Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа
Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.
Введение………………………………………………………………
3
Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
8
1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………
8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….
18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42
Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………
44
2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..
44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………
58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67
Заключение………………………………………………………….............
69
Список использованной литературы……………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения
Допущено к защите: ______________
Зав. Кафедрой
Оренбург
2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников |
8 |
1.1Философский и исторический аспекты
профессионального самоопределения……………………………………… |
8 |
1.2 Профессиональное самоопределение
как социально-педагогический феномен…………………………………………………………… |
18 |
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………... |
32 |
Выводы по по 1 главе……………………………………………………….. |
42 |
Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников…………………………………… |
44 |
2.1Методы и формы профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательного
учреждения…………………………………………………… |
44 |
2.2Диагностика профессионального самоопределения
старшеклассников…………………………………… |
58 |
Выводы по 2 главе…………………………………………………………... |
67 |
Заключение…………………………………………………… |
69 |
Список использованной литературы……………………………………. |
73 |
Приложения…………………………………………………… |
77 |
Приложение 1 Дифференциально- |
77 |
Введение
Актуальность исследования. Забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержка и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда, является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. В этой связи проблема помощи молодежи в выборе профессии занимает значительное место в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы. От правильности выбранной профессии зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Профессиональная ориентация – часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен, только когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «я». Сама проблема выбора порождает у людей значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Поскольку процесс выбора профессии достаточно сложен и далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает потребность в специальных помощниках – консультантах.
В современных условиях вопрос о профессиональном самоопределении школьников является важным, а, следовательно, актуальным не только для самого учащегося, но и для общества в целом. Так как правильный выбор будущей профессии, сделанный с учетом интересов и способностей будет способствовать подготовке конкурентоспособных кадров на рынке труда; позволит каждому члену общества удовлетворить наивысшую потребность человека – в самореализации.
В мире существует огромное количество профессий и специальностей. Справочник профессий насчитывает более шести тысячи названий профессий. Однако, специальные исследования показали, что школьники, как правило, знают только от двадцати до сорока профессий. Источниками же знаниями о профессии является чаще всего личные наблюдения в быту, рассказу родителей, телевидение и радио. Сориентироваться в мире профессий школьнику очень трудно. Поэтому профессиональное самоопределение носит стихийный характер.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник делает упор на свои интересы, не учитывая при этом собственной адекватности требований, которые предлагает сфера той или иной профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, старшеклассникам страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – они просто не знают, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало их интересам и целям.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий практически всю жизнь человека, требующий специальных мер содействия и психолого-педагогической поддержки. Профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии. Его следует рассматривать как центральный и ведущий компонент жизненного и профессионального становления личности.
Профессиональное и личностное самоопределение подростков стало предметом исследования многих ученых: Е.А. Климов (рассматривает роль практических навыков в развитии профессионального самоопределения); Н.С. Пряжников (предпосылки возникновения проблемы активизации профессионального самоопределения); И.С. Кон (рассматривает проблему свободы выбора).
Принципиально важным для нас было обращение к концепции профессионального самоопределения молодежи, разработанной учеными Российской Академии образования А.Я. Журкиной, В.А. Поляковым, Н.С. Пряжниковым, С.В. Сальцевой, С.Н. Чистяковой. Это позволило рассматривать проблему с позиций личностно-ориентированного подхода.
Обращение к самоопределению, в том числе профессиональному, как к аспекту жизненного пути человека - ценная линия социально-философских умозаключений, рассматривающих цели, направленность характеристики самоопределения личности при анализе ее жизнедеятельности, жизненного опыта и событий, жизненных планов и судьбы. Это позволяет определить причинность, детерминированность разных типов и уровней профессионального самоопределения, что чрезвычайно актуально и требует конкретизации на научно-педагогическом уровне.
Проблема профессионального самоопределения школьников в психолого-педагогических исследованиях выступала предметом интереса в двух ипостасях, как самостоятельный объект изучения (В.И. Журавлев, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, В.Ф. Сафин, П.А. Шавир, В.Ю. Шегурова, Э.А. Фарапонова, В.А. Ярошенко) и как компонент (звено, составная часть, цель и результат) комплексной научной проблемы профессиональной ориентации школьников (Н.Ф. Гейжан, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков и др.).
Изучение теории и практики по данной проблеме позволило выявить основные противоречия, актуализирующие проблему исследования:
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каковы основные направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения?
Проблема исследования определила выбор темы исследования: «Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения».
Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются
- учитываются психолого-
Задачи исследования:
1. Проанализировать философскую, социально-педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить психолого-
3. Апробировать методы и формы социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Методологической основой исследования являются концептуальные основы профессионального самоопределения и педагогической поддержки (А.Я. Журкина, Н.С. Пряжников, С.В. Сальцева, С.Н. Чистякова и др.); функционально-личностный подход к процессу подготовки социального педагога (М.А. Галагузова, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Л.П. Пачикова и др.).
Исследования, отражающие специфику социально-педагогической деятельности (Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, О.П. Елисеев, И.А. Липский, Р.В. Овчарова, Г.Н. Филонов).
Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, научно-популярной литературы; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение (прямое, косвенное, включенное); эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, беседа с учителями школ и родителями.
База исследования. МОУ СОШ № 1 п. Переволоцкий Оренбургской области.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (51) и приложения (1).
Глава 1 Теоретические основы профессионального
самоопределения старшеклассников
самоопределения
Ускорение социально-экономического развития общества тесно связано с повышением роли человеческого фактора. В связи с этим ставится задача существенного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирования у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.
Проблема профессиональной ориентации носит фундаментальный характер, так как она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковались еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, когда проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников [6].
Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на известной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. И хотя такая работа впервые строилась на научной основе, но использование самой идеи соотнесения характеристик человека профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации, по мнению ученых, не очень убедительно.