Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

В США имеются как частные агентства, так и специальные центры профориентации при коллегии и университетах. При Министерстве труда созданы государственные центры профориентации и профотбора; ежегодно через них проходит более 1 млн. американских подростков.

В Великобритании ведущим органом, который направляет профориентационную работу с молодежью, является Служба занятости молодежи, помогающая школьникам в выборе жизненного пути. Она состоит из местных бюро во всех уголках страны. В Англии также есть государственные и частные исследовательские организации, занимающиеся проблемами профориентации.

Во Франции ответственность за организацию профориентации возложена на Министерство национального образования. Оно вырабатывает директивы по профориентации и руководит Национальной службой информации о различных видах образования и профессии, разрабатывающей документацию для советников ориентации.

Деятельность службы информации и ориентации разнообразна, ее выполняют сотрудники этих центров – советники ориентации. Они организуют работу педагогов, обеспечивают консультации молодых людей, родителей и учителей, осуществляют связь между учебными заведениями различных типов [45].

Практическую работу в области профориентации и информации проводят преподаватели учебных заведений под руководством советников.

В Германии функционирует широкая сеть служб профессиональной консультации. Специалисты проходят специальную подготовку в системе высшего педагогического образования. Ими разрабатываются многочисленные методики психофизиологических характеристик учащихся с целью определения их профессиональных возможностей.

Таким образом, профессиональная ориентация - это комплекс мер различных государственных, общественных организаций по оказанию помощи в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение- последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельную, активную позицию личности в освоении профессии, и поэтапную реализацию стратегии профессионального самоопределения (самообразование, самопознание, самореализация).

 

    1. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен

 

Становление личности молодого человека  в современных условиях не возможно вне собственного самоопределения, от которого зависит отношение к окружающему миру, способность осуществить выбор в разных сферах жизни и в конкретной жизненной ситуации.

Теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время термин «самоопределение» получил динамическое распространение. Он широко используется в философии, психологии, педагогике, социологии для обозначения процесса взросления и становления личности, формирования личностных и жизненных планов, выбора профессии. Однако однозначного толкования данный термин не имеет. Его интерпретация разными авторами не совпадает, что говорит о его многозначности.

По мнению П. А. Шептенко самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной  позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни [36].

В современном образовании этому феномену придается настолько важное значение, что в федеральном «Законе об образовании» указывается на самоопределение как ведущую цель обучения и воспитания. Способность к самоопределению многие ученые считают одним из важнейших компонентов и признаков свободной личности, умеющей распорядиться своей свободой с пользой для себя и людей [26].

В работах отечественных психологов и педагогов профессиональное самоопределение рассматривается как центральное звено, компонент профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова и др.).

Многие исследователи признают близость самоопределения к самореализации и саморегуляции. Так, И. С. Кон связывает самоопределение с выбором социально и лично значимых целей, достижение которых обеспечивается самореализацией субъекта [23]. 

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близким к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [7].

В частности Н. С. Пряжников, подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, отмечает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [28,  134-135].

Профессиональное самоопределение -   это один из ведущих личностных качеств человека, подлежащий формированию и проявляющихся в сложном мире профессий; оно сопровождается  критическим конструктивным отношением к себе как субъекту определенной деятельности, поддержанием своих физических и интеллектуальных сил, интересов и склонностей, ценностных ориентаций на уровне требований динамично изменяющегося рынка труда [8].

К. К. Платонов утверждал, что профессиональное самоопределение – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации [16].

Н. С. Пряжников сформулировал такое определение, самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации – это профессиональное самоопределение /20/.

С точки зрения Е. А. Климова это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [10].

С. Н. Чистякова считает, что профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной трудовой сфере и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения. Длительный процесс согласования внутриличностных  и социально- профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Это также, выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно-полезного бытия и саморазвития [8].

Смыслообразующим стержнем профессионального самоопределения человека Н.С. Пряжников считает его внутреннюю готовность самостоятельно, осознанно, добровольно строить, корректировать и реализовать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), т.е. рассматривать себя развивающимся во времени и жизнедеятельности [28].

Сальцева С.В. рассматривает профессиональное самоопределение как – последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который может рассматриваться под разными углами зрения:

1) как серия задач, которые ставит  общество перед личностью —  социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия  решений, посредством которых индивид  формирует баланс между собственными  предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе — социально-психологический подход;

3) как процесс формирования индивидуального  стиля жизни, частью которого  является профессиональная деятельность  — дифференциально-психологический  подход [35]

Понимание профессионального самоопределения как активной деятельности, наполняющейся тем или иным содержанием в зависимости от этапа развития субъекта труда, выбора профессиональной карьеры, сферы приложения и саморазвития личности, ее возможностей, просматривается во многих исследованиях (Е.И. Головаха, Е. А. Климов, И.С. Кон, П.А. Шавир) 

Необходимость рассматривать профессиональное самоопределение как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в осознании субъектом того, что он хочет, что он есть, что он может, что от него хочет коллектив, т.е. становление субъекта, готового функционировать в системе общественных отношений, — отчетливо прозвучала в исследовании Г.П. Никова, В.Ф. Сафина [36].

Обращение к динамическому и процессуальному характеру профессионального самоопределения, осуществляемого на всех этапах жизни человека, находит отражение в концепции профессионального самоопределения молодежи, разработанной коллективом исследователей ИПСМ РАО (1992). Позиции исследователей основываются на «идее о равноправии взаимодействия личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения, предусматривающей определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой — создают адекватные представления личности о социально-экономических задачах, которые ей потребуется решать в будущем» [35, 34-35].

Исследования ученых показывают, что в соответствии с процессуально-результативным подходом в структуре профессионального самоопределения выделяются две группы компонентов:

  • процессуальные: трудолюбие, интерес к проблеме выбора профессии (1—4 классы); профессиональная направленность (5—7 классы); профессиональное самоосознание (8—9 классы); потенциальное профессиональное призвание (10—11 классы);
  • результативные: добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в профориентационных играх, мечта о той или иной профессии (1—4 классы); устойчивые профессиональные интересы и склонности, предварительный выбор профессии, участие в кружках и объединениях по интересам (5—7 классы); осознанное профнамерение и его реализация (8—9 классы); профессиональное стремление и его реализация (10—11 классы) (Е.А. Климов, М.В. Ретивых, П.А. Шавир) [40]. 

К объективным факторам профессионального самоопределения относят: потребности страны, города, области, села в кадрах; требование к специалисту определенной профессии; природные задатки человека; позиция и традиция семьи, школы, производственных фирм и коллективов.

К субъективным факторам профессионального самоопределения относят: осведомленность учащегося о мире профессий и профессиональных требованиях; личные профессиональные планы; самооценка, склонности, интересы.

Если объективные факторы не зависят от воли и желаний школьника,  то субъективные факторы зависят от самого учащегося и от воздействия педагогов,  родителей, общественности [21].

Профессиональное самоопределение – это сознательный, самодеятельный, социально-психологический, детерминированный процесс становления индивида. В профессиональном самоопределении выделяют определенные фазы (стадии):

- формирование психологической  готовности к выбору, осуществление  выбора;

- овладение профессиональным мастерством  на основе выработки индивидуального  стиля и средства профессиональной  деятельности, творческий вклад в повышение квалификации, передача опыта другим людям и тому подобное [30].

Исследователи отмечают, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование, самопознание, самореализация личности как субъекта процесса. Образование и самообразование выступают как накопление общеобразовательных знаний, включающих знания о различных профессиях, добытые в результате целевого поиска информации о конкретной профессии, ее особенностях при самоограничении, сужении границ поиска и перспектив.

Самопознание происходит как в широком плане — как индивида, человека вообще — его образа «Я», реального и желаемого, положительных и отрицательных личностных качеств, так и целенаправленно — как субъекта профессионального самоопределения, деятеля, прежде всего профессионально важных качеств.

Самореализация может происходить как активное участие в любых видах деятельности, пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов и импульсивность метаний — исканий своего дела и места. Самореализация может выступать как увлеченное творчество в конкретной предметной деятельности, показывая устойчивость направленной содержательной активности, значимой для профессионального самоопределения (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова). 

Профессиональное самоопределение осуществляется под непосредственным влиянием внутренних и внешних факторов, состав и соотношение которых также изменяются на разных стадиях становления субъекта профессиональной деятельности. Оптимальное соотношение для каждой стадии профессионального становления соотношение внешних и внутренних факторов обеспечивает качественные изменения в структуре самосознания формирующегося профессионала, что проявляется, прежде всего, в изменениях критериев отношений личности к своей профессии и к себе как субъекту профессиональной деятельности [33].

Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения