Дети и театральная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Говоровой М. Д-09-31-З.docx

— 163.82 Кб (Скачать файл)

Показывали  свои сказки и детям  младших групп, а  однажды в литературной викторине в роли “Сказочника” играла мама одного ребенка, и ей самой это  тоже очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько  в их глазах при  этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и  ждут новых репетиций. Вместе с детьми подготовили  и показали театрализованные спектакли по сказкам  “Волк и семеро козлят” “Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, в которых играли сами малыши, что вызывало у них большой восторг от игры.

Таким образом приходим к выводам: Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Контрольный  эксперимент

На этом этапе используются те же диагностические  методики, что и  в констатирующем эксперименте, чтобы  сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. (диаграмма 2)   

Задание№1

1)Прослушать  музыку П.И.Чайковского «Подснежник».

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».Музыку прослушали до конца все дети, некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.  

Задание№2

1)Прослушать  музыку Г.Свиридова «Тройка»

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном инструменте, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек. 

Задание№3

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик»

Детям дана прослушать музыка Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

   Задание№4

1)Прослушать  музыку Э.Григ "Кобольд".

Детям дана прослушать музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек. 

Задание№5

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик»

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек. 

В результате проведения контрольного эксперимента нами получены итоговые  показатели:

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление  диаграмм констатирующего  и контролирующего экспериментов в диаграмме 3

На основе сопоставления данных констатирующего  и контрольного экспериментов  можно судить об эффективности  применяемых методик.

Рекомендации:

    1. Вовлекать  детей в театральную деятельность.
    2. Приобщать родителей в работу театральной деятельности.
    3. Продолжать развивать творческие способности детей, путём театральной деятельности.
    4. Продолжать изучение методической литературы.
    5. Приобщать к театральной деятельности малообщительных и  «закрытых» детей.

 Выводы: Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

 Театральные  игры позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Театрализованные игры мы проводим в утренние и вечерние часы, органично включаем в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В данной работе мной был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной теме, раскрыта роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие старших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время. Был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие  способности –  далеко не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей  будет эффективным  лишь в том случае, если оно будет  представлять собой  целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной  работе мы, на основе изучения литературы  по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

 

Список литературы

 

  1. «Синтез»  программа  развития музыкального восприятия у  детей  на основе синтеза  искусств (6-й  год  жизни) / под  ред. К.В. Тарасовой М.: 1998
  2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей Л:1961;
  3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984
  4. Березина В.Г.,  Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  5. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 1. стр. 17-19.
  6. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 11. стр. 32-38.
  7. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 4. стр. 5-9.
  8. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1981
  9. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.
  10. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
  11. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 12. стр. 73-75.
  13. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
  14. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 2. стр. 54-58.
  15. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 № 7,8. стр. 11-20.
  16. Кудрявцев В.,  Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 9 стр. 52-59, 10 стр. 62-69.
  17. Левин В.А., Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  18. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
  19. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. М, 1982
  20. Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
  21. Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.
  22. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  23. Никитин Б., Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.
  24. Палашна Т.Н., Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 6. стр. 69-72.
  25. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
  26. Полуянов Д., Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.
  27. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 5. стр. 21-27.
  28. Халабузарь П., Методика музыкльного воспитания М., 1989
  29. Шустерман М.Н., "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. 50стр.

Информация о работе Дети и театральная деятельность