Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

В курсе использовались сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций. Старшеклассники исполняли определенные роли (социального педагога, школьника, клиента, родителей и т.д.) и воспроизводили соответствующее поведение. При этом остальные участники имели возможность проследить положительные и негативные стороны поведения и проанализировать ситуацию. Данные игры помогали выработке практических профессиональных и социальных навыков.  

В процессе проведения  деловых игр использовались основные психолого-педагогические принципы:

  • принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;
  • принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности посредством системы игровых заданий, содержащих некоторые противоречия;
  • принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;
  • принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.

 Данные игры выступали формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Игра помогала решать «серьезные» задачи по развитию личности; обучаемые усваивали знания, умения в контексте профессии, приобретали и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяла обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.

  Воспитывающий и развивающий эффект игры определялся теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказывались ее участники. Прежде всего это прекрасная возможность для активного межличностного взаимодействия и профессионального самоопределения.

Между социальным педагогом и детьми складывались успешные конструктивные отношения, которые характеризовались:

  • во-первых, помогающее поведение строилось на отношениях доверия, надежности, соответствия:
  • во-вторых, отсутствовали внешние оценки, что освобождало личность от зависимости плена стереотипных оценок, помогало человеку понять, что центр ответственности (и оценки!) находится внутри его самого; он отвечает за себя сам;
  • в-третьих, открыто демонстрировались чувства симпатии, интереса, уважения к личности,   что подчеркивало ее непохожесть, независимость и помогало перевести безликие мешающие формально-профессиональные отношения в полноценно человеческие;
  • в-четвертых, практиковалось сопереживающее понимание, которое заключалось в принятии человека  как субъекта постоянно текущей, изменяющейся, незастывшей жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей. Это требовало совместного анализа имеющегося опыта личности для осмысления значимости его в будущей профессии.

Таким образом, для старшеклассников процесс профессионального самоопределения, выбор профиля обучения,  является главным вопросом их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание программных занятий предполагало побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Основными методами и формами деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению социального педагога являлись: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профессиональных кроссвордов и др.

 

 

 

2.2 Диагностика  профессионального  самоопределения старшеклассников

 

В нашем исследовании с целью определения сформированности профессионального самоопределения старшеклассников  был использован дифференциально-диагностический опросник (ДДО) «Я предпочту» (Кузьменкова О.В.).

Цель: дифференциация на различные типы профессий.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Старшеклассникам предлагалась инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?» (см Приложение 1).

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов  профессий по столбцам:

  1. «Человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  2. «Человек – техника» - все технические профессии;
  3. «Человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием, с общением;
  4. «Человек – знак» - все профессии, связанные знаками, в том числе музыкальными специальностями;
  5. «Человек – художественный образ»  - все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается, хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуального или в группе. Социальный педагог может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда социальный педагог должен работать в ограниченном временном интервале. 

Во время проведения методики мы наблюдали разные реакции со стороны испытуемых: некоторые отмечали ответы не задумываясь, другие же наоборот надолго «погружались» в раздумья, но все проявили интерес, никто не отказался от выполнения заданий.

После интерпретации всех листов ответов нами был отмечен недостаток данной  методики – это то, что результат не всегда означен, т.е. может получится равное количество «+» по двум типам профессий.

В нашем случае результаты следующие: во-первых, выделились две основные группы испытуемых. Первая, у которых однозначный ответ и вторая, у которых равное количество «+» по двум типам профессий.

Таким образом, исходя из результатов полученных после проведения методики, направленной на исследование профессионального самоопределения старшеклассников следует отметить:

- старшеклассники распределились  в профессиональном выборе в  соответствии с существующими  типами профессий;

- отсутствуют  лица, которые не определились с профессиональным будущим

- что в данной группе испытуемых  преобладает тяготение к типу  профессий «Человек-человек» (см. Диаграмму 1). 

Диаграмма 1 Исследование профессионального самоопределения

старшеклассников

 

Для изучения мотивации  выбора профессии выпускниками 9-х и 11-х классов старшеклассникам был задан вопрос: «Что Вы собираетесь делать после окончания 9 (11) класса?»

21% выпускников 9-х классов собирается  продолжить свое обучение в  школе и после ее окончания поступать в ВУЗы. 55% учащихся хотят сразу же после окончания 9-го класса продолжить свое обучение в техникумах и колледжах. Получить рабочую профессию в профессиональном училище или лицее собираются 11% учащихся и 14% выпускников 9-х классов на момент опроса еще не знали, что будут делать после окончания 9-го класса.

94% выпускников 11-х классов будут  поступать в ВУЗы, Получить рабочую  профессию в профессиональное  училище или лицее собираются 4% и лишь 2% хотят пойти работать.

Это свидетельствует о том, что выпускники 11-х классов хорошо осознают, что в настоящее время наличие только общего среднего образования  недостаточно  для  того,  чтобы найти хорошую работу (см. таблицу 1).

