабанский Н.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982.

10.   Белов Б. Лад: Очерки о народной эстетике.

11.   Барадулин В.А., Танкус О.С. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение,1978.

12.   Бегак Б.А. Воспитание искусством: Для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1981.

13.   Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,1988.

14.   Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство,1975.

15.   Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л., 1968.

16.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

17.   Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.

18.   Бунин В.Р. О художественном воспитании. – Л.: Знание, 1970.

19.   Брожик В. Эстетика на каждый день. – М.: Знание,1990.

20.   Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. – М.: Искусство,1975.

21.   Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М.: Советский худлжник,1966.

22.   Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.

23.   Вашкавичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности. – М.: Педагогика, 1992.

24.   Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.

25.   Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. – М.,1982.

26.   Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение ,1982.

27.   Волков И.П. Цель  одна – дорог много. – М.: Просвещение, 1990.

28.   Вопросы истории и теории эстетики. / Под ред. Афасижева М.Н. – М., 1975.

29.   Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Апресяна Г.З. – М., 1970.

30.   Вопросы трудового и эстетического воспитания. / Под ред. Васильева К.И. – Воронеж, 1963.

31.   Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное рисование в школе. – Л., 1960.

32.   Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.

33.   Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.

34.   Галкина С.Г. Изокружок в пионерском лагере: из опыта работы.– М.: Просвещение, 1970.

35.   Галкина С.Г. Смотрим, рисуем, рассказываем. – М.: Молодая гвардия, 1965.

36.   Геращенко Н.В. Основы декоративно-прикладного искусства в начальных классах. / Сб. материалов региональных конференций на тему «Новые системы обучения в начальной школе». – Челябинск, 1993. – с.87.

37.   Геронимус Т.М. Информационно-методическое письмо о новой программе трудового обучения для 1-4 классов «Школа мастеров». // Начальная школа. – 1997. - №10. – с.47.

38.   Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.

39.   Гачев Г. Творчество, жизнь , искусство. – М., 1980.

40.   Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998.

41.   Гласс Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976.

42.   Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. – М., 1977.

43.   Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986.

44.   Гибсон Г. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – М.: Росмэн, 1998.

45.   Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры. // Начальная школа. – 1997.- №5.- с.75.

46.   Григорьева Г.Г. Игровые моменты в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,  1995.

47.   Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков. – М., 1995.

48.   Гряникова В.М. Декоративное панно из лоскутков. // Начальная школа. – 1991. - №2.- с.48.

49.   Гряникова В.М., Ковалева О.А. Обучение вязанию на спицах кружевных салфеток и воротничков. // Начальная школа – 1992.- №4.- с.43.

50.   Губанова Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда. // Начальная школа. – 1994. - №8. – с.39.

51.   Губанова Е.Н., Попова Н.А. Уроки труда: программы, методики, практика. // Начальная школа. – 1998. - №4.- с.61.

52.   Гулыга А.В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. – М., 1987.

53.   Гулыга А.В. Принципы эстетики. – м., 1987.

54.   Даданя А.Г. Проблема исследования эстетических оценок. // Вопросы социологии искусства. – 1988. - №4. – с.63.

55.   Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. – М., 1973.

56.   Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990.

57.   Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы «Художественный труд»(основы дизайнообразования). //Начальная школа. -1998. -№10. –с.20.

58.  Лабковская Г.С эстетическая культура и эстетическое воспитание:Кн. для учителя.

59. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников. -М.,1985.

60. Лихачев Б.Т.Эстетика воспитания. –М.,1972.

61.  Макаренко А.С. Воспитание эстетического вкуса. -М.: Просвещение, 1966.

62. Нененский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –М.: Просвещение,1987.

63.Толстой Л.Н. Эстетика. –М: Современник 1972.

64.   Ушимский К.Д. Избранные педагогические сочинения.-М.:1974.

65.Устав БОУ «СОШ №122», лицензия А №198014- Омск 2005.

66.Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. //Начальная школа. -1993. -№1 –с.67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

                                                                                            Приложение 1.

Анкета для учащихся.

1.Подчеркни, какой предмет  ты больше всего любишь.

- математика;                             - музыка;

- русский язык;                          - изобразительное искусство;

- чтение;                                     - физическая культура.

2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

3. Подчеркни, что тебе больше всего нравится делать в свободное время:

- слушать и читать книги;     - играть в компьютерные игры;

- рисовать;                              - ходить в театр;

- лепить;                                  - петь;

- слушать музыку;                  - заниматься спортом.

- смотреть телевизор;

4.Какие спектакли и  фильмы тебе больше всего  нравятся?         

- про школу;                       - про замечательных людей;        

- сказки;                              - приключения;        

- ужасы, фантастика;         - исторические, о прошлом.

5.Сколько раз ты был  в драматическом театре?        

- ни разу;                            - 1-2 раза;        

- 3-4 раза;                           - больше 4 раз.

6. Сколько раз в неделю  ты смотришь передачи по телевизору?

- не смотрю;                   - 2-3 раза;

- 1 раз;                            - каждый день.

7.В каких кружках, секциях  занимаешься или хотел бы заниматься  после школы?

 

 


Информация о работе Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства