Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Многие ученые высказывают  предположение о том, что этапы профессионального пути не могут быть жестко привязаны к возрастной шкале. В значительной степени они зависят от содержания   профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, внешних обстоятельств. Индивидуальная траектория профессионального пути каждого человека уникальная и неповторима. Под действием внешних или внутренних условий возникают ситуации профессиональной переориентации и, соответственно, переопределения человеком своих профессиональных предпочтений.

Профессиональное самоопределение не является простым вопросом для подростков. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни. Педагоги в своей практической работе призваны помочь детям определиться [2].

Основными средствами формирования личностно-профессионального самоопределения выпускников основной школы является:

  • Профессиональная информация и просвещение (информирование о кадровом запросе рынка труда города, региона, России, о требованиях профессии к личным качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии);
  • Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной;
  • Организация профессиональной консультации (оказание индивидуальной помощи учащимся  выборе профессии, соответствующей их индивидуальным способностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, в трудоустройстве и обучении);
  • Организация профессионального отбора (специализированная процедура изучения и оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфических затрудненных условиях);
  • Профессиональная адаптация (процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение начальных профессиональных знаний и умений по выбранному направлению) [6].

Для подростка и юноши выбор профессии — в значительной степени моральная проблема. «...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только, работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага» [12, 54-56].

Эта социально-нравственная мотивация как нельзя более характерна для советских юношей и девушек, которым статья 40 Конституции СССР гарантировала не только право на труд, но и право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Чем шире диапазон выбора, тем психологически сложнее, найти призвание /12/. Понятие «призвание» имело первоначально религиозный смысл; подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус, или путем индивидуального откровения (как Жанне д'Арк явилась во сне богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит она ему или нет.

Ситуация выбора подростками профессии заключает в себе диалектическое соотношение общесоциальных и личностных аспектов. Основываясь на этих позициях процесс профессионального самоопределения можно представить как осознание своих потребностей, мотивов, интересов (хочу); возможностей, склонностей, профессионально-значимых способностей (могу). Относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических качеств (имею); соотношение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию (требуют) [5].

Однако в отечественной психологи, превалирует ориентация на профессиональное определение как процесс формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. Эта концепция основана на следующих предпосылках, сформулированных Е.А. Климовым:

  1. Существуют стойкие, практически невоспитуемые личные (психологические) качества, существенные для успеха в деятельности;
  2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности;
  3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей, или способов работы (сниженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовительным мероприятиям, предусмотрительностью; понижение активности в монотонной обстановке можно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность - меняет порядок действий или воображает, что объекты меняют цвет, или одухотворяет их мысленно и т. д.);
  4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды) [23].

Анализ эффективности профессионального самоопределения может быть проведен с учетом содержания и особенностей процесса профессиональной ориентации школьников. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию как систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры (решении социально-экономических задач). Результатом такого взаимодействия должно стать наличие способности личности к выбору профессии.

Профориентационная работа охватывает все стадии профессионального развития личности и ведется непрерывно и систематически. И профессиональная ориентация тоже. Успешность адаптации дошкольников к школе, выпускников школы к самостоятельной жизни зависит от формирующегося жизненного стиля личности, который определяет, как будут решаться главные жизненные задачи («Я» – саморазвитие и самореализация, деятельность – профессия, любовь – создание семьи, дружба – сотрудничество, друзья) [6].

До трех лет ребенок проходит определенные ступени профессионального развития личности. К нему приходит осознание «Я – сам! Я – могу!». Основные смыслы человеческой деятельности ребенок постигает к восьми годам и получает первый опыт общения, познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Именно в этом возрасте он получает первую информацию о различных профессиях. И в это время нужно начать формировать у ребенка целостное представление о мире профессий, мире труда, вызывать чувство сопричастности, интереса, уважения к труду взрослых.

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о профессиональной направленности, составить индивидуальную программу профессионального развития личности, которая в дальнейшем будет корректироваться. У ребенка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

В процессе школьного обучения, в возрасте от 6 до 12 лет, ребенок активно познает окружающий мир, знакомится с профессиями своих родителей и родителей сверстников. Приходит осознание: «Кем я буду, когда выросту»  [14]. 

Важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. И на этом этапе необходима целенаправленная профориентационная работа.

В период подготовки к жизни и труду (13-18 лет) юноши и девушки, в зависимости от личностных качеств, окружения, знаний, умений, интересов, осуществляют выбор профессии. Это первый этап профессионального самоопределения, тот момент, когда подросток задумывается о своем будущем после окончания школы. К этому полезно готовиться заранее, так как вопрос о поиске, выборе профессии является судьбоносным [9].

Особое место в профориентации занимает формирование убеждений в виде знаний, в истинности которых человек уверен, которые представляют для него безусловную ценность и являются основой любой деятельности. Убеждения могут носить разнообразную направленность, условно их можно подразделить на научные, религиозные, экологические, гражданские и т.п.

Исследователи (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер) выделяют четыре основных подхода к формированию убеждений: авторитарный, когда убеждения формируются путем принятия на веру услышанного (или прочитанного) от уважаемого, компетентного человека (авторитета); эмпирический, при котором формирование убеждений происходит под воздействием личного опыта (личного участия в какой-либо деятельности); репродуктивный, предполагающий формирование убеждений через наблюдения за чьим-то участием в деятельности и получение определенных результатов; рациональный, выражающий в формировании убеждений путем логического обоснования каких-либо положений (применение приемов логического мышления) [45].

Наличие убеждений сопряжено с проявлением интеллектуальных эмоций (уверенность, сомнение и т.п.) Эмоциональное сопровождение, по всей видимости, объясняется тем, что в сознании существует определенная система убеждений, однако в случае поступления качественно новой, более сложной, информации, выходящей за пределы возможностей этой системы, возникает неприятное для личности чувство — когнитивный диссонанс, в результате чего на смену одной эмоции — уверенности, приходит другая — сомнение. В данном случае смещается устойчивое равновесие, и с появлением уточненного ориентира (усовершенствованного убеждения) возникает новое состояние равновесия, что обеспечивает развитие личности.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией. Понятие «профессия» имеет комплексное междисциплинарное содержание и может в теоретическом аспекте иметь множество определений, отражающих различные стороны этого феномена. В различный дефинициях этой категории выступают на первый план либо концептуальный подход с позиций теории социального действия, либо теории социальных ролей, либо социально-психологические парадигмы, либо теории систем [32].

М. Вебером выделяются два аспекта профессии: специализация трудовых функций и источник дохода [25] Второй аспект выступает скорее всего как потенциальная возможность, так как источником дохода является последствие осуществления профессиональной деятельности с требуемыми качественно-количественными результатами. Р. Халл рассматривает профессию в качестве особой социальной роли: «Профессия — это социальная роль, выполняемая взрослыми членами общества, которая имеет прямые или косвенные социальные и финансовые последствия и составляет основной центр жизни взрослого» [48]. На функциональном аспекте профессии акцентирует внимание Я. Щепаньский: «Профессия — это система действий, внутренне, гармонически связанных между собой, которая основана на определенном знании и умении, направлена на создание определенного предмета или благ. Исполнение этих действий является экономической основой существования как самого работника, так и его семьи» [12] В. Подмарков синтезирует определение профессии, включая целый «симптокомплекс» признаков и характеристик: «Профессия — комплекс элементов. Наиболее значительными из них являются степень готовности к выполнению данного вида труда; институциональное признание профессии и создание системы критериев владения ею» [24].

Профессия выступает и как способность человека осуществлять требуемую деятельность. При этом «когда индивид приступает к выполнению той или иной деятельности, для него и предмет, и средства, и условия выступают как заданные» [18].

В качестве интегрированного определения профессии может быть предложен следующий вариант:

Профессия — это способность человека выполнять специализированную институциально признанную и социально-ролевую систему трудовых функций, в итоге выполнения которых в соответствии с системой критериев оценки уровня ее осуществления он получает доход и личностное удовлетворение.

Для активного профессионального самоопределения учащихся необходимо ввести в рамках их обучения дополнительные учебные курсы: «Введение в мир профессий», «Профессиональное самоопределение», и др., целью которых будет предоставление учащимся информации о мире профессий и профессиональной ориентации, личностное развитие ученика, формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии и состоянием рынка труда. [35].

Необходимо помнить, что конечный смысл профориентационной работы в школе состоит не только в том, чтобы реализовать личные потребности человека, но и учесть потребности общества, поэтому очень важным направлением в работе с учащимися школ становится формирование у них мотивов и ценностных установок при выборе профессии.

Таким образом, вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником. Эта проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Очевидно, что формирование у учащихся активной жизненной позиции и готовности к профессиональному самоопределению является важным моментом в школьном обучении.

К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Профессиональное самоопределение – последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях.

Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения