Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл Сукман исправл.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

 

Дидактические задачи: развивать технику чтения, грамотное письмо,  речь, словарный запас, развивать письмо с комментированием, внимательность, Творческие способности;

Правила игры: 1. составить из букв данного слова, как можно больше других слов; 2.  Время на выполнение задания 5 минут.

Ход игры:  Учитель обращает внимание, на слово, помещенное на доске. Просит его внимательно прочитать. Подумать какие слова могут получиться из букв данного слова. Дает детям на выполнение задания 5 минут. По окончании выполнения работы подводят итог. Самые интересные слова записывают в тетрадях с комментированием.

Например:  Дается слово НАБОРЩИК

Составленные слова: НАБОР, БОР, РОЩА, БОРЩ, КИНО, НОРА, КОРА, и т.д.

 

 

 

                               Игра-соревнование «Цепочка».

 

Дидактические задачи: развивать технику чтения, грамотность, каллиграфию, письмо с комментированием, творческие способности; развивать устный счет; словарный запас;

Правила игры: 1.  Класс разбивается на три команды.

  1. Забиваем шайбу в ворота противника, т.е. берем шайбу, читаем пример записанный на лицевой стороне шайбы, решаем его. Затем переворачиваем шайбу изнаночной стороной наружу. Называем записанную там букву и прикрепляем шайбу под своими воротами.
  2. Из букв выставленных ниже ворот составить слово.
  3. Придумать на основе данного слова рассказ с действующими лицами.
  4. Подведение итогов.

Ход игры:                                

Делим класс на три команды. Объявляется  игра «Хоккей». Перед учащимися ставится цель игры. И поэтапное выполнение заданий.

Затем начинается игра. К доске  выходят представители от каждой команды, учитель еще раз поясняет смысл задания. Дети на скорость решают примеры, переворачивают шайбу на другую сторону. Называют букву, прикрепляют шайбу к доске. Следом за первым учеником выходит второй человек от команды. Когда на доске появляются все буквы с первой по последнюю. Дается второе задание. Выходят еще по одному человеку от команды и составляют из выставленных букв слово. После того, когда выполнено второе задание. Дается задание №3. На основе данного «ключевого слова» составляется рассказ. Задание оцениваются по качеству выполнения работы и по скорости.

 

 

 

 

 

Например:

       1 команда

     2 команда

      3 команда

 1 задание.

«Забей шайбу в ворота»

 Примеры:

6-4          5+2       10-3

7+3         8-5        4+4

2 задание

Выставленные буквы:

К, О, Е, Й, Х, К;

Составленное слово:

ХОККЕЙ

3 задание

Составляется рассказ  со словом Хоккей.

1 задание

Примеры:

    1. 6+3
    2. 8+2            
    3. 4+3

2 задание

Выставленные буквы:

К, Л, А, Ю, К, Ш,

Составленное слово

КЛЮШКА

3 задание

Составляется рассказ  со словом Клюшка.

1 задание

Примеры:

8-4       6+2     10-5

9-3       4+2      7+3

2 задание

Выставленные буквы

О, О, А, Р, Т, В.

Составленное слово

ВОРОТА

3 задание

Составляется рассказ  со словом Ворота.


 

 

Игра «Домино».

 

Дидактические задачи: развивать речь, технику чтения, словарный запас, грамотность, быстроту реакции, творческую инициативу; умение составлять из отдельных слогов слова;

Правила игры; 1. Класс делится на три команды;

  1. Представители от каждой команды набирают по 7 карточек-домино (со слогами);
  2. Выходит первый представитель от первой команды и выставляет на доску первую карточку-домино;
  3. Вторую карточку ставим так, чтобы получилось слово;
  4. Побеждает та команда, которая первой закончит игру;
  5. Награждение команд.

Ход игры:

Учитель объявляет игру «домино». Знакомит с правилами игры. Вызывает капитанов команд к доске. Предлагает выбрать из карточек лежащих на столе  по 7 карточек-домино. Капитан первой команды выставляет первую карточку. Затем выходит представитель второй команды ставит следующую карточку таким образом, чтобы получилось слово. Игра длится до тех пор, пока какая либо из команд не закончит игру.

Подводят итоги игры и награждение команд.

Например:

                          МА 

                          МА  КО

                                   СА  НИ

                                           ВА  РА

                                                  КИ

                                                  ТА  ЛО

                                                          ТО

 

Игра «Ребусы».

 

Дидактические задачи: развивать речь, технику чтения, умение работать с ребусами, словарный запас творческие способности;

Правила игры: 1. Рассмотреть внимательно ребусы, подумать и попробовать решить их;

    1. Записать полученные слова в тетрадь и на доске с комментированием;
    2. Составить из полученных слов предложение, проставить в словах ударение;
    3. Подведение итогов.

Ход игры: На доске или на индивидуальных карточках дети видят ребусы. Учитель в свою очередь просит внимательно посмотреть на ребусы, и подумать, какие слова здесь зашифрованы. Дети составляют слова. Запись слов производится в тетрадях и на доске. Затем учитель просит ребят составить из данных слов предложение.

Например:

 

Составленные  слова:   гроза, вдруг, начало.

Составленное предложение:  Вдруг началась гроза.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В.

 

     Тест-контроль уровня творческих  способностей младших школьников  на начало учебного года.

 

1 Задание.

«СЛОГОВОЕ ЛОТО»

     Составьте  как можно больше слов с  данными слогами т.е. добавить  к имеющемуся слогу недостающие  слоги.

Образец:  МИ-мо, МИ-ЛО, ко-МИ-к и т.д.

 

     Слоги:  РА,  ТО;

 

2 Задание.

«СЛОВО В  СЛОВЕ».

     Составить из букв данного слова как можно больше слов.

Образец:  ДОМ 

Д – дед, дерево, дедушка, и т.д.;

О – окно, озеро, Облако и т.д.;

М – мама, машина, малина, и т.д.;

    

Слова:  МИР, БАЛ.

 

 

3 задание.

«БУКВЫ РАЗБЕЖАЛИСЬ».

     Переставьте буквы таким образом, чтобы из букв получились слова, а из слов предложения.

Образец: ИОКН – КИНО

                                            АИЛС.

     АЛШ АИЛС  ОП ЕУСЛ. УГРВД АОН ОЯУАПЧЛ  ААЗПХ ЯАМС.

ПБЖЛОЕАА  АИЛС АН ХПЗАА. А  КПКНАА ЦПА УИЛС АЗ  АУЛП!

 

     Тест- контроль на  определение уровня творческих способностей младших школьников на конец учебного года.

 

1 задание. «Волшебная  цепочка».

     Дается слово. В  данном слове, необходимо изменяя  по одной букве получить целую  цепочку новых слов.

Образец: ДЫМ-ДАМ-ДАР-ПАР.

Слова: ДОМ,  ДЕНЬ.

 

2 задание. «Наборщик».

     Дается слово ГРАМОТЕЙ. Задание составить из букв данного слова 10 новых слов.

 

3 задание. «Расскажи  сказку».

    Придумайте  сказку со словами АЙБОЛИТ  и СОЛДАТ.




Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения