Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.
Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую, речевую и игровую творческую активность детей.
На третьем этапе нашей работы (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала посредством дидактических игр.
Тестирование проводилось с помощью контрольного теста. Состоящего из трех заданий.
1 задание: «Волшебная цепочка». Дается слово. Необходимо изменять по одной букве в слове и получить целую цепочку новых слов.
Высокий уровень – 6 и более слов – 2 очка.
Средний уровень – 3-4 слова – 1 очко.
Низкий уровень – 0-2 слова – 0 очков.
2 задание: «Наборщик». Учитель читает стихотворение:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Дается слово «Грамотей». Задание составить 10 слов из данного слова.
Высокий уровень – 8-10 слов – 2 очка;
Средний уровень – 5-7 слов –1 очко;
Низкий уровень – 0-4 слова – 0 очков;
3 задание «Расскажи сказку».
Детям дается два несвязанных друг с другом персонажа (Айболит и солдат). Требуется за 1 минуту придумать сказку с указанными героями.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1 балл – данный признак есть, но выражен слабо;
2 балла – соответствующий
Данные по уровню развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры отображены в сводной таблице 2.
Таблица 2. Сопоставление уровней развития творческих способностей младших школьников на конец года.
Класс уровень |
Экспериментальный класс 1 «Г» класс 24 чел. |
Контрольный класс 1 «В» класс 26 чел. | ||
Кол-во уч. |
% |
Кол-во уч. |
% | |
Высокий уровень |
8 |
32 |
5 |
20 |
Средний уровень |
12 |
48 |
11 |
44 |
Низкий уровень |
5 |
20 |
9 |
36 |
Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на конец года
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило – 32 % от предыдущих показателей (12 % ) в констатирующем эксперименте.
Данные исследования частично подтвердили предположение о том, что развитие творческих способностей младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Заключение.
В результате анализа психолого-
Применение в практической деятельности разработанных нами игр и игровых упражнений, а также анализ результатов опытно-педагогической работы, позволил нам сделать вывод о том, что использование игры эффективно при следующих условиях:
Также необходимо
отменить, что при чётком продумывании,
правильной разработке и
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра как психологическая
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая задача – развить речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать в коллективе; развивать умение писать с комментированием; словарный запас;
Игровые правила. Составить слова. Записать в тетрадь. Проставить ударение.
Игровые действия. Быстро составить слова (как можно больше слов). Проставить ударение.
Ход игры. Учитель выставляет на доске слоги. Дает задание составить из данных слогов как можно больше слов. Записать в тетрадках. Проставить ударение. Дается время 1-3 минуты. Проводится проверка выполненного задания. Самые интересные слова записываются в тетрадках с комментированием.
НАПРИМЕР: СА-, КО-, ЛО-, РЕ-, НИ-, МА-, НА-, СО-, КЕ-, КИ.-, ШИ-, КА-, ЛИ-, и т.д.
Составленные слова: коса, соло, река, Нина, малина, машина, соки и т.д.
Игра «Составилка» 2.
Дидактическая задача – развивать речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать самостоятельно; развивать умение писать с комментированием;
Например: Одуванчик, лучи, солнышко, золото. Шарик, рядом, пушистый, ножке, белеет, зеленый.
Варианты составленных предложений. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. Рядом белеет пушистый шарик на зеленой ножке.
Дидактические задачи: развивать словарный запас, умение пересказывать текст; развивать фантазию; развивать умение рисовать и составлять диафильм; развивать умение слушать, выделять главное; развивать умение анализировать и синтезировать материал;
Игровые правила: 1. пересказать текст;
Ход игры:
На уроке изучения новой буквы учитель читает сказку или рассказ, в котором использованы слова с данной буквой. Предварительно дав задание внимательно слушать сказку и запоминать слова с новой буковкой. По окончании чтения рассказа или сказки ведется беседа о содержании прочитанного.
После анализа сказки учитель просит попробовать пересказать ее. В конце урока учитель дает задание на дом. Пересказать сказку родителям. С их помощью составить план сказки. Составить диафильм.
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
З-з-западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.
А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
- Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
И весь зонт зубами разорвал.
Игра «Наборщик».