Дети и театральная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Говоровой М. Д-09-31-З.docx

— 163.82 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1.

 

Сценарий  сказки “Кто сказал “ Мяу”?

(Для детей старшей группы).

Цель: познакомить  со сказкой В.Сутеева "Kто сказал "мяу"?";учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с символами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение; развивать мыслительные операции анализа (установление различий, исключение лишнего и т.п.).

Музыкальный репертуар: В.Шаинского.

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.

(В  центре зала стоит  домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)

Ведущий:

Жил в  домике Щенок

Веселый, озорной.

Он поиграть бы мог

С тобою  и со мной.

Он лаял очень звонко,

Нисколько не скучал

И мамочку  родную

Совсем  не огорчал.

(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)

Щенок:

Гав, гав, гав! Давайте же будем

Вместе  весело играть.

Вместе  бегать, вместе прыгать.

Кто же будет начинать?

(Танец  Щенка с мамой  Муз.В.Шаинского ).

Вед:

Наш Щенок  был очень весел,

Очень боек, очень скор,

Но устал. И вот, зевая,

Спать улегся на ковер.

(Мама  укладывает Щенка  спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).

Кошка:

Спать улегся без обеда…

Разбужу-ка я соседа.

Погоди-ка милый мой,

Пошучу  я над Тобой

Мяу-мяу! (убегает).

Щенок: (просыпается)

“Мяу!”  кто сейчас сказал?

Кто поспать  Щенку не дал?

Вед:

Выглянул  во двор Щенок,

Видит: Петя-Петушок.

В красных  новеньких сапожках

Учит  всех играть на ложках.

Петушок:

Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!

Научить я всех могу.

(Игра  на ложках).

Щенок:

“Мяу!”  Ты сейчас сказал?

Ты поспать  Щенку не дал?

Петушок:

Я кричу: Ку-ка-ре-ку!

По-другому  не могу. (Уходит).

Вед:

Загрустил совсем Щеночек

Поскорей  узнать он хочет.

Кто же “мяу!” говорит,

И подальше прочь бежит.

(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)

Щенок:

“Мяу!”  кто сейчас сказал?

Кто поспать  Щенку не дал?

Лягушка:

Я зелененькое  брюшко,

Пучеглазая  Лягушка.

Всем  кто спросит без  труда,

Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).

Ведущий:

Вдруг опять он слышит “Мяу!”……

Видит он цветок в саду,

Подошел Щенок к цветку,

Нос свой сунул, отбежал.

Щенок:

“Мяу!”  кто сейчас сказал?

Пчела:

Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,

Береги  свой бедный нос.

Ж-ж-ж, не будешь зря соваться

Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит  щенка в нос).

(Щенок  закрывает свой  нос и обегает  вокруг домика).

Щенок:

Ай, как  носик мой болит,

Ай-яй-яй, как он горит!

Я теперь несчастный самый,

Позову  на помощь маму.

Мама  знает все на свете,

И на мой  вопрос ответит.

Мама! Мама!

Мама:

Что, сынок?

Щенок:

Я прилег поспать часок,

Кто-то громко мне сказал:

“Мяу!” - сразу убежал.

Мама:

Просмотри-ка на окошко,

Кто сидит  там, видишь?

Щенок

Кошка.

Мама:

Кошка “мяу” говорит,

А еще  она урчит.

Кошка:

Мур-мур, мяу.

(Кошка подходит к Щенку)

Щенок:

Подсказала  моя мама

Это Ты сказала “Мяу!”.

Кошка:

А сегодня  мы вдвоем

Вместе  песенку споем. (Поют песню "Моя Мама")

Ведущий:

Мамы  деткам помогают,

Мамы  их оберегают,

Учат  мамы всех детей

И больших  и малышей.

Зверюшки  поют песню про  маму.Муз.реперт.В.Шаинский.

Дети  кланяются. Занавес  закрывается.

 

 

 

Приложение 2

 

Методики диагностики  творческих способностей для детей 

4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

 

1. Методика« Солнце в комнате» 

 Основание. Реализация  воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого  воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи. Обогащение представлений  детей солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной  творческой деятельности дошкольников. 

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится  человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьев «Дождь и радуга»  

Инструкция к проведению. 

Воспитатель, показывая ребенку  картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении

деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной» . 

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто объяснить,  что нужно сделать для «исправления» картинки. 

Обработка данных.

В ходе обследовании воспитатель  оценивает попытки ребенка исправить  рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить»  , «Картинку исправлять не нужно»  )
  2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) Содержательное устранение несоответствия: 

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице»  )

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»  ) .

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать»  , «Нарисовать окно»  , «Посадить солнышко в рамку»   и т.д.). 

 

2. Методика «Птенцы и не вылупившие птенцы» 

 Основание. Реализация  воображения и фантазии. 

Ц е л ь. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. 

Задачи. Обогащение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах. Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Качественная аудиозапись  музыки "Балет невылупившихся птенцов" из фортепианной сюиты М.П.Мусорргского "Картинки с выставки"(например, в исполнении С.Рихтера),магнитофон,яйцо,картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. 

Воспитатель, предъявляя ребенку  картинку: "Сейчас я тебе дам эту  картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка  воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.)

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения  при  сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых  композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу

 

3. Методика "Как  спасти зайку" 

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

Цель. Оценка способности  и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе  располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются  характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Информация о работе Дети и театральная деятельность