Таблица 1

Жизненные и профессиональные планы выпускников  
общеобразовательной школы

Что Вы собираетесь делать после окончания 9 (11) класса?

11 «А»

%

10 «А»

%

9 «А»

%

9 «Б»

%

Продолжу учебу в школе, и после её окончания буду поступать в ВУЗ

96

92,5

22

19

Буду поступать в техникум,  колледж

61

50

Буду поступать в профессиональное училище, лицей

4

4

9

12

Еще не знаю

9

19

Пойду работать

4


 

С целью анализа наиболее предпочтительных видов деятельности нами был задан вопрос: «Если бы все виды труда оплачивались одинаково, какой бы из них Вы предпочли?» (см. Диаграмму 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее привлекательным для современных выпускников является труд, связанный с информационными и компьютерными технологиями 14,3%. Во-первых, это связано с тем, что в настоящее время умение работать с компьютером необходимо во многих сферах деятельности, а во-вторых, с тем, что общение с компьютером становится все более доступным для современных школьников. Второе место занимает искусство 12%. С развитием  большого количества различных фирм, организаций, появилась потребность в дизайнерских, рекламных видах работ. Предпринимательская деятельность 10 % также достаточно привлекают выпускников (см. таблицу 2).                                                                                                    Таблица 2

Виды деятельности, наиболее предпочитаемые выпускниками

 

Если бы все виды труда оплачивались одинаково, какой бы из них Вы  
предпочли?

11 «А»

%

10 «А»

%

9 «А»

%

9 «Б»

%

%

Информационные и компьютерные технологии

11

13

19

15

14,3

Искусство (живопись, дизайн, танец, музыка, актерское мастерство, литературное творчество)

18

19,2

7

5,3

12

Реклама, туристический бизнес

9,1

6,5

4,6

10,4

7,6

Техника

3,9

4,7

3,4

4,9

4,2

Экономика, бухгалтерский учет, налоги, обработка документации

13,4

10,1

7,5

5,6

9,7

Предпринимательская деятельность

11,5

17,2

8

4,8

10

Руководство людьми

9

6,2

4,3

6,5

6,4

Юриспруденция

19

13

2

-

8

Медицина

6

15

9

6

9,3

Силовые структуры (военная служба, милиция, МЧС, охрана, таможня)

2,2

6

1,7

3,6

3,3

Транспорт

3,5

4,3

1

5

3,6

Воспитание и обучение

3

2

2,3

2,2

2,8

Торговля

11,3

7,8

10,5

7,2

9

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции

0,2

0,7

0,3

0,4

0,3

Нет ответа

-

-

1,7

1

0,5


 

Выбирая данные виды деятельности, учащиеся, часто имеют только поверхностное представление о содержании этих профессиях и требованиях, которые они предъявляют к специалистам. Также приоритетными являются экономика и бухгалтерский учет 9,7 %. Тревожным фактом является то, что производство и переработка сельскохозяйственной продукции интересует только 0,3 % учащихся. Наиболее популярными среди выпускников 11-х классов является профессия юрист 17%, хотя многие организации, фирмы уже обзавелись профессионалами, которые помогают им защищать себя и успешно функционировать. Профессии экономист, финансист, бухгалтер (8%) также остаются достаточно популярной среди учащихся, несмотря на то, что в настоящее время рынок труда уже достаточно заполнен специалистами и существуют значительные проблемы в плане трудоустройства по этим профессиям. Развитие в последнее время высоких технологий провоцирует спрос молодежи на профессии программист и оператор ПК 8,2 %. Следует отметить возросший интерес школьников к профессиям дизайнер и модельер-конструктор 4%. Профессию предприниматель выбрали 9% выпускников.

Диагностически изучаемыми нами были определены такие показатели профессиональной зрелости как:

- автономность,

-информированность,

-умение принимать решение,

- эмоциональное отношение к  выбору профессии,

- планирование.

Помимо этого оценка эффективности программы проводилась следующими методами:

  1. Опрос проводится перед первым занятием и в конце последнего. Полученная разница баллов свидетельствует о происшедших изменениях.
  2. Самоотчет участников группы по окончании встреч. На последнем занятии членам группы предлагается опросник, цель которого — выяснить, чем помогла им групповая консультация.

Согласно самоотчетам, групповая консультация имеет эффект:

  1.   Связанный с самопознанием - развитие рефлексии и умений по самоанализу; получение знаний по саморегуляции;
  2.   Связанный с межличностным взаимодействием - повышение стремления понять партнера; умение осуществлять обратную связь;
  3.    Связанный с анализом ситуации и умением принимать решения.

 Мнения участников группы  по ходу выполнения методик:

«Беседы стоило бы чередовать с какими-то игровыми моментами. Так просто интереснее» (Маша);

«Удивился игровым тестам. Сначала думал, что на занятиях будет больше занудства, но потом, со временем, увидел, что здесь интересно» (Никита);

Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения