Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа
Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.
Введение………………………………………………………………
3
Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
8
1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………
8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….
18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42
Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………
44
2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..
44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………
58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67
Заключение………………………………………………………….............
69
Список использованной литературы……………………………
Эмоциональное отношение к выбору профессии — положительное эмоциональное настроение, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность, переносимость неудач.
Планирование — этапы: сбор информации, концептуализация, дизайн, претворение в жизнь [27].
В итоге получается, что не только самоопределяющийся выпускник школы, но и его многочисленные помощники всегда могут ориентироваться на разные цели выбора для достижения основных параметров профессиональной зрелости. Призывать к какому-то единому основанию для типологии и построения этих целей означало бы сильно ущемлять свободу и творчество самоопределения. Поэтому желательным вариантом помощи самоопределяющему подростку было бы серьезное и заинтересованное обсуждение самих «критериев» построения типологии выбора, с наиболее интересным вариантом стало бы самостоятельное построение подростком своих собственных пространств по самостоятельно выделенным критериям [33].
Таким образом, юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствуют не только сенситивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положение в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры.
Основными психолого-педагогическими особенностями старшеклассников являются:
1. Принятие собственной
Характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которых подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.
Выводы по первой главе
Проблема профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования — специфическая особенность развития субъективности в юношеском возрасте, без которой невозможно формирование личности нового типа — конкурентоспособной личности в реальных рыночных условиях современной России.
Основными психолого-
1. Принятие собственной
Построение системы
ценностей и этического сознани
Профессиональное самоопределение- последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельную, активную позицию личности в освоении профессии, и поэтапную реализацию стратегии профессионального самоопределения (самообразование, самопознание, самореализация).
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Методы и формы профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения
Естественно, что выбор профессии, выявление ее особенностей, соответствие внутреннему желанию - достаточно сложный и длительный процесс. При этом типичные ошибки во многом могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности учащихся (если он наблюдается у старшеклассника) и это не позволяет ему в полном объему выявить и дать объективную характеристику собственного положения, на этом фоне видение проблемы как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.
При построении планов получения профессионального образования необходимо ориентировать старшеклассников на глубокий анализ их реальной ситуации, формировать у них реалистичные ожидания в отношении возможности удовлетворения наиболее важных потребностей молодого человека на различных этапах профессионального становления.
Социологи выявили, что у девушек в целом более идеализированное, чем у юношей, представление о сфере труда. Последующий житейский опыт, изменение демографического статуса заметно изменяют оценки многих профессий. Особенно уменьшается в глазах жизни привлекательность рабочих профессий на производстве и на транспорте, «мужских» профессий в сфере материального производства. Стабильными остаются оценки профессий сферы обслуживания, конторских служащий. Несколько более привлекательными выглядят профессии педагогической и медицинской сферы. Девушки при выборе профессии не всегда ориентируются на необходимость учета требований не столь уж отдаленного для них этапа рождения и воспитания детей.
Таким образом, профилактика последующих разочарований состоит в оказании помощи учащимся в профессиональном самоопределении и формировании правильных представление о профессии на ранних этапах выбора трудового пути и организации.
База нашего исследования являлась МОУ СОШ № 1 п. Переволоцикй Оренбургской обл.
На первом этапе организации процесса профессионального самоопределения старшеклассников социальный педагог выявлял приоритеты учащихся в выборе профессий. Был проведен опрос среди старшеклассников. Учащимся было задано 4 вопроса:
По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
В первом вопросе по степени сформированности профессионального выбора ответы старшеклассников условно разделились на 4 группы:
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь, в определенной мере, проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той её части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Также существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования.
На второй вопрос 92 % опрашиваемых важным составляющим назвали высокий уровень заработной платы, среди них 62 % выступают только за честные доходы, 30 % учащихся не важен путь получения доходов.
При выборе профессии 32 % учащихся руководствуются советами старших членов семьи. Особенно это ярко проявляется в семьях, где родители с высшим образованием или коммерсанты.
Престижность, еще один фактор, во многом определяющий выбор будущей профессии (46%), 22 % опрашиваемых привлекает перспектива профессионального роста и стремление реализовать свои интересы и способности.
В третьем вопросе престижность профессий среди юношей определяется так: на первое место выходят предприниматель, бизнесмен – 16 %; далее престижность видов профессий распределяется в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов – 14 %; инженер, конструктор -10 %; торговый работник, коммерсант, журналист, бухгалтер – 8 %; военный -6 %; ученый, исследователь, дипломат, мошенник или профессиональный вор – 4 %; писатель, художник, рабочий, учитель, воспитатель – 2 %.
Шкала престижности профессий среди девушек представляет собой следующую картину:
Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях.
Наиболее престижными учащиеся назвали профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать юриста. Это объясняется такими причинами, как: нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики; отсутствие цивилизованного рынка труда, особенно для молодых специалистов; высокая крими-нализованность экономики; высокая стоимость обучения в ВУЗах.
В четвертом вопросе предпочтения юношей мало отличаются от предпочтения девушек. На первом месте - работа в финансовой сфере в государственных органах – 48 % (работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерии). Далее, на втором месте - сфера здравоохранения и образования – 20 %. коммерческую сферу деятельности выбрали 12 % опрашиваемых. Промышленное производство привлекает 8%, армия – 6 %, наука – 4 %, сельское хозяйство – 2 %.
Можно сделать вывод, что на момент окончания школы старшеклассники (70 %) находятся в состоянии неопределенности. Это связывают с нестабильной ситуацией в стране, а также с определенным спадом в этих условиях профориентационных действий со стороны школы. Проблемой молодого поколения является выбор между материальным аспектом и долгом перед обществом.
Несмотря на то, что старшеклассники наиболее престижной и прибыльной считают коммерческую сферу деятельности, они не стремится в ней работать, предпочитая надежность и спокойствие риску и неопределенности. В реальности молодые люди предпочитают «золотую середину» - работу в финансовой сфере какой-либо государственной структуры. Неожиданно много процентов (20%) набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования, хотя престижность такой работы признали немногие. Здесь играет большую роль социальная значимость профессии, что, в свою очередь, говорит о том, что молодежь осознает эту значимость и их ценностные ориентации остаются непоколебимыми.
Важным аспектом является то, что всего 22 % опрашиваемых учащихся руководствуются при выборе профессии собственными интересами и возможностью реализовать свои способности. Поэтому необходимо активизировать деятельность образовательных учреждений по педагогической поддержке и помощи школьникам.