Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция
Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:
21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
Общемировымм идеалом
1.Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, гос-во).
2.Мезофакторы (этнокульт.
3.Микрофакторы (семья, гр.сверстников, микросоциум, институты общ-ва и т.д.).
Стр-ра социализации:
Интеграция(вхождение личности в социум)→ адаптация→ самореал-я (преодоление «-» влияния среды, мешающего саморазв-ю) → саморазв-е (преодоление внутр. противоречий, как движущих сил развития личности).
Социализация (стихийное в/д человека со средой) ↔ Воспитание (целенаправленный и соц-но контролируемый пр-сс социализации).
Вывод: воспитание явл-ся своеобразным
мех-мом управл-я пр-сом соц-
Функции воспитания:
1.упорядоч-е всего спектра
2.ускор-е пр-са соц-ии в целях разв-я личности.
Задачи гумм. воспитания:
1.фил-мировоззренч ориентация
2.оказание помощи в
3.приобщение личности к
4.раскрытие общечел-их норм
5.развитие валеологических
6.формирование соц знач
7.возраждение традиции
8.развитие интеллект-нравств
Модель в.п.
Пед.процесс → в.п. (целенапр-е, контрол-е и управл-е ф-е л-ти) → составляющие: восп-е, самовосп-е, перевосп-е → соц.обусловленность (соц.заказ, соц. условия) → компоненты: содержательно-целевой, орг-управл, процес-деят-ый, результат-оценочный → субъекты восп-я и их в/д: учитель→ученик – учитель оказывает воспитат. воздейсвтие, ученик выражает к нему отношение.
Особенности в.п.: 1. целенаправл, орг, управл, 2. индивид-личн хар-р, 3. длит-ть, отсроч рез-тов восп-я во времени, 4. непрерывность, 5. комплексность, 6. вариативность, 7. неопр рез-тов, 8. 2сторонний хар-р, 9. диалектичность (опр-ся противоречиями в.п. и выр-ся в непрер-ти развития, динамичности, измен-ти восп-я).Противоречия: внешн (школа-семья, школа-СМИ) и внутр (м/у нов.потреб-ми личности и возмож-ми для их удовлетворения). 10.многофакторность. Факторы: объективные (имеющие усл) и субъективные (потребн личности).
Функции в.п.: упорядочивание воспитат. воздействий; ускорение социолизации; побуждение к самовоспитанию; профилакт; перевоспитание.
22. Гражданское и духовно-
Воспитание гражданина одна из важнейших задач и проблем в современной школе. Ее решение связано, прежде всего, с формированием у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Цель: формирование гражданственности как интегративного качества личности.
Компоненты гражданственности: 1.Внутренняя свобода человека. 2.Уважение к гос.власти. 3.Любовь к родине и стремление к миру. 4.Чувство собственного достоинства. 5.Дисциплинированность. 6.Гармоничность проявления патриотических чувств и межнационального общения.
Становление гражданственности
Одним из важнейших направлений гражданского воспитания (ГВ) является становление патриотизма и культуры межнационального общения.
Патриотизм – это качество личности, составляющими которого являются преданность своему отечеству, готовность служить своей родине с одновременным уважением суверенитета других стран и народов.
Очевидно, что патриотизм тесно связан с личностной структурой межнационального общения. Высшим уровнем ее проявления является чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.
Таким образом, в патриотическое воспитание (ПВ) заложена идея уважения и любви к своей родине, гордость за ее успехи и достижения, а в интернационализм идея уважения и солидарности с другими народами, странами.
ПВ и формирование культуры межнационального общения (КМО) осущ-ся за счет включения школьников в активный созидательный труд, привитие бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям малой родины.
ПВ и интернациональное
1.изучение гос.символов;
2. изучение природы родного края, его истории;
3.изучение ин.языков;
4. знакомство с достижениями отеч.ученых, их общественной деятельностью равно как с деятельностью писателей, художников и других представителей общественности.
Другим не менее важным направлением ГВ является формирование правовой культуры личности и предупреждение правонарушений.
Задачи правового воспитания:
1.Довести до сознания
2.Добиться перевода этих норм
во внутренние личностные
3.Содействовать профилактике
Динамика личностно правовой деформации:
Появление пробела и искажений в нравственно волевой
сфере личности→превращение этих пробелов
в относительно устойчивые взгляды и привычки→формирование
мотивации предпочтительного поведения;
включающие антиобщественные цели и средства→искажение
нравственно правового сознания в части
пределов дозволенного поведения→правонарушение→
Школьникам, склонным к правонарушению, как правило, присуще определенная совокупность искаженных с точки зрения общества знаний, интересов, потребностей, отношений к людям. Истоки таких деформаций часто находятся в семье или неблагоприятной среде микросоциума. Причем влияние микросоциума часто оказывается решающим, т.к. для подростков одобрительное мнение сверстников может быть более значимо, чем мнение взрослых. Поэтому в профилактике правонарушений важно не только воздействовать на отдельную личность, но и на всю неформальную группу.
Этапы работы по профилактике правонарушений:
1.Устранение обстоятельств,
2.Оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся с одновременной коррекцией их личностной позиции (1 этап непосредственной профилактики).
3.Аналогичные меры в
4.Воспитывающее воздействие
5.Работа со школьниками уже совершившими преступление, если наказание не предусматривает их изъятие из коллектива (профилактика рецидива).
Духовно-нравственное воспитание. К основным понятиям нравственной культуры, значимым в его формировании у школьников, относятся мораль, этика, нравственность.
Мораль – это обычаи, нравы, правила.
В качестве синонима «морали» часто используют понятие «этика».
Этика – это привычки, обыкновения, обычаи.
В другом значение этика – это философское учение о морали.
Мерой усвоения и принятия человека в морали служит уровень его нравственности.
Нравственность – это
Поведение человека оценивается по степени его соответствия определенным правилам. Правила имеющие общий характер называются нравственной нормой.
Норма – это правило, требования, определяющие как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Именно норма определяет характер взаимоотношений человека с обществом, коллективом, отдельными людьми. Нормы объединяются в группы по областям отношений между людьми. Для каждой такой области можно выделить исходные основания, которым подчиняются нормы – нравственные принципы.
Нормы, охватывающие не отдельные области отношений, а имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями.
Воспринимая требования морали, как правило жизни, общество вырабатывает нравственный идеал – это образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным и полезным.
В совокупности моральные нормы, принципы, категории, идеалы формируют общественное нравственное сознание. Однако, мораль это и форма индивидуального нравственного сознания. Именно она в итоге определяет отношение личности к другим людям, к себе, своему труду, природе и т.д. Формирование этих отношений - важное направление в становлении нравственной культуры личности. Центром этих отношений может стать такое качество личности как гуманность.
Гуманность – это совокупность
нравственно-психологических
Это значит, что гуманность является стержнем гуманистического мировоззрения, в центре которого – человек.
Как качество личность гуманность формируется в процессе взаимоотношений людей. Она проявляется в:
1.доброжелательности и дружелюбии;
2.готовности прийти на помощь к другому человеку;
3.внимательности к окружающим;
4.умении понять другого
5.сопереживании, сочувствии, толерантности.
Важным условием испытания гуманности является организация коллективной деятельности, элементами которой является забота о других, оказание помощи, поддержки, защиты. Кроме того, важную роль играет анализ и обсуждение нравственных проблем.
Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания занимает воспитание сознательной дисциплины культуры поведения.
Дисциплина – это
Дисциплинированность как
Одним из проявлений общественной дисциплины является школьная дисциплина (ШД).
ШД – это принятые в стенах ОУ порядки, соблюдение учащимися и учителями правил внутреннего распорядка взаимоотношений.
Являясь составной частью нравственности дисциплина учащихся заключается в: знании правил поведения, установленного порядка и их сознательном соблюдении.
Соблюдение правил ШД предполагает подчинение требованиям большинства в коллективе. Работы школы и учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения предполагает разъяснение учащимся необходимости соблюдения принятых норм в интересах самой личности, коллектива, общества. Однако, дисциплина не должна рассматриваться лишь как подчинение большинства, она должна выступать субъективной способностью личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически сложившимися способами. Причем способность личности выбирать свою линию поведенияв различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки.
Дисциплинированность как
КП включает:
1.Различные стороны
2.Культуру общения (
Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание