Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл Сукман исправл.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

В этих играх формируются  такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры  построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы и суждения и др.

С помощью словесных игр у  детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс  мышления протекает активнее, трудности  умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных  игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

  • входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений.
  • составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения;
  • игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе.
  • В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления.    

          

Третий класс  игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные  игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Очень важно каждому педагогу продумывать  поэтапное распределение игр, в  том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям:

  • быть интересной;
  • доступной;
  • увлекательной;
  • включать детей в разные виды деятельности.

Следовательно, игра, может быть проведена  на любом этапе урока, а также  на уроках разного типа. Дидактическая  игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

 

Глава 2.     Методические основы использования  дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших  школьников на уроках обучения грамоте.

    1. Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития  творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

В 1998 г. Казахстанской Академией  образования были составлены Государственные  стандарты начального образования РК, которые используются на практике (№ литературы). В настоящее время авторы занимаются совершенствованием Государственного стандарта, в марте 2003 года выпустили уже усовершенствованный Государственный стандарт обучения.

Учебная программа (№ литературы) является одним из вариантов модели содержания образования на начальной ступени общеобразовательной школы. Программы ориентированы на Государственный стандарт образования и составляют важнейшую часть единого учебно-методического комплекса.

Ведущая психолого-педагогическая идея программы – идея развивающего обучения, которая определяет отличительные особенности реализуемых содержанием педагогических целей и задач. На первый план здесь выдвигается не вооружение определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а воспитание личности на основе формирования учебной деятельности учащихся, которая и становится основой для овладения знаниями, умениями и навыками. Структура этих знаний, умений, навыков обеспечивает адаптацию ребенка к окружающей природной и социальной среде, формирование его социального статуса – «ученик» овладение или разными способами деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.п.) и методами, приемами и познания окружающего мира, необходимый уровень эрудиции для продолжения дальнейшего обучения

Основным источником содержанием  образования здесь выступает  окружающий мир в его трех составляющих: человек, природа, общество. Содержание реализуется как в рамках дифференциации знаний через набор традиционных предметов (родной язык, математика, труд, музыка, изобразительное искусство, физкультура), так и на уровне интеграции знаний в новом предмете «Познания мира».

Каждому предмету отводится своя роль и свое место в решении охарактеризованных выше задач обучения и развития ребенка.

Язык и математика – как область действительности, и как область знания, в центре которой стоят науки о языковых и математических структурах, и поэтому рассматривающиеся, как ведущие предметы, обеспечивающие учащимся необходимые знания о естественном (о языке), и искусственном (математика) языках.

Содержание программы каждого  предмета структурировано блоками, включающими систему характерных  для данного предмета представлений  и понятий, взаимосвязанных в  структурно-генетическом плане, в достаточной  мере обоснованных. Системы становятся стержневыми для всех лет обучения и, последовательно усложняясь по принципу «спирали», способствуют развитию понятийного мышления.

Эффективное изучение содержания образования  в школе и реализация главной  цели образования тесно связано  с учебно-методическим обеспечением процесса обучения. В связи с этим по каждому предмету создается учебно-методический комплект.

По русскому языку для 1 класса разработан учебно-методический комплект, который  включает в себя ряд компонентов.

Программа по русскому языку является правовым, нормативным и официальным документом, которая реализует и регламентирует обучение русскому языку в начальных классах.

Современная школа Казахстана призвана воспитывать творческую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной, государственной жизни.

Особая роль при  этом отводится начальному этапу  обучения, где закладывается фундамент  образования, формируются основы научных  знаний, познавательного интереса, навыки самостоятельной творческой работы.

Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. Язык и общество нерасторжимы. Язык связан с мышлением. Язык –  средство оформления, выражения и  сообщения мыслей, средство общения  людей. При помощи языка формируется учебная деятельность детей, виды речевой деятельности.

Перечисленные факторы говорят  об огромном значении русского языка  как учебной дисциплины в начальной  школе.

Учебники  для 1 класса: «Букварь» (№ лит.), «Родное слово» (№ лит.) являются основными средствами обучения учащихся 1 классов.

«Букварь» – это учебное  пособие, без которого нельзя представить  обучение в школе вообще. Это самая  первая книга в жизни каждого  человека. С помощью «Букваря» человек не только учится читать, но также учится грамотно говорить и рассказывать. Ребенок растет с этой книгой. И от того какова данная книга, какое впечатление она произведет на своих несмышленых читателей, зависит весь дальнейший интерес к чтению у детей.

Приведем анализ учебника «Букваря» для 1 класса общеобразовательной школы В.К. Павленко, Т.К. Абеновой (Алматы, «Атамура» 2001).

Поработав с учебником, мы сделали  такие комментарии. Учебник составлен  в соответствии с программным материалом. В основу учебника были положены дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, преемственности, наглядности, и т.д. А также материал был подобран с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей 6-7 лет. Предусмотрено введение учебного материала через образную систему художественных произведений, широкое использование межпредметных связей, обращение к традициям народной педагогики.

Материал учебника упорядочен. Красной  линией сквозь весь учебник идет материал на развитие: речи, творческих способностей учащихся, мышления, познавательного интереса, техникой чтения, самостоятельностью, обогащением словарного запаса, эстетического и нравственного воспитания.

С особой тщательностью подобраны тексты и игровые задания. Учебник очень красочный. Открывая учебник первое, что мы видим – это красочный алфавит, который поможет детям быстрее выучить буквы. На третьей странице помещено обращение к ученикам Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, в котором он подчеркивает важность образованности каждого ученика для блага всего народа Республики Казахстан.

Программный материал начинается с  изучения символики Республики Казахстан.  Уже с первых дней в школе дети знакомятся с Гербом, Флагом и Гимном нашей страны. Что очень важно в развитии чувства патриотизма и любви к Родине.

Темы в учебнике даны блоками (периодами):

  • подготовительный период (добуквенный);
  • букварный период;
  • послебукварный период;

Теперь проанализируем каждый блок.

                            Подготовительный период.

Подготовка к обучению грамоте  и развитие речи.
Большое внимание уделяется развитию речи. Обогащению словарного запаса. Овладение  словами выражения речевого этикета. Работа над словом, предложением. Составление небольших рассказов по картинкам. Ударение, ударный слог. Ориентировка в звуковой структуре слова. Звук. Гласный звук, согласный звук. Составление схемы слова. Чтение схемы слова.
Данный период подготавливает учащихся к следующему более насыщенному периоду и более сложному периоду.
                                    Букварный период

Обучение грамоте  и развитие речи.

       Ознакомление и овладение звуками и буквами в последовательности, которая определяется следующими принципами:

  1. доступности – легкости при артикуляции и выделении звука из слова;
  2. принцип частотности звука в словах русского языка.

Знакомство с буквами и звуками  русского языка. Формирование основ  слогового чтения, обучение чтению слов,

  • с открытыми и закрытыми слогами всех видов;
  • с твердыми и мягкими согласными;
  • со стечением согласных, ь и ъ (мягким и твердым знаком);
  • обучение слогослиянию, постепенный переход на чтение целыми словами;
  • сознательное, правильное, плавное чтение букварных текстов;

Работа над звуко-буквенным анализом слов. Работа над составлением слов и предложений. Еще раз напомним, что уроки обучения грамоте интегрированные, поэтому в учебнике на каждом уроке дается материал для письма. Также при изучении каждой буквы дается материал для развития творческих способностей учащихся (игры, ребусы, загадки, и т.д.).

 

                            Послебукварный период.

 

Буквы выучены. Дети научились  читать и писать. Но работа на этом не заканчивается, а наоборот только начинается. Продолжаем работу над звуками и  буквами, над орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.,

Деление слов на слоги. Работа над ударением. Работа над предложением, словом. Продолжается работа над связанной  речью.

В содержание данной главы входят три основные темы:

  • Потешки, сказки, загадки народов мира;
  • Писатели – детям;
  • Родная земля – золотая колыбель;

 

К каждому произведению в учебнике помещены вопросы, которые помогают детям в понимании прочитанного, готовят пересказу текста. Или  заучиванию стихотворений.

 

Со второго полугодия 1 класса вводится новый учебник «Родное слово» авторы те же. Все идеи, которые легли в основу учебника «Букварь» они же легли в основу учебника «Родное слово». То есть вся работа которая была начата в первом полугодии, будет продолжена во втором.

 

  1. Прописи - это тетради на печатной основе. Основное средство обучения.
  2. Методическое руководство к учебникам – вспомогательное методическое пособие для учителей.

Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения