Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. АБАЯ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
По специальности 031540 – педагогика и методика начального обучения
ВВЕДЕНИЕ |
………………………………………………………………… |
с. |
Глава 1. |
Психолого-педагогические основы развития
творческих |
с. |
1.1 |
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………... |
с. |
1.2 |
Средства развития творческих
способностей младших школьников……………………………… |
с. |
Глава 2. |
Методические основы
использования дидактической |
с. |
2.1 |
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………… |
с. |
2.2 |
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………….. |
с. |
Заключение |
……………………………………………………………….. |
с. |
Библиография |
……………………………………………………………….. |
с. |
Приложения |
……………………………………………………………….. |
с. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В переходный социально-экономический период творческая личность является не только экономическим фактором, но и общественным достоянием, т.к. интеллектуальность оказывает всеобщее влияние на все сферы социального развития общества. Отсюда и такое пристальное внимание государства к проблеме воспитания творческих способностей личности школьника, потому что жизнь и учеба во всех своих проявлениях становится разнообразнее и сложнее, они, чем дальше, тем больше требуют от детей подвижности мысли, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особенно остро это ощущается на современном этапе, когда социальная и рыночная экономическая структура, с которой республика вступила в новый век, должна олицетворять собой нерушимое единство творческой мысли.
В законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из основных
Задач системы образования является «развитие творческих способностей
Личности» (77.3). Необходимость воспитания творческих способностей учащихся обусловлена перспективными задачами в области социально-эко-
Номического развития общества
в целом и переходом людей
на новую позицию граждански ответственных
и профессиональнально
Что способности формируются на протяжении всей жизни человека, однако
В генезисе их становления существуют оптимальные сензитивные периоды.
К ним, по мнению ученых, относятся, прежде всего, ранние школьные годы. Поэтому и воспитание способности к творчеству должно интенсивно осуществляться в годы обучения в начальной школе.
Знакомство с монографиями, научными публикациями свидетельствуют
О том, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в лю-
Бой области деятельности только в том случае, если мы не позже 1-4 класса
(младший школьный возраст)
и быстрый выбор, способность концентрировать все силы для достижения
цели могут быть вызваны в игровой ситуации с гораздо меньшими усилиями, чем в любой другой.
Поэтому, одна из главных задач, стоящих перед школой – не только вооружать учащихся запасом общеобразовательных знаний, но и воспитывать творческие способности детей в процессе игровой деятельности на уроках.
В связи с этим актуально высказывание Аль-Фараби о воспитании творческой личности: «Каждый человек, с начала своего существования от природы наделен способностью…, все естественные свойства нуждаются в воспитании, основанном на воле, и воспитании посредством вещей, которые предназначены тому, чтобы довести их до наивысших или близких к наивысшим совершенствам» (9, 19).
В методологическом и общетеоретическом плане необходимость и механизм формирования творческих способностей и потенциальных возможностей ребенка широко представлены в трудах Аль-Фараби, Ж.Аймаутова, Ы.Алтынсарина, Б.Г.Ананьева, Т.И. Артемьевой, А.А,Венгера, И,П.Волкова, В.В.Давыдова, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, Ж.Жумабаева, А.З.Зака, Т.А.Ильиной, В.О.Кутьева, И.Я.Лука, М.М.Муканова, В.А.Моляко, Ж.И.Намазбаевой, Я.А.Пономарева, В.А. Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Г.И.Щукиной, П.М.Якобсона. Они раскрывают специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности ребенка, выделяют характерные особенности проявления творческих способностей, их структурные компоненты.
Многочисленные
научные исследования
Вопросам выявления места игры в развитии творческого потенциала личности в процессе посвятили свои работы известные представители различных общественных наук: философии (Платон, Аристотель, Рабле, М.В. Демин, М.С.Каган, Ю.А.Левада, А.Ф.Лосев и др.).
В целом,
соглашаясь с точной зрения
названных авторов, мы считаем,
Знакомство с монографиями, научными публикациями, диссертационными исследованиями, анализ школьной практики и данные нашего исследования свидетельствуют о том, что недостаточное использование игр творческого характера в процессе обучения снижает уровень интеллектуального развития личности, Это является в свою очередь одной из существенных причин снижения интереса младшего школьника к творчеству и учебе.
Отсюда
– сущность проблемы
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития.
Определение проблемы и актуальность темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования – является процесс обучения младших школьников.
Предметом исследования – являются пути и средства развития творческих способностей младших школьников средствами дидактической игры.
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
Методы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение школьной документации, наблюдение за процессом обучения, опытное обучение.
База исследования – СШ № 95 г. Алматы, 1 «Г» класс (15 мальчиков, 10 девочек); 1 «В» класс (14 мальчиков, 11 девочек). В экспериментальном исследовании участвовало пятьдесят человек младшего школьного возраста.
Структура работы – дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования, цели, задачи исследования, практическая значимость исследования.
В 1 главе раскрываются психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.
Во 2 главе раскрываются методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте, описывается опытно-педагогическая работа, её анализ, выводы и рекомендации по проблеме исследования.
В заключении представлены итоги исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.
1.1 Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников.
В психологической и
Совместным трудом виднейших психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, М.М. Муканова, А.Г. Ковалева, Н.С. Лейтеса, Л.А. Пономарева и др.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн,
понимал под способностями
C.Л. Рубинштейн доказал, что ведущим фактором становления и развития способностей является деятельность человека, и что, с одной стороны, способности являются предпосылкой для овладения необходимым для ее выполнения знаний, умений и навыков, а с другой стороны, в процессе этого овладения и осуществляется формирование самих способностей.
С.Л. Рубинштейн отмечал важную закономерность развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.
Исследования С.Л. Рубинштейна продолжил Б.М. Теплов. Он доказал, что одаренность сама по себе еще не обеспечивает успех в выполнении деятельности, зависит не только от одаренности, но и от владения необходимыми навыками. Б.М. Теплов утверждает, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.