Дети и театральная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Говоровой М. Д-09-31-З.docx

— 163.82 Кб (Скачать файл)

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли  наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам  (дети берут из рук воспитателя  любую карточку, на которой схематично  изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы  и предложения детей;

- если они не отвечают, не  требовать объяснений, а переходить  к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями  произведений выделять время  на то, чтобы они могли подействовать  или поговорить с ними;

- в заключение различными способами  вызывать у детей радость. [11,с.10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методика работы по театрализованной  деятельности 

в разных возрастных группах

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о  том, что на каждом возрастном этапе  подходы к методике работы с детьми должны быть разными. Т.Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает следующие методы и приемы: 

Методика работы с детьми в средней группе

Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для  инсценировки, и выразительно исполняет  его. Затем спрашивает у детей, понравилось  ли оно им или нет. Получив положительную  оценку, предлагает разыграть его  в ролях перед родителями и  повторно выразительно читает ребятам.

Работа над ролью

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
  • После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).[6,с.42]

Методика работы с детьми в старшей группе

Дети стали старше, и теперь они  вполне готовы к волевой регуляции  своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строиться в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над  ролью. По времени проведения этого  этапа рассчитано на целую неделю.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля  и выступлению на сцене. На первом этапе педагог:

-заинтересовывает детей содержанием  произведения, которое будет использоваться  для инсценировки, и выразительно  исполняет его или предлагает  детям самим сочинить спектакль  для своего выступления;

-интересуется, понравилось ли детям  произведение или нет. Получив  положительную оценку, педагог предлагает  разыграть его в ролях перед  родителями и повторно выразительно  читает его детям. Если дети  сами придумывают содержание, предлагает  каждому из них выбрать для  себя роль.

 Работа над ролью

Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средней группе.

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
  • После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).

Работа над этюдами

Очевидно, что вопрос о глубине  сценического перевоплощения в широком  плане этого понятия не может  стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его  знания и представления об окружающей действительности позволяют ему  создать в своем воображении  образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому  при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы.

Начать следует с подготовки атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенную – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей  к обобщенным представлениям о характере  движений данного образа. Это может  звучать так: «Смелые, решительные  зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми  мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь  выставлена вперед, лапы засунуты в  карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».

От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит  к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в зависимости  от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать соответствующую  интонацию, а затем, так же как  и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы  смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая  свою речь жестами лап, глядя прямо  в глаза говорящему, и т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.[6,с.42]

Методика работы с детьми в подготовительной группе

Работа с детьми шести лет  в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п. 

Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог  может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ –  студий актерского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники.

Упражнения

Работу маленького актера над собой  целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих  те или иные действия), которые после  разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей  в игре.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высоко висящего  яблока, сорвать его и быстро  спрятать и т.п.

Упражнение на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с  кистей рук капли воды и  т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку,  представляя, что это змея;

- передавать друг другу кубик  со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую  коробку и по очереди вынимать  от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.[6,43]

Работа над ролью

Работа маленьких актеров над  ролью под руководством педагога строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.)
  • Распределение ролей
  • Непосредственно работа над ролью:

- составление словесного портрета  героя;

- фантазирование по поводу его  дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых  блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев  из жизни героя, не предусмотренных  инсценировкой;

- анализ придуманных поступков  героя;

- работа над текстом (почему  герой так говорит, о чем  он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит  в том, чтобы помочь ребенку  понять, почувствовать все то, что  скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на  игровом пространстве, места его  положения на сценической площадке, темпо ритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с исполнением  умело наложенного грима.

Очевидно, что оправданным на сцене  должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь  какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка  должно быть мотивированным, имеющим  внутренний смысл в рамках той  роли, которую он исполняет. Работая  над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые  им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность  в себе и своих возможностях. [6,с.44]

     Таким образом, мы  видим, что каждый возрастной  этап требует своего подхода  к методике работы с детьми. Разница подхода связана с  пониманием возможностей детей  в каждом возрасте,  с предъявлением  требований к ребенку и ожиданием  определенных результатов.

 

 

 

 

 

1.3.Роль  диагностики в  развитии творческих способностей детей старшего возраста.

 

Диагностикой  музыкального обучения является определение  результатов творческого  процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей  педагогике, в музыкальном  обучении различают  две формы диагностики: диагностирование обучения (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей).

Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального искусства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию.                 Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира».

Методика  исследования должна соответствовать  конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых  явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются  педагогические, социологические, экспериментальные  методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического  опыта, анкетирование, беседа, изучение детских  творческих работ  и документации учебно-воспитательного  учреждения, работа с литературными  источниками и  др.

Информация о работе Дети и театральная деятельность