Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

чистый диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей".

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" (59;55).

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним"(59;41).

Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но на мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми"(59;42).

"Художник с помощью  создаваемых им образов видит  в жизни важное, существенное, значительное  и умеет ярко, образно показать  это невидимое, вместе с тем  важное всем. Это постижение уже  открытого художником - сложный и  многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей"(59;64).

  Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

      2.1. Изучение учебных программ по художественно-эстетическому       воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

 

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №122 находится по адресу г Омск улица Полторацкого 51,что делает его доступным для жителей любого микрорайона и позволяет широко использовать в образовательной и досуговой деятельности близость: детской и юношеской спортивной школы, школы искусств, Дворец детского творчества «Свердлова».  Неподалеку от школы находятся детская библиотека.

Деятельность школы осуществляется в соответствии с Уставом, познакомиться с которым можно на сайте БОУ «СОШ №122», лицензией А №198014 , выданной 22 августа 2005 года, и свидетельством об аккредитации ОП№ 001963, выданном 31 декабря 2009 года.

Состав учащихся и режим работы школы

В школе обучаются 554 школьника с 1-го по 11-й класс. На протяжении нескольких лет количество школьников меняется незначительно, что свидетельствует о популярности нашего учреждения в городе.  Состав учащихся школы отражен в таблице:

 

I ступень

1-4 классы         203 чел.

II ступень

5-9 классы          253 чел.

III ступень

10-11 классы      98 чел.

Итого

554 ученика


 

Школа создает все необходимые условия для получения качественного, доступного образования детям, проживающим в районе её расположения. Школа работает в 5-дневном режиме для учащихся 1-4-х классов и в 6-дневном режиме для учащихся 5-11-х классов.

Начальная школа работает  по  пятидневной учебной неделе в  2смены. В первую смену занимаются 1-а, 1 б, 2 а, 2 б и 3 а классы,  3 б, 4 а, 4 б классы  занимаются во  вторую смену    (при 35 минутной продолжительности урока)  в соответствии с информационным письмом департамента образования, культуры и молодежной политики «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области» от 18.08.2008 года, № 9-06/3494–ЛИ.

Всего классов - 22: в начальной школе (1-4) -8 классов, в основной школе (5-9) -12 классов, в старшей школе (10-11) - 4 класса.

Контингент учащихся стабилен. Движение учащихся происходит по объективным причинам (вследствие перемены школьниками места жительства) и не вносит  дестабилизации в процесс развития учреждения. Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПиН.

Престижность получения знаний в школе, ориентация на непрерывность образования, преемственность образовательных программ на каждой ступени обучения мотивируют школьников к учебной деятельности. Поэтому количество учащихся при переходе на следующую образовательную ступень не сокращается.

Набор в школу осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом. Режим работы начальной школы – пятидневная неделя, основной и средней – шестидневная неделя.

Школа существует для учеников, но она не возможна без учителей. В школе на протяжении многих лет не было вакансий. Рядом с опытными ветеранами успешно преподает талантливая молодежь.

В школе работает профессиональный творческий коллектив.

В БОУ «СОШ №122» разработан план переподготовки педагогических работников, который ежегодно реализуется. Систематически отслеживаются личностные достижения педагогов.

Квалификационную категорию, из числа педагогических кадров, имеют:

- высшую квалификационную  категорию – 28 чел.

- первую квалификационную  категорию – 12 чел.

- вторую квалификационную  категорию – 2 чел.

Звания «Отличник народного просвещения» имеют 2 чел., «Почетный работник общего образования РФ»  11 чел., «Заслуженный учитель РФ» - 2 человека, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Таблица 1- Мониторинг развития педагогического коллектива

Показатели/годы

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего

41

41

44

Из них мужчин

3

5

5

Женщин

38

36

39


 

Таблица 2- Уровень квалификации (категории)

Годы

Высшая квалификация

первая

Вторая

2010-2011

22

10

5

2011-2012

23

9

5

2012-2013

26

12

3


 

Цель управления на уровне школы заключается в формировании демократического учреждения, в основу которого заложена идея психолого - педагогических, организационно – педагогических, социально – педагогических и правовых гарантий на полноценное образование.

Управление осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.

Административно – управленческую работу школы обеспечивает следующий кадровый состав:

- директор  Богомазова  Ольга Юрьевна;

- заместитель  директора по учебно – воспитательной  работе Кислер Галина петровна;

- заместитель  директора по воспитательной  работе Сорокина Елена Михайловна;

- заместитель  директора по административно  – хозяйственной работе 

Блошак Галина Николаевна.

Управляющий совет школы является центральной структурой школьного самоуправления и системы государственно – общественного управления школой.

В состав управляющего совета входят:

- директор школы;

- представитель  учредителя образовательного учреждения;

- представитель  шефской организации;

- родители

              Исследование художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства проводилось в 4 этапа:

1. Были изучены учебные  программы по художественно-эстетическому  воспитанию средствами декоративно-прикладного  искусства в школе на основе документов, отражающих практическую деятельность.

2. Констатирующий эксперимент: были выявлены уровни художественно-эстетической  воспитанности младших школьников.

3. Формирующий эксперимент: была проведена работа по повышению  уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников на основе программы Н.М.Конышевой «Художественный труд» и включения в эту программу занятий по лоскутному шитью.

4. Контрольный эксперимент: были сделаны выводы по эффективности  предложенной методики работы  в художественно-эстетическом развитии младших школьников.

1 ЭТАП: Изучение учебных  программ по художественно-эстетическому       воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

Все мы хотим, чтобы наши дети были воспитанными, развитыми, трудолюбивыми и отзывчивыми, тонко чувствовали прекрасное. Гармоничное развитие ребенка во многом определяется уровнем трудового и художественно-эстетического воспитания.

Представление о красивом и безобразном складывается у каждого с детства. Предметы эстетического цикла учат ребенка не просто созерцать окружающий мир, а понимать его, пользоваться накопленным багажом человеческих знаний, чтобы впоследствии уметь ценить и творить прекрасное.

Любой образовательный процесс всегда преследует следующую цель – освоение учащимися знаниями и умениями и развитие личности ребенка. Достигается ли эта цель на уроках искусства?

Обратимся к практике. Чаще музыка, изобразительное искусство, труд выполняют функции дисциплин второго порядка. Если же рассматривать учебные программы с эстетическим уклоном, где этим предметам отводится должная роль, нередко замечаем внутренние противоречия и стихийность. Уроки труда зачастую сводятся к рассмотрению изготовляемых изделий, с чисто внешних поверхностных их проявлений, то есть какой формы изделие, какого цвета, из каких частей состоит. Изделия, нередко, выхватываются, вырываются из системы, что мешает рассматривать сложные взаимосвязи человека с природой, трудом, бытом.

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства