Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное отношение к выбору профессии — положительное эмоциональное настроение, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность, переносимость неудач.

Планирование — этапы: сбор информации, концептуализация, дизайн, претворение в жизнь [27].

В итоге получается, что не только самоопределяющийся выпускник школы, но и его многочисленные помощники всегда могут ориентироваться  на разные цели выбора для достижения основных параметров профессиональной зрелости. Призывать к какому-то единому основанию для типологии и построения этих целей означало бы сильно ущемлять свободу и творчество самоопределения. Поэтому желательным вариантом помощи самоопределяющему подростку  было бы серьезное и заинтересованное обсуждение самих «критериев» построения типологии  выбора, с наиболее интересным вариантом стало бы самостоятельное построение подростком своих собственных пространств по самостоятельно выделенным критериям [33].

Таким образом, юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствуют не только сенситивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положение в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры.

Основными психолого-педагогическими особенностями старшеклассников являются:

1. Принятие собственной внешности  и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

  1.   Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
  2.   Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.
  3.   Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать  за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитывать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру со взаимной зависимостью детей и родителей.
  4.   Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо или косвенно нацелено на освоение профессии.
  5.   Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать новые решения.
  6.   Формирование социально ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и принятию политической и общественной ответственности гражданина.
  7.   Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной  структуры ценностей как руководства к действиям .

Характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которых подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

 

                     Выводы по первой главе

 

Проблема профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования — специфическая особенность развития субъективности в юношеском возрасте, без которой невозможно формирование личности нового типа — конкурентоспособной личности в реальных рыночных условиях современной России.

 Основными психолого-педагогическими особенностями старшеклассников являются:

1. Принятие собственной внешности  и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.

  1.   Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
  2.   Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.
  3.   Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать  за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитывать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру со взаимной зависимостью детей и родителей.
  4.   Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо или косвенно нацелено на освоение профессии.
  5.   Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать новые решения.
  6.   Формирование социально ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и принятию политической и общественной ответственности гражданина.

  Построение системы  ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной  структуры ценностей как руководства к действиям

Профессиональное самоопределение- последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельную, активную позицию личности в освоении профессии, и поэтапную реализацию стратегии профессионального самоопределения (самообразование, самопознание, самореализация).

 

 

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2.1 Методы и формы профессионального самоопределения

старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

 

Естественно, что выбор профессии, выявление ее особенностей, соответствие внутреннему желанию - достаточно сложный и длительный процесс. При этом типичные ошибки во многом могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности учащихся (если он наблюдается у старшеклассника) и это не позволяет ему в полном объему выявить и дать объективную характеристику собственного положения, на этом фоне видение проблемы как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

При построении планов получения профессионального образования необходимо ориентировать старшеклассников на глубокий анализ их реальной ситуации, формировать у них реалистичные ожидания в отношении возможности удовлетворения наиболее важных потребностей молодого человека на различных этапах профессионального становления.

Социологи выявили, что у девушек в целом более идеализированное, чем у юношей, представление о сфере труда. Последующий житейский опыт, изменение демографического статуса заметно изменяют оценки многих профессий. Особенно уменьшается в глазах жизни привлекательность рабочих профессий на производстве и на транспорте, «мужских» профессий в сфере материального производства. Стабильными остаются оценки профессий сферы обслуживания, конторских служащий. Несколько более привлекательными выглядят профессии педагогической и медицинской сферы. Девушки при выборе профессии не всегда ориентируются на необходимость учета требований не столь уж отдаленного для них этапа рождения и воспитания детей.

Таким образом, профилактика последующих разочарований состоит в оказании помощи учащимся в профессиональном самоопределении и формировании правильных представление о профессии на ранних этапах выбора трудового пути и организации.

База нашего исследования являлась МОУ СОШ № 1 п. Переволоцикй Оренбургской обл.

На первом этапе организации процесса профессионального самоопределения старшеклассников социальный педагог выявлял приоритеты учащихся в выборе профессий. Был проведен опрос среди старшеклассников. Учащимся было задано 4 вопроса:

  1. Определились ли вы относительно своей будущей сферы деятельности?
  2. Чем руководствуетесь при выборе профессии?
  3. Какие профессии, на Ваш взгляд, являются престижными и нужными?
  4. Какая сфера деятельности вас привлекает?

По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

В первом вопросе по степени сформированности профессионального выбора ответы старшеклассников условно разделились на 4 группы:

  1. Определившиеся - 30%
  2. Колеблющиеся - 30%
  3. Неустойчивые - 16%
  4. Пассивные - 24%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь, в определенной мере, проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той её части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Также существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования.

На второй вопрос 92 % опрашиваемых важным составляющим назвали высокий уровень заработной платы, среди них 62 % выступают только за честные доходы, 30 % учащихся не важен путь получения доходов.

При выборе профессии 32 % учащихся руководствуются советами старших членов семьи. Особенно это ярко проявляется в семьях, где родители с высшим образованием или коммерсанты.

Престижность, еще один фактор, во многом определяющий выбор будущей профессии (46%), 22 % опрашиваемых привлекает перспектива профессионального роста и стремление реализовать свои интересы и способности.

В третьем вопросе престижность профессий среди юношей определяется так: на первое место выходят предприниматель, бизнесмен – 16 %; далее престижность видов профессий распределяется в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов – 14 %; инженер, конструктор -10 %; торговый работник, коммерсант, журналист, бухгалтер – 8 %; военный -6 %; ученый, исследователь, дипломат, мошенник или профессиональный вор – 4 %; писатель, художник, рабочий, учитель, воспитатель – 2 %.

Шкала престижности профессий среди девушек представляет собой следующую картину:

  • юрист, работник правоохранительных органов- 16%;
  • медработник, врач, журналист- 14%;
  • предприниматель, бизнесмен - 12%;
  • менеджер, артист, художник, писатель, торговый работник - 10%;
  • бухгалтер - 8%;
  • учитель - 6%.

Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях.

Наиболее престижными учащиеся назвали профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать юриста. Это объясняется такими причинами, как: нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики; отсутствие цивилизованного рынка труда, особенно для молодых специалистов; высокая крими-нализованность экономики; высокая стоимость обучения в ВУЗах.

В четвертом вопросе предпочтения юношей мало отличаются от предпочтения девушек. На первом месте - работа в финансовой сфере в государственных органах – 48 % (работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерии). Далее, на втором месте - сфера здравоохранения и образования – 20 %. коммерческую сферу деятельности выбрали 12 % опрашиваемых. Промышленное производство привлекает 8%, армия – 6 %, наука – 4 %, сельское хозяйство – 2 %.

Можно сделать вывод, что на момент окончания школы старшеклассники (70 %) находятся в состоянии неопределенности. Это связывают с нестабильной ситуацией в стране, а также с определенным спадом в этих условиях профориентационных действий со стороны школы. Проблемой молодого поколения является выбор между материальным аспектом и долгом перед обществом.

Несмотря на то, что старшеклассники наиболее престижной и прибыльной считают коммерческую сферу деятельности, они не стремится в ней работать, предпочитая надежность и спокойствие риску и неопределенности. В реальности молодые люди предпочитают «золотую середину» - работу в финансовой сфере какой-либо государственной структуры. Неожиданно много процентов (20%) набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования, хотя престижность такой работы признали немногие. Здесь играет большую роль социальная значимость профессии, что, в свою очередь, говорит о том, что молодежь осознает эту значимость и их ценностные ориентации остаются непоколебимыми.

Важным аспектом является то, что всего 22 % опрашиваемых учащихся руководствуются при выборе профессии собственными интересами и возможностью реализовать свои способности. Поэтому необходимо активизировать деятельность образовательных учреждений по педагогической поддержке и помощи школьникам.

Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